А: Ученик умеет различать агрегатные состояния вещества, учится работать с текстом, строить диалог и сотрудничать в группе и в паре; оценивает работу группы
В: Ученик применяет ранее изученную информацию; учится находить нужную информацию, сравнивать, рассуждать, делать выводы и строить продуктивный диалог; оценивает себя и работу группы
С: Ученик составляет вопросы высокого порядка; сравнивает, рассуждает, аргументирует свою точку зрения; строит продуктивный диалог, сотрудничает в группе и проводит саморефлексию деятельности
Вре- мя | Этапы урока | Задачи | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Организационные формы | Оценивание | Используе- мые модули | Ресурсы |
1 мин | Организационный момент. Приветствие учащихся. Психологический настрой на урок. | Создание благоприятного психологического климата | Приветствие. Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи сегодня на уроке | Желают удачи на уроке друг другу | Фронтальная работа | Похвала | | |
8 мин | Стадия вызова | Актуализация знаний обращение к предыдущим знаниям | Делит класс на 4 групп способом 1,2,3,4. Распределение ролей. В группы раздать листы оценивания работы группы и листы самооценивания учащихся. Что мы подразумеваем под взаимодействием тел? Приведите примеры взаимодействия тел? Тест вопросы теста: Может ли тело само изменить свою скорость без действия других тел? А. Может. Б. Не может. В. Иногда может Изменение скорости тела происходит… А. Без действия на него другого тела. Б. После действия на него другого тела. В. Пока на него действует другое тело. Г. До того, как подействует на него другое тело. 3. При взаимодействии двух тел… А. Оба тела имеют одинаковую скорость Б. Большую скорость приобретает тело с большей массой. В. Большую скорость приобретает тело с меньшей массой. | Ученики объединяются в группы. Распределяют роли. Обсуждают и делают различные предположения((Действие одного тела на другое не может быть односторонним, оба тела действуют друг на друга, т.е. взаимодействуют). Притяжение двух магнитов, два автомобиля при столкновении, Земля и мяч при его падении…). Выступления групп Группы дополняют ответы Другие группы задают вопросы по выступлению спикера (по шаблону учителя) Оценивают себя и других по листу самооценивания | Работа в группах
Индив, работа в паре
| Листы самооценивания. Листы оценки работы групп Проверка по ключу | КМ, ОдО, НПО (саморегуляция при составлении критериев в лист оценивания) | |
2 мин | Побуждение интереса к получению новой информации | Что является причиной изменения скорости движения тел? Разгадывание сконворда Сила есть физическая… (величина). Если к телу приложена сила, то тело изменяет свою… (скорость). Основной источник получения информации в физике (наблюдение). Сила, как и скорость является… величиной (векторной). Изгиб, кручение, сжатие, растяжение – это … (деформация). 6.Сила, подобно скорости, имеет … (направление Какое слово у нас получилось? Правильно, Ньютон! Мы сегодня ещё вернёмся к этому имени. | Предполагаемые ответы учеников Сила. Скорость тела меняется при взаимодействии его с другими телами).
Проверка по ключу | Фронтальная работа | Техника 20 сек , Похвала Листы самооценивания. Листы оценки работы групп | Диалоговое обучение, ИКТ | Презентация |
18 мин | Осмысление содержания | Развитие критического мышления Получение новой информации | Сегодня на уроке мы как раз и познакомимся с – силы тяжести – и её влияние на движение тел. Тема урока звучит следующим образом: « Явление тяготения. Сила тяжести». Запишите её в тетради. Тележка находится на горизонтальной опоре. Почему тележка не движется? С какими телами она взаимодействует? Что необходимо, чтобы тележка изменила свою скорость? почему тележка приобрела скорость? Сила – векторная величина. Что это означает? Какую ещё векторную величину мы уже с вами изучили? Одна из самых значимых сил в природе – сила тяжести. Посмотрите внимательно опыт и скажите, в чём же проявляется её действие? Пережигание нити, к которой прикреплён шарик, в результате шарик падает на стол (в песок). Почему шарик до пережигания нити находился в состоянии покоя? Почему он начал падать после пережигания нити? Почему, как бы ни старались мы высоко подпрыгнуть, всё равно опускаемся на землю? Почему листья, опадая с деревьев, тоже опускаются на землю? Инструкция по работе в группах: 1) Изучение новой темы системой маркировки Инсерт Работа с текстом, возможные пометки Во время чтения текста на полях делаются пометки, а после работы необходимо заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф. В нее кратко заносятся заметки из текста: Знал + Новое * Думал иначе - Не понял, есть вопросы ? | + новое | - думал иначе | ? не понял, есть вопросы | | Если на неподвижную тележку, стоящую на опоре, не действуют другие тела, кроме Земли и опоры, она не изменяет своего положения. Если появится действие ещё какого-нибудь тела, скорость тележки изменится) Сила – причина изменения скорости тел. скорость
Ответы(Действует притяжение Земли).
Под действием силы притяжения к Земле
сила – физическая величина, следовательно, её можно измерить. Прибор для измерения силы – динамометр (ДЕМОНСТРАЦИЯ динамометров). ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ: Динамометр – прибор для измерения силы. Имеет не только значение, но и направление). Ученики слушают и приступают к выполнению задания 1. Работа с учебником Знакомятся с теоритическим материалом, выделяют главное, определяют ключевые понятия, разбирают все затруднения, непонятные моменты | групповая абота в парах фронтальная Фронтальная Групповая | Листы самооценивания. Листы оценки работы групп Составление постера | ОдО, КМ |
презентация
Учебник, постер с вопросами (5 постеров) |
2 мин | Физминутка | снять психическое напряжение путем переключения на другой вид деятельности | Выполняет упражнения Теперь то есть у нас предлог, Чтобы тяжесть сбросить с рук и ног, Мы с вами выйдем из-за парт, И скажем дружно все: “На старт!” Встаньте, ребята (ученикам предлагается встать и выйти из-за парты). Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что вы едете в автобусе. Вокруг заснеженные поля, деревья покрыты белым пушистым снегом. И вдруг на дорогу выбежал заяц. Водитель резко затормозил…(наклонились вперед). Но все завершилось благополучно, заяц убежал, водитель резко нажал на газ…(наклонились назад). Продолжаем ехать, и вот быстро поворачиваем направо…(наклоняются влево), дорога петляет, теперь поворот налево….(наклоняются вправо). Почему так происходило, почему вы наклонялись? (по инерции) | Выполняют зарядку | Фронтальная работа | Похвала, апплодисменты | ЗОЖ, возрастные особенности | Компьютер с программой Проигрыватель |
6 | Закрепление | Закрепить материал новой темы | Учитель дает выполнить тест Критерии оценивания: 4 верных - 3 балла 3 верных -2 балла 2 верных – 1 балл Ниже 2 - 0 баллов Вопрос высокого уровня (выявление ТиО) | Учащиеся выполняют тест Учащиеся сравнивают свои ответы с ключом
| Индивидуальная работа | Листы самооценивания | ОдО, КМ, ТиО | Тест, Слайд с критериями, слайд с ключом ответов |
5 | Рефлексия | Анализ, творческая переработка, интерпритиция изученной информации | Возьмите яблочко из бумаги, которое лежит перед каждым на парте и отметьте “плюсиком” ту часть яблока, которая соответствует вашему настроению на уроке. Мне было трудно. Многое не понял. Мне урок понравился. Я все понял. Было интересно | Учащиеся пишут, что они узнали нового и задают один вопрос, на который они не узнали ответа на уроке | Индивидуальная работа | Использование эссе при планировании следующего урока | КМ ТиО | Листы А-5 (что узнал нового, что осталось непонятным) |
3 мин | Дом. задание | Повторить и закрепить изученный материал | Учитель записывает на доске: §24, вспомнить и записать 5 поговорок о силе. | Учащиеся записывают в дневник | Индивидуальная работа | Выявление ТиО | Оценивание, ТиО | Учебник, лист с эксп. заданием |
Вре- мя | Этапы урока | Задачи | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Организационные формы | Оценивание | Используе- мые модули | Ресурсы |
2 мин | Организационный момент. Приветствие учащихся. Психологический настрой на урок: Разминка «настроение» | Создание благоприятного психологического климата | Предлагаю ребятам проиграть движения, показать мимикой слова, сказанные мной: | Выполняют разминку | Фронтальная работа | Апплодисменты, похвала | Возрастные особенности | |
5 мин | Проверка домашнего задания | Выяснить уровень усвоения материала прошлого урока | Учитель организует работу по проверке домашнего задания по технике «Горное восхождение» | Учащиеся работают в парах. Они по очереди задают друг другу вопросы. Если учащийся отвечает на вопрос правильно, то они перемещают свою фишку на один квадратик вверх на игровом поле и гора становится ближе. Если учащейся отвечают не верно на вопрос, то они сохраняют свою «неверно отвеченную карточку» и могут изучить правильный ответ во время игры. Один квадрат перед вершиной горы является «базовым лагерем», где учащиеся должны взять вторую попытку на все свои «неверно отвеченные карточки». Задача для команды из «двух альпинистов» состоит в том, чтобы добраться им обоим до вершины горы . | Работа в парах | Лист самооценивания, оценивание друг друга через лист оценки работы группы | Новые подходы в обучении. формативное оценивание | Лист А-4 с изображением горы |
5 мин | Стадия вызова | Подготовить к активному восприятию материала | Учитель показывает график плавления вещества и задает вопрос: Объясните каждый отрезок на графике? | Учащиеся обсуждают в группах отвечают: Предполагаемые ответы учеников: АВ - нагревание тела, ВС - плавление. Температура не изменяется, так как происходит разрушение кристаллической решетки, энергия затрачивается на этот процесс | Групповая работа | Лист оценки работа группы. Лист самооценивания | КМ, ИКТ, НПО, ОдО | Слайд с графиком, лист А-4 для ответов групп |
20 мин | Осмысление содержания | | Учитель организует работу по изучению новой темы , используя технику «Жигсо». Стратегия «Выполнять, говорить и записывать» | Учащиеся разбившись на группы (1,2,3,4,5) изучают свою часть параграфа, обсуждают ее и готовят вопрос по своей части, который будут начинаться со слова Почему?. Затем учащиеся возвращаются в прежние группы и обучают друг друга. | Групповая работа | Лист оценки работа группы. Лист самооценивания | КМ, НПО, ОдО, | Учебник |
10 мин | Закрепление | | 1) Учитель дает заполнить таблицу: Обозначение уд. Тепл. Пл. | | Ед. изм. | | формула | | λ =0,59*105Дж/кг. Что это означает? | | Как изменяетсяU при плавлении | | Как изменяется t при плавлении | | применение | | | | 2) Используя пример решения задачи на стр. 63 учебника, решите следующую задачу: Для приготовления чая охотники бросили в котелок 2 кг льда. Сколько потребуется теплоты, чтобы получить кипяток, если на улице стоял 7-градусный мороз? Постойте график процессов. | После взаимообучения каждая группа заполняет таблицу. Учащиеся в паре разбирают пример задачи и решают новую. | Групповая работа
Работа в паре
| Лист оценки работа группы. Лист самооценивания Лист самооценивания | диалоговое обучение, ТиО | Лист с таблицей
учебник |
2 мин | Рефлексия | Анализ, творческая переработка, интерпритиция изученной информации | Учитель предлагает на стикерах зеленого и красного цвета записать: Чем урок был интересен? Что у вас вызвало затруднения? | Учащиеся записывают свои мысли | Индивидуальная работа | саморегуляция | КМ | Стикеры 2-х цветов |
1 мин | Дом задание | Повторение и закрепление изученной темы | § 14 учебника; 2. Упр. 9 задание 1 (устно),2,7*. | Учащиеся записывают в дневник | Индивидуальная работа | Выявление ТиО | Оценивание, ТиО | Учебник |
Вре- мя | Этапы урока | Задачи | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Организационные формы | Оценивание | Используе- мые модули | Ресурсы |
1 мин | Организационный момент. Приветствие учащихся. Психологический настрой на урок | Создание благоприятного психологического климата | Учитель организовывает психологический настрой на урок: обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой. Тех, кто выбрал зеленый лист ожидает успех на занятии, тех, кто выбрал красный - желают общаться, желтый - проявят активность, синий – будут настойчивы. Помните. Что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий (древо достижений) | Учащиеся прилепляют разноцветные листочки на дерево. | Индивидуальная работа | похвала | ОдО | Дерево, листочки разных цветов |
5 мин | Проверка домашнего задания | Выяснить уровень усвоения материала прошлого урока | Учитель карточки с индивидуальным заданием: На графике отражены наблюдения за изменением температуры двух кристаллических веществ. Ответьте на вопросы: 1. Сколько времени длилось наблюдение? 2. Какое вещество начало плавиться раньше? Какое вещество расплавилось раньше? 3. Укажи температуру плавления каждого вещества. 4. Опиши, что происходило на каждом из этапов графика: Напиши формулу на каждый этап. 5.* Температура плавления стали 14000С. При сгорании пороха в канале ствола орудия температура достигает 36000С. Почему ствол орудия не плавится при выстреле? | Учащиеся Проговоривают критерии оценивания, например: 5 верных - 3 балла 4 верных -2 балла 3 верных – 1 балл Ниже 3 - 0 баллов Выполняют задания по карточке Проверка по ключу | Индивидуальная работа | Лист самооценивания, | Новые подходы в обучении (формативное оценивание), ТиО | Карточки с заданием, слайд с ключом ответов или фронтально |
5 мин | Стадия вызова | Побудить интерес к новым знаниям и умениям | Послушайте стихотворение: Щеглова Вода появляется из ручейка, Ручьи по пути собирает река. Река полноводно течет на просторе, Пока, наконец, не вливается… в море. Моря пополняют запас океанов, Над ним формируются клубы тумана. Они поднимаются выше, пока Не превращаются в облака. А облака проплывая над нами, Дождем проливаются, сыплют снегами. Весной соберется вода в ручейки, Они потекут до ближайшей реки. -Как весь процесс называют в народе? Верно, круговорот воды в природе. Учитель демонстрирует картинку на слайде Начнем изучать эти явления с опыта: (в лоточке лежит по два предметных стекла); подышите на стеклышко. Что вы наблюдается? Как и почему изменяется «картина» на стеклышке? Как называют происходящие явления. Назовите явления? | Предполагаемый ответ учащихся: Круговорот воды в природе Предполагаемый ответ: Конденсация Испарение | Фронтальная работа Индивидуальная работа Фронтальная работа | Похвала Самооценивание техника – 20 сек | КМ, ИКТ Диалоговое обучение | Слайд стекла |
20 мин | Осмысление содержания | Получение новой информации, развитие коммуникативных навыков | Инструкция по работе в группах Стратегия «Знаешь сам. Передай другому» Каждой группе предложено задание составить ОК (прием «Своя опора»), поделиться знаниями со всеми: 1.Приведите примеры, где вы наблюдали эти явления вокруг себя. 2.Какими способами жидкость может перейти в газообразное состояние? 3.Вечером разлили воду из стакана на пол. Почему на утро ее не видно? Как называется этот процесс? 4.Вспомнив о строении жидких и газообразных тел, проанализируй, почему испарение происходит с верхнего слоя жидкости? 5.«Исследовательская лаборатория»: ( 3 группы) А) Оборудование: 2 стеклянные пластины, пипетка, сосуд с жидкостью для снятия лака, сосуд с водой. Нанесите пипеткой на стеклянные пластины по капле воды и жидкости для снятия лака. Наблюдайте за их испарением. Сделайте вывод о скорости испарения жидкостей. В) Оборудование: 2 стеклянные пластины, пипетка, сосуд с жидкостью для снятия лака, электрическая лампа. Капните на стеклянные пластины по капле жидкости. Одну из пластин поместите над электрической плиткой. Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от температуры жидкости. С) Оборудование: 2 стеклянные пластины, пипетка, сосуд с жидкостью для снятия лака, бумажный веер Капните на стеклянные пластины по капле жидкости. Обмахивайте веером одну из пластин. Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от наличия ветра. Д) Опыт – Стакан с горячей водой закрыт стеклом. Что будет происходить, если жидкость находится в закрытом сосуде и занимает только часть его объема? Как называется этот процесс? |
Ученики в группах обсуждают, через ответы составляют ОК Вопросы для развития метапознания: Какой у меня план действий? Какие у меня есть проблемы? Как я их буду разрешать? Какая информация мне нужна? Правильно ли я это делаю? Каков самый эффективный путь достижения этой цели? Понимаю ли я то, что я делаю? Откуда я знаю, что это правильный ответ? Был ли это хороший план? Что я мог бы сделать по-другому? Чему я из этого научился?
Вывод: Скорость испарения зависит от рода вещества. Вывод: Скорость испарения зависит от температуры жидкости Вывод: При ветре испарение происходит быстрее Критерии оценивания ОК | Групповая работа | Лист оценки работа группы. Лист самооценивания |
КМ, ОдО, | Плакат А-3, карточка с вопросами. Для исследований: стеклянные пластины, пипетка, сосуд с жидкостью для снятия лака, сосуд с водой. электрическая лампа, бумажный веер |
2 мин | Физминутка | снять психическое напряжение путем переключения на другой вид деятельности | Выполняет упражнения | Выполняют зарядку | Фронтальная работа | Похвала, апплодисменты | ЗОЖ, возрастные особенности | Компьютер с программой Проигрыватель |
7 мин | Закрепление | | Учитель организует работу, используя технику формативного оценивания «Взаимооценивание в группах» Используя построенные модели испарения и конденсации, решим следующие задачи: 1.Выйдя в летний жаркий день из реки, вы ощущаете прохладу, это ощущение усиливается в ветреную погоду. Объясните, почему это происходит? 2.Почему учителя физкультуры настаивают, чтобы ученики после урока обязательно переодевались? 3.Какой суп остынет быстрее: жирный или постный? 4.Зачем жители полярных стран смазывают жиром лицо в сильный мороз? 5.Почему температура воды в открытых водоемах летом всегда ниже температуры окружающего воздуха? 6.На улице целый день моросит холодный осенний дождь. В кухне развесили для просушки выстиранное белье. Определите, быстрее ли оно высохнет, если открыть форточку? Разделить на микрогруппы | Учащиеся, получив вопросы, обдумывают ответы на них самостоятельно. Затем делятся в группе, сравнивают их, обосновывают свою точку зрения, выбирают лучший вариант ответа. Спикер выступает от группы. | Групповая работа
| Лист оценки работа группы. Лист самооценивания | диалоговое обучение, ТиО, ОдО |
Листы с вопросами |
3 мин | Рефлексия | Анализ, творческая переработка, интерпритиция изученной информации | Учитель предлагает подвести итог работы каждого учащегося техникой «Бортовой журнал» Таблица ЗУХ | Учащиеся заполняют таблицу | Индивидуальная работа | саморегуляция | КМ, ОдО | Таблица ЗУХ |
2 мин | Дом задание | Повторение и закрепление изученной темы | § 15-16 учебника; Написать эссе, доклад или подготовить презентацию «Значение испарения и конденсации в окружающей хочу узнать нас среде» | Учащиеся записывают в дневник | Индивидуальная работа | Выявление ТиО | Оценивание, ТиО | Учебник, доп. Источники |
Вре- мя | Этапы урока | Задачи | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Организационные формы | Оценивание | Используе- мые модули | Ресурсы |
1 мин | Организационный момент. Приветствие учащихся. Психологический настрой на урок | Создание благоприятного психологического климата | Учитель организовывает психологический настрой на урок: Есть такая притча. Ученик решил задать мудрецу вопрос, на который тот дал бы не правильный ответ: поймал бабочку, зажал ее в ладони и задумал спросить мудреца, живая бабочка у него в кулаке или мертвая. «Если ответ что живая, я раздавлю ее, а если скажет мертвая, я выпущу ее, и учитель в любом случае будет не прав» - Живая бабочка у меня в руке или мертвая,» - спросил ученик своего учителя. Тот улыбнулся и ответил: все в твоих руках. Сегодняшний урок, ребята, в ваших руках. Только от вас зависит, как вы будете работать на уроке. Я желаю вам удачи на уроке и быть более активными. | Учащиеся настраиваются на работу | Фронтально | похвала | ИКТ | Слайд |
5 мин
5 мин
| Проверка домашнего задания | Выявление ТиО
Выяснить уровень усвоения материала прошлого урока | Ребята, кто хочет показать презентации или прочитать эссе, созданные дома. А сейчас давайте побеседуем по материалам прошлого урока. Методика «Закончи фразу»: 1.Физическая величина, численно равная количеству теплоты, которое необходимо передать телу массой 1 кг для того, чтобы его температура изменилась на 10С, называется … 2.Переход вещества из жидкого состояния в твёрдое называют … 3.Переход вещества из твёрдого состояния в жидкое называют … 4Явление превращения жидкости в пар называется ….. 5. Формула количества теплоты при плавлении тела … 6. Лёд не сразу начинает таять, если его внести с мороза в натопленную комнату, потому что… 7. если кратковременно касаются утюга мокрым пальцем не получают ожога, так как… | Учащиеся показывают или зачитывают свои творческие работы внутри групп Учащиеся отвечают друг другу, оценивают. | Групповая работа
Работа в паре | Формативное оценивание – позвала, аплодисменты Лист оценивания работы группы | НПО, ТиО, ОдО, НПО, ОдО | Карточка с незаконченными фразами |
7 мин | Стадия вызова | Побудить интерес к новым знаниям и умениям | На проекторе эпиграф к уроку: В 1 веке до нашей эры римский поэт Тит Лукреций Кар в своей знаменитой поэме «О природе вещей писал»: И, наконец, на морском берегу, разбивающем волны, Платье сыреет всегда, а на солнце, вися, оно сохнет. Видеть, однако, нельзя, как влага на нем оседает, Да и не видно того, как она исчезает от зноя. Значит, дробится вода на такие мельчайшие части, Что недоступны они совершенно для нашего глаза. Подвести к постановке учебных задач и определению темы урока. Как вы считаете, почему затрудняется дыхание в пустыне и на крайнем севере? В воздухе всегда есть водяной пар. Перечислите, откуда он берется? Ребята! Сейчас вы увидите природные явления. Подумайте, они как - то связаны между собой? Туман, Облака, Иней, Роса, Что объединяет эти явления? () Итак, тема сегодняшнего урока – влажность воздуха (Слайд ). А теперь давайте сформулируем цели урока. Ребята перед вами вырезка из местной газеты с неблагоприятными днями в ноябре месяце. (Слайд ). Для чего публикуют подобные предупреждения? Постарайтесь осмыслить этот вопрос, а точный ответ вы мне дадите в конце этого урока. | Предполагаемый ответ учащихся: очень сухой воздух. Предполагаемый ответ: испарение с поверхности Земли испарение с поверхности водоёмов, растений, атмосферные осадки Предполагаемый ответ: образуются путем испарения и конденсации. Вода, содержащаяся в атмосфере, влажность воздуха Предполагаемый ответ: Изучить влажность, ее значение для жизни человека Учащиеся разрабатывают Критерии успеха на урок техникой КМ, записывая в рабочие тетради: Что я знаю Что я умею Что я могу | Фронтальная работа Индивидуальная работа Фронтальная работа | Похвала Самооценивание техника – 20 сек | КМ, ИКТ Диалоговое обучение | Слайд |
15 мин | Осмысление содержания | Получение новой информации, развитие коммуникативных навыков | Учитель предлагает изучить новую тему техникой «Ключевые термины» Термин Водяной пар Относительная влажность воздуха Температура Точка росы Давление нас. Пара Гигрометр Психрометр 40% - 60% | Аргумент | |
Ученики в группах обсуждают, записывают аргумент подтверждающий ценность этого термина
| Групповая работа | Лист оценки работа группы. Лист самооценивания |
НПО,КМ, ОдО, | Плакат А-3, |
2 мин | Физминутка | снять психическое напряжение путем переключения на другой вид деятельности | Выполняет упражнения | Выполняют зарядку | Фронтальная работа | Похвала, апплодисменты | ЗОЖ, возрастные особенности | Компьютер с программой Проигрыватель |
5 мин
| Закрепление |
| Задача 1. Влажность воздуха равна 78%, а показания сухого термометра равно 12°С. Какую температуру показывает влажный термометр? Задача 2. Разность показаний сухого и влажного термометров равна 4°С. Относительная влажность воздуха 60%. Чему равны показания сухого и влажного термометров? В изменённой ситуации – Представьте, что вы работаете на метеорологической станции. Каков будет ваш прогноз для каждого значения влажности? – Объясните, почему такая зависимость: чем выше влажность, тем меньше разность показаний сухого и влажного термометров? | Вырабатывают критерии решения задач, например: 1. Оформление 2.Перевод единиц в СИ 3. Правильность мат выч 4. Ответ на глупость Учащиеся решают задачи в группе. Эксперт наблюдает, направляет. Обмен задачами методом «Карусель»,, нахождение ошибок , исправление. Одаренные после обмена задач на проверку решают доп. задачу (1 – осадков не будет; 2 – осадки вероятны) (Чем выше влажность, тем медленнее происходит испарение, влажный термометр медленнее охлаждается, температуры меньше отличаются.) | Групповая работа | Лист оценки работа группы. Лист самооценивания | диалоговое обучение, ТиО, ОдО | Листы с задачами |
3 мин | Рефлексия | Анализ, творческая переработка, интерпритиция изученной информации | Вернемся к критериям успеха, пометьте, что совпал , нарисуйте смайлик по настроению которое соответствует сегодняшнему уроку. Кто справился быстро, составляет Синквейн «Влажность воздуха» | Ученики помечают на полях, пишут синквейн | Индивидуальная работа | саморегуляция | КМ, ОдО |
|
1 мин | Дом задание | Повторение и закрепление изученной темы | § 17 учебника, вопросы устно. Творческое задание: подберите народные приметы, связанные с влажностью воздуха. при этом, по желанию, вы можете просто записать их в тетрадь, записать и оформить их на альбомных листах или при оформлении их в тетрадь при этом объяснить их с точки зрения физики. | Учащиеся записывают в дневник | Индивидуальная работа | Выявление ТиО | Оценивание, ТиО | Учебник, доп. Источники |
| 1 урок | 2 урок | 3 урок | 4 урок |
Тема урока | Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание твердых тел. | Температура плавления. Удельная теплота плавления. | Парообразование. Испарение и конденсация. Ненасыщенные и насыщенные пары. | Влажность воздуха. Приборы для измерения влажности. |
Цель обучения (когнитивная) | Формирование понятий «Агрегатные состояния вещества, плавление и отвердевание твердых тел». | Выявление сущности перехода вещества из твердого состояния в жидкое при изучении темы «Температура плавления; удельная теплота плавления». | Определение взаимосвязимежду процессами парообразования; испарения и конденсации; при изучении свойств насыщенных паров. | Оценивание способов измерения влажности воздуха посредством приборов для измерения влажности. |
Целиличностногоразвития обучаемых | Обеспечить условия для развитияпознавательного интереса к процессу перехода вещества в различные агрегатные состояния через активные формы работы с источниками учебной информации (выделять главное в тексте) | Обеспечить условия для развития мотивации при решении задач, оценивания различныхтермодинамических процессов. | Способствовать формированию позитивного отношения к обучению через развитие навыков исследовательской деятельности. | Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи процессов и использовать их при решении задач; |
Результаты обучения | А: Ученик умеет различать агрегатные состояния вещества, учится работать с текстом, строить диалог и сотрудничать в группе и в паре; оценивает работу группы В:Ученик применяет ранее изученную информацию; учится находить нужную информацию, сравнивать, рассуждать, делать выводы и строить продуктивный диалог; оценивает себя и работу группы С:Ученик может составляет вопросы высокого порядка; сравнивает, рассуждает, аргументирует свою точку зрения; строит продуктивный диалог, сотрудничает в группе и проводит саморефлексию деятельности (эссе) | А: Ученик применяет готовый алгоритм при решении задач; составляет вопросы на знание, понимание и применение, развивает речевые навыки через парную и групповую форму сотрудничества, слушает собеседника, учитывает разные мнения и обосновывает собственное в группе, оценивает свою работу товарищей уроке. В: ученик помогает строить алгоритм решения задач, понимает графики, отвечает на вопросы высокого порядка по изучаемой теме. С: может руководит процессом составления алгоритма решения задач, учит других рассуждению, руководит работой группы, проводит саморефлексию и формулирует самостоятельно цели урока. | А: Ученик понимает процессы парообразования, испарения и конденсации, сотрудничает в группе, высказывает свое мнение. В: ученик объясняет, рассуждает и оценивает процессы, отвечает на вопросы высокого порядка по изучаемой теме грамотно, четко и точно выражать свои мысли. С: Ученик может выдвигать гипотезы, экспериментирует, приводит доказательства, четко формулирует мысли, предлагает идеи построения творческого урока, организует работу в группе. | А: ученик знает формулу для оценивания влажности воздуха и измеряет ее с помощью прибора, сотрудничает в групповой и в парной работе, отвечает на вопросы знание, понимание, применение, оценивает свою работу. В. Ученик применяет знания при решении задач, отвечает на вопросы высокого уровня, оценивает свою работу. С: Ученик реализует план своегоисследования, задает вопросы высокого уровня, организует ребят в группе, критически оценивает свою деятельность. |
Барьеры в обучении | Недостаточно благоприятный климат в классе, некоторые ученики предпочитают отсиживаться. Другие предпочитают отмалчиваться, другие не могут друг друга слушать это Рафагат, Мирас. Кто не дают возможность говорить другим и выкрикиваютАртем) Не умеют работать в группе и, распределять роли Неумение слушать, невнимательность, недобросовестное выполнение заданий в группе ( Рафагат и Мирас); Рафагат провоцирует Мираса на конфликт в общении с лидером группы Полиной; Лидер 1 группы (Диана) не дает возможность проявлять другим свои способности ( все делает сама от оформления до выступления), хотя при обсуждении слушает идеи ребят; недостаточно развиты коммуникативные навыки | Нежелание детей брать в группу Рафагата; отсутствие инициативы (Рафагата, Мираса). | Создание условий для социальной коммуникации и взаимодействия – работе в паре, группе, вовлечение в групповую работу (Мирас). | Саморегуляция недостаточно развита у Мирсас. |
Пути преодоления барьеров | Создание условий для социальной коммуникации и взаимодействия – работе в паре, группе. Форма оценивания групп «Две звезды, одно желание» позволит учащимся слушать выступления ребят. На следующем уроке не садить в группу «дуэт Рафагат и Мирас». Для Дианы необходимо дать задание помочь слабым ребятам объяснить материал урока. Используя прием создание ситуации успеха помогать росту самооценки, настрою на успех (Мираса). | Создание благоприятной психологической обстановки с целью социальной коммуникации и взаимодействия – работе в паре, группе. ( вовлечь в работу группы Мираса, применяя Ситуацию успеха). Использовать приемы, стимулирующие активность Максима, Рафагата. | Создание благоприятной психологической обстановки. Создание условий для социальной коммуникации и взаимодействия – работе в паре, группе (Рафагата, Мираса). Активизировать участие ребят в ролевой игре на четвертом уроке. | Использовать приемы, стимулирующие активность на развитие устной речи, организации диалога ( Мираса). |
Формы работы | Работа в парах. Групповая работа. Индивидуальная работа. | Работа в парах. Групповая работа. Индивидуальная работа. | Работа в парах. Групповая работа. Индивидуальная работа. | Работа в парах. Групповая работа. Индивидуальная работа. |
Используемые приемы развития критического мышления и методы активного обучения и преподавания | Мозговой штурм, «Инсерт», «Карусель», «Пятиминутное эссе». | «Горное восхождение», техника «Жигсо» | «Своя опора», эссе | «Ключевые термины», синквейн |
Используемые типы бесед | Кумулятивная и исследовательская | Кумулятивная и исследовательская | Кумулятивная и исследовательская | Кумулятивная и исследовательская |
Используемые стратегии обучения | Стратегия обучения тому, как учиться; стратегия техники вопросов и ответов; кумулятивная беседа | Стратегия: «Выполнять, говорить, записывать» | Стратегия «Знаешь сам, передай другому» | Стратегия обучения тому, как учиться; стратегия техники вопросов и ответов; |
Задания для выявления талантливых и одаренных | Представить постер и защитить «Агрегатные состояния вещества»; Домашнее задание: 1) подготовить ответ упр 8 №8; экспериментальное задание с парафином | Задание: построить график термодинамических процессов по условию задачи Домашнее задание: решить задачу повышенной сложности | Доклад или презентация по теме; Задача повышенной сложности | Задача: дать прогноз влажности и объяснить. Дом задание творческое задание – найти пословицу по теме урока. |
ИКТ | Мотивация на начало урока - нестандартный вход на урок (слайд PowerPoint), Критерии успеха, физминутка. | Стадия вызова (слайд) - график плавления вещества | Слайды (стихотворение, картинка), использование на физминутке | слайды PowerPoint для выхода на новую тему |
Оценивание | Лист оценивания работы группы, Лист самооценивания | Лист оценивания работы группы - по критериям оценивая, Лист самооценивания | Лист оценивания работы группы - по критериям оценивая, Лист самооценивания | Лист оценивания работы группы - по критериям оценивая, Лист самооценивания |
Рефлексия | В дневниках | Рефлексия Цветовые стикеры. | Отдагай зададку и установи соответсвие | Дать ответ на проблемный вопрос, который стоял в начале урока |
Используемыересурсы | Набор тел, листы А-3 для заполнения таблицы; Индивидуальный лист с вопросами; слайды PowerPoint; Ромашка Блума с вопросами; Листы А-5; учебник, лист с эксп. заданием. | Лист А-4 с изображением горы, слайд с графиком, лист А-4 для ответов групп, учебник, лист с таблицей, стикеры двух цветов | Дерево, листочки разных цветов, карточки задания, слайды (ключ ответов), стекла, плакат А3, карточки с заданиями, стеклянные плавтины, пипетка, сосуд с жидкостью для снятия лака, сосуд с водой, электрическая лампа, веер, учебник | Слайды PowerPoint, плакаты для оформления работы групп А-3, карточки с заданиями для пар и групп, учебник. |
1 слайд | Представляю презентацию по внедрению новых подходов в серию последовательных уроков. Идеи Программы были реализованы на базе 8 «В» класса, где курс физики составляет 68 учебных часа в год. Наглядно представить вхождение идей Программы в серию последовательных уроков поможет таблица, на которой представлены в первой строке - темы уроков (далее урок №), в первом столбце - модули программы и в основной части - методы и стратегии реализации модулей. Рассмотрим каждый модуль на протяжении всех уроков через отдельные мероприятия. |
Управление и лидерство в обучении | Труд педагога – это долгии и нелегкии путь профессионального роста и мастерства. А основная задача Программы заключается в том, чтобы помочь учителю совершенствоваться. Лидерство как и обучение является основной человеческой способностью, побуждающей к постоянному развитию. Умение найти настоящую команду и людей- единомышленников характеризует настоящего лидера. Своих единомышленников я нашла в лице психолога школы. Для получения консультации я встретилась с сертифицированными учителями. Своих учеников на своих уроках я учила, в первую очередь умению помогать, направлять и руководить, что является главными качествами настоящего лидера. Внедряя данный модуль в свою практику, я убедилась в том, что «лидерство, как и обучение яв-ся основной человеческой способностью, побуждающей к постоянному развитию. (РУ стр.192) |
Новые подходы в преподавании и обучении | Проблемой моей пед.деятельности было неумение вовлечь всех учащихся в диалог. Новые подходы в обучении и преподавании помогли мне пересмотреть эффективность использования групповой формы работы. Диалог - занимает центральное место на уроке, он способствует интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. В руководстве рассматривается три типа бесед: кумулятивная, исследовательская и дебаты. На 1 уроке на этапе размышления была организована исследовательская беседа в группах, ребята сортировали тела по определенным признакам На уроке 2 на этапе закрепления была организована кумулятивная беседа, группы, на заполнение таблицы новых понятии и определении. На уроке 3 на этапе вызова с помощью картинки была организована кумулятивная беседа, ребята читали комментарии об этапе, и сопоставляли его с предложенными названиями этапов. Диалог с одноклассником, глубоко владеющим материалом представлен на снимке 4 урока, по результатам беседы с ребятами, совместная работа со сверстниками способствует обучению и их развитию, так как объяснение идет на доступном языке. В результате мероприятий направленных на организацию диалогового обучения мои ученики развили умения: • излагать свои мысли, выражать свое понимание темы; • понимать значение слов в контексте некоторого текста; • аргументировать и доказывать свои суждения; • донести свои знания товарищам; • уважать и ценить идеи других учеников; • осознавать, что у людей могут быть разные идеи; вести кумулятивную и исследовательскую беседы. Внедрея данный модуль я научилась продумывать и отбирать задания для развития саморегуляции и метапознания.Мой ученики научились самостоятельно определять тему и цели урока, раскрывать свои творческие способности, учились строить диалог. И уже тор, что я смогла вовлечь всех уч-ся в диалог, на желание обсуждатть, споритть – позволяет мне делать вывод, что я добилась положительныз ркезультатов. |
Критическое мышление | Не секрет, что сегодня учитель сталкивается с такими проблемами как неумение работать с текстом, низким словарным запасом учащихся, и как следствие, - неумением рассуждать, доказывать, аргументировать свою точку зрения. Именно поэтому для меня внедрение модуля «Обучение КМ» являлось важным эффективным условием, помогающим решить эту проблему. Под критическим мышлением учащихся мы понимаем способность синтезировать информацию и идеи, способности к суждению о достоверности и относительной важности информации и идей, умение делать выбор в отношении своего обучения и ставить под сомнение идеи других. При изучении новой темы на 1 уроке я применила технику КМ системой маркировки Инсерт Показать логическую взаимосвязь объектов в системе на 2 уроке помогло применение приема КМ, «Выполнять, говорить и записывать» но следует отметить, что данный прием вызвала трудности у некоторых ребят и в перспективе я решила поработать с ним . Уметь обобщать, выделять главное, искать сходства и различия, все это было включено в задание «Знаешь сам. Передай другому» на 3 уроке. Одним из распространённых приемов КМ является синквейн, я применяла этот прием на 4 уроке, например, на 1 уроке я применила ее на этапе рефлексии, группы написали синквейн к слову влажность. Следует отметить, что все приемы критич КМ осуществляются посредством общения, в виде исследовательских и кумулятивных бесед. Таким образом, стратегии критического мышления тесно переплетаются с диалоговым обучением и только в совокупности, этот тандем, дает мощный толчок в развитие такого мышления как критическое. Т.о внедрение данного модуля в практику помогло мне активизировать мыслительную деятельность уч-ся. |
Оценивание обучения и для обучения | Курсы 3 базового уровня помогли пересмотреть мне процесс оценивания на уроках. Как для учителя, так и для учеников необходимо знать степень понимания материала для того, чтобы предпринять последующие шаги в обучении и поддержать их. В период практики я применяла как формативное оценивание, так и суммативное. Особенно следует отметить важность формативной оценки, как мощного инструмента мотивации. Словесная похвала учителя или одноклассника, поддержка во взгляде и движениях все это и создает ту образовательную среду, в которой возможно самонаправленное развитие личности. Обучаясь в старшей школе, ребята постепенно утрачивают способность оценивать друг друга невербальными средствами. В период практики я ввела традицию сигналить жестом «5», если идея одноклассника показалась очень интересной, неординарной. На первом уроке ребята оценили идею своего одноклассника и продемонстрировали насколько важна она для них. Каждый мой урок начинался с взаимооценивания в парах, это давало мне возможность определить степень усвоения материала прошлого урока и организовать ликвидацию пробелов в обучении. Задания на первом уроке представлены были в форме тестов и содержали вопросы как открытого, так и закрытого типа. Оценивание проводилось одноклассником по выданным критериям. Очень важно научить ребенка не только оценивать свои знания, но и оценивать свою деятельность. На 3 уроке я провела самооценивание и оценивание ученика учителем. Это дало ученикам увидеть свой уровень развития в обучении, а также что надо сделать, чтобы его улучшить. Еще один способ оценивания демонстрирует 4 урок, ребята выполнили работу, затем обменялись листами и провели оценивание по собственным разработанным критериям. На протяжении всей практики мои ученики вели рефлективные дневники, их записи демонстрируют как, и через что идет их становление. Итак, проанализировав работы детей, я пришла к выводу, что оценивание – это не только инструмент получения, обратной связи, но и процесс определения учащимися направления в котором следует развиваться, и установления, как лучше достигнуть необходимого уровня. В процессе работы мы не только учили учеников оценивать себя, но и оценивали свою деятельность на уроке, в результате я научилась гибко управлять процессом обучением, внося коррективы в планы уроков и в ход урока. |
Информационно-коммуникационные технологии | Невозможно представить современное образование без информационно-коммуникационных технологий. Они настолько прочно вошли в нашу педагогическую практику, это и презентации в Power Point, и Интернет и многое другое. На 1 уроке на стадии получения новой информации я загадала загадку с использованием ИКТ Исследование модальности в классе показало, что большинство ребят является визуалами, поэтому задания для групп выдавались на листах и проецировались на интерактивной доске. На 2 уроке я использовала на этапе вызова –графики, на 3 уроке для побуждения интереса к новым знаниям и умениям прочитала стих и на этапе осмысления – блок-схемы и запись алгоритмов на школьном алгоритмическом языке. Интерактивная доска использовалась мной не только в режиме отображения информации, но и в режиме активного действия: На уроке 4, группы выбрасывали на доску свои решения, для их последующего обсуждения. Использование ИКТ предоставляет новые возможности для активного участия учеников во время урока, делает уроки более увлекательными и интересными. Систематическое применение ИКТ формирует в моих учениках уверенность в их использовании для работы, отдыха и общения. |
Талантливые и одаренные | Одной из важных своих задач в обучении, я считаю выявление и развитие одаренности в учениках через опережающее обучение, усложнение заданий, стратегии критического мышления, такие как написание буриме, лимерики и эссе. Внедряя данный модуль я поняла, что обучение талантливых и одаренных детей должно проходить учителем целенаправленно и постоянно из урока в урок, охватывая всех уч-ся. На 1 урока на этапе закрепления, уч-ся отвечали на вопрос высокого уровня. Составление условия задачи по его решению требует от учеников, не только умения понять смысл задачи. Самое главное, подобрать такую ситуацию, или просто вообразить ее, когда это решение войдет в нее полностью. Такие усложненные задания помогают выявлять одаренных ребят. Иногда на уроках не все ребята успевают раскрыться, кому-то нужно больше времени на то, чтобы понять и осмыслить. Поэтому домашнее задание, такое как написать эссе, составление презентации позволило мне увидеть в Жанель О. незаурядную личность, имеющую свой взгляд и способ интерпретации материала.Внедрение данного модуля в практику помогло мне активизироватьт мыслительную деятельность уч-ся в широком диапозоне. |
Возрастные особенности | Данный модуль тесно связан с предыдущей темой обучения талантливых и одаренных детей, поскольку оба модуля касаются дифференцированного обучения, направленного на удовлетворение потребностей учащихся. Однако он касается вопросов тех этапов развития детей, которые определяют степень доступности обучения, уровни мышления, которые наблюдаются у детей этого возраста, стратегии для поощрения диалога, адекватные возрасту детей. В процессе 4-х последовательных уроков, через изменение состава групп я нашла такой состав, когда ребятам было не только комфортно работать, но и результат их сотрудничества был выше. Задания к урокам я составляла с учетом зоны ближайшего развития. Все задания включали в себя элементы направленные на формирование у ребят высокого уровня мышления (анализа, синтеза, оценки). Таким образом, задания каждого урока составлялись и разрабатывались с учетом возрастных особенностей ребят и лежали в зоне их ближайшего развития. |
3 слайд | Критическое мышление в Программе рассматривается двояко, с позиции ученика и с позиции учителя. Я подошла критически к оцениванию собственной практики, к попыткам применения и оценки новых подходов. В Руководстве проводится аналогия с теорией Шульмана, что компетентным учитель станет при условии наличия того, что исследователь назвал «тремя помощниками»: Голова, Руки и Сердце. Эти семь модулей внесли изменение в мое профессиональное понимание (голова): получена теоретическая база: новые подходы в обучении, новые методики и стратегии для дальнейшего совершенствования практики. Апробировала новые подходы на практике (руки) через: формы организации деятельности (групповая, парная), беседы посредством: стратегий критического мышления, методы оценивания и поощрения, гибкое руководство деятельностью на уроке, создание и поддержку образовательной среды на уроках, где, ученики желают изучать и достигать соответствующих и высоких уровней. Семь модулей нашли место в моем сердце в виде положительного отношения, осознания ценности преподавания и устойчивых убеждений в необходимости внесения изменений в обучении. В перспективе планирую систематически внедрять идеи этой Программы в свою педагогическую практику, оценивать результаты ее внедрения и на их основе строить обучение учеников и собственное профессиональное развитие. |