Урок физики в 9 классе по теме "Звук. Характеристика звука."
Урок физики в 9 классе по теме "Звук. Характеристика звука."
Даный урок знакомит учащихся с причиной возникновения звука. свойствами звука. развивающей целью даного урока является развитие самостоятельности учащихся при решении поставленых проблем, продолжать воспитание у учащихся умения работать в коллективе, показать практическое применение и значение курса физики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
воспитательные: продолжить воспитание у учащихся умения работать
в коллективе;
показать практическое значение курса физики.
Тип урока: формирование новых знаний.
Ход урока
Организационный момент ( 1-2 мин): приветствие, работа с журналом, выявление готовности учеников к уроку, постановка цели урока, психологический настрой учащихся на творческую работу. На доску вывешиваются задачи урока.
Знать
Уметь
1. Что такое звук?
1. Определять скорость звука
2. Характеристики звука
2. Определять расстояние до источника звука
3. Виды звука
3. Отличать виды звуков
Повторение пройденного материала (5-7 минут): учащимся необходимо за 5 минут подтвердить, полученные ранее знания.
Что называют колебаниями?
Характеристики колебательного движения (частота, период, амплитуда)?
Приведите примеры использования периодического движения человеком.
Встречается ли в человеческом организме периодическое движение?
Что называют волной?
Характеристики волнового движения (частота, длина волны, скорость волны, амплитуда)?
Продольные волны.
Поперечные волны.
Формирование новых знаний.
Звук. Природа звука ( 10 минут): на основе нескольких экспериментов выясняется природа звука.
Гитара. Проводим по струнам. Появляется звук. Почему появляется звук? А любое ли колеблющееся тело издаёт звук?
Опыт с линейкой. Линейка закрепленная на столе таким образом, чтобы частота колебаний была малой. Звук не появляется. Увеличивая частоту колебаний, добиваемся того, чтобы линейка звучала. Значит звук появляется тогда, когда тело колеблется с определенной частотой.
Звук – механические колебания, распространяющиеся в упругой
среде и имеющие частоту от 16 до 20000 Гц.
Увеличивая частоту колебаний, мы слышим, что звук становится
более высоким. Изменяя амплитуду колебаний, мы получаем
изменение громкости звука.
Как для любой волны для звуковой волны справедливо следующее соотношение:
, где - скорость распространения волны, -
длина волны, а - частота.
Существует четыре вида звука: музыка, удар, эхо и шум. С
учащимися провести следующую демонстрацию: одновременно
произнести фразу «Мы учимся в школе». Демонстрация шума:
предлагается учащимся одновременно прочитать любое предложение
из учебника. Но предложения выбрать разные. Демонстрация удара:
одиночное звуковое колебание. Эхо, наверное, слышал каждый из
вас, но, к сожалению, в классе его продемонстрировать невозможно.
Почему?
Интересные факты (1-2 мин).
Приводятся с целью повышения интереса к изучению физики и изучению природы, так и с релаксационной точки зрения. Данный текст можно сопровождать лёгкой музыкой.
Скорость распространения звука зависит от агрегатного состояния среды, в которой он распространяется. Скорость звука в воздухе примерно равна 330 м/с, в воде – 1450 м/с, а в стали – 5500 м/с. Кроме этого скорость звука зависит от температуры.
Звук, как и любая другая волна, обладает свойством отражения. Архитекторы ещё в средние века научились пользоваться этим свойством. Так, например, архитекторами устраивались особые залы, в которых два человека, стоя в противоположных концах залы, могли переговариваться шёпотом, в то время как люди в середине залы ничего не слашали.
Обобщение нового материала (10-15 мин): учащимся раздаются карточки с заданием ( одна на каждую пару) и предлагается при помощи полученных знаний или при помощи учебника ответить на поставленные вопросы. В это время двоим или троим наиболее отличивсимся ученикам предлагается пройти к отдельному столу, где им предлагается решить две задачи.
Примерные карточки – задания:
Верны ли утверждения: «звучащее тело колеблется», «колеблющее тело звучит»? Почему? Приведите примеры.
Человек может слышать звуки с частотой до 20 кГц. Определите, какой длине волны в воздухе соответствует эта частота.
Что колеблется, т.е. является источником звука, когда звучит : а) гитара б) барабан в) магнитофон г) комар д) человеческий голос?
Молния ударила на расстоянии 5 км от наблюдателя. Через какое время после вспышки наблюдатель услышит раскат грома?
В каких средах (воздух, вода, земля, сталь) звук распространяется быстрее? Приведите примеры.
Длина волны самого высокого женского голоса 25 см. найдите частоту колебаний этого голоса.
Как можно на опыте обнаружить, что звучащее тело колеблется?
2. Пушка находилась от наблюдателей на расстоянии 8,5 км. Звук выстрела долетел через 25 с после вспышки выстрела. Определите скорость звука в этом эксперименте.
Почему звуки в классной комнате кажутся более громкими, чем в жилой комнате?
Звук грома пришёл через 10 секунд после вспышки молнии. На каком расстоянии от наблюдателя ударила молния.
Примерные задачи для выделенной группы:
Наблюдатель, находящийся у входа в пещеру, громко крикнул и услышал эхо через 3 с. Определите глубину этой пещеры.
Человек может слышать звуки частотой 16 Гц. Определите, какой длине волны в воздухе соответствует эта частота.
Итог урока( 5 минут). Вернуться к задачам урока и выяснить, были ли достигнуты цели, поставленные в начале урока. Провести полётный опрос учащихся. Оценить работу учащихся.
Домашнее задание (1-2 мин):31,32. Решить задачи из Упр. №26 №2 и №3 на странице учебника 116.