Просмотр содержимого документа
«Урок "Работа электрического тока. Закон Джоуля - Ленца"»
Урок №__
Тема урока: Работа электрического тока. Закон Джоуля – Ленца.
Цели урока:
Образовательные:
выяснить причины нагревания проводника с током;
усвоить закона Джоуля Ленца, показать универсальность закона сохранения и превращения энергии.
Развивающие:
развитие коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности;
развитие таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы; развития памяти, внимания, воображения.
Воспитательные: содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения.
Оборудование: электронагревательные приборы, проводник для демонстрации нагревания электрическим током, источник питания, соединительные провода.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Структура урока:
I. Организационный этап. II. Мотивация. III. Актуализация опорных знаний. IV. Изучение нового материала. V. Закрепление и обратная связь. VI. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
Сообщение темы урока, целей и плана урока.
II. Мотивация
Учитель: Тепловое действие тока находит очень широкое применение в быту и промышленности. Как вы думаете, как в быту используется тепловое действие тока?
Учитель: В промышленности используется в паяльниках, сварочных аппаратах.
III. Актуализация опорных знаний
Фронтальный опрос:
Учитель: С чего состоит каждое вещество, которое нас окружает?
Учитель: Чтобы понять, почему нагревается проводник, нужно вспомнить какая связь между температурой вещества и движением молекул или атомов, из которых оно состоит.
Учитель: Что называется электрическим током?
Учитель: Условия возникновения тока?
Учитель: Прибор для измерения электрического тока?
IV. Изучение нового материала
Учитель: В быту нас окружают различные электрические нагревательные приборы: электрическая плита, лампа накаливания, паяльник, фен. Все они устроены примерно одинаково. Электрический ток нагревает проводник. Это явление всем известно.
Демонстрация:
На опыте с нихромовой проволокой видно, что когда сила тока достигает 3А проволока начинает светится, а при 5А она разогревается до яркого оранжевого цвета.
Как выделяемое в проволоке тепло связано с протеканием по ней электрического тока?
Рассмотрим проводник к которому приложено напряжение в 1В. Создано внутри проводника электрическое поле, совершает над зарядом работу в 1Дж, перешедший с одного конца проводника на другой. Поскольку проводник обладает сопротивлением, разгоняемые электрическим током электроны все время сталкиваются с атомами проводника, их кинетическая энергия переходит в тепловую энергию и проводник нагревается.
В общем случае если напряжение равно U, а электрический заряд q, значит совершенная полем работа равна А= U* q. Из формулы I = , q = It, получим формулу работы электрического тока A = UIt.
Запишем в тетради:
q – электрический заряд, проходящий через поперечное сечение проводника
Из формулы I = , q = It, где I – сила тока, t – время прохождения тока. Работу тока можно вычислить так: A = UIt
Из сказанного выше следует, что количество теплоты, выделяемое проводником, по которому течет ток, равно работе тока.
Q = A
Из закона Ома для участка цепи I = , U = IR, где R – сопротивление проводника.
Пользуясь законом Ома, можно количество теплоты, выделяемое проводником с током, выразить через силу тока, сопротивление участка цепи и время. Зная, что U = IR, получим Q = IRIt, т.е.
Закон Джоуля – Ленца: количество теплоты, выделяемое проводником с током, равно произведению квадрата силы тока, сопротивления проводника и времени протекания тока.
Вопрос: От чего зависит количество теплоты выделяемое электрическим током?
Из опыта мы можем сделать вывод, что нагревание проводников зависит от их сопротивления. Чем больше сопротивление проводника, тем большее количество теплоты он выделяет.
К этому выводу независимо друг от друга впервые пришли английский физик Джеймс Джоуль и русский физик Эмилий Христианович Ленц.
Закон в 1831-1842 гг. был получен экспериментально двумя учеными Джоулем и Ленцем независимо друг от друга. Метод, которым пользовался Ленц был более совершенным, а результаты получены более точные. Вывод из опытов Ленц сделал на несколько лет раньше, но публикация Джоуля опередила публикацию Ленца. Поэтому принято называть данный закон «Законом Джоуля – Ленца» на честь открывателей.
По данному свойству (свойству накала провода при протекании электрического тока по проводнику) основа принцип работы ламп накаливания. А историческую справку по открытию ламп накаливания нам подготовила Денисова М.
Историческая справка.
V. Закрепление и обратная связь
Решим задачи:
1. В проводнике сопротивлением 2 Ом сила тока 20 А. Какое количество теплоты выделится в проводнике за 1 мин?
Дано: СИ: Решение:
=60с
Найти:
Q-?
Ответ: Q=48кДж
2. Электрический паяльник рассчитан на напряжение 12 В силу тока 5 А. Какое количество теплоты выделится в паяльнике за 30 мин работы?
Дано: СИ: Решение:
U=12 В , ,
I=5 А
t=30 мин =1800с
Найти:
Q=? Ответ: Q=108000 Дж
VII. Рефлексия
Учащимся раздаются карточки с заданием для самостоятельного решения.
Рабочая карточка урока
Написать как обозначают и в каких единицах измеряют:
Силу тока:
Напряжение:
Сопротивление:
Работа электрического тока:
Количество теплоты:
Запишите формулы для расчета работы электрического тока:
……
…....
Запишите формулу закона Ома для участка цепи:
…….
Выразите из закона Ома другие величины:
……
……
В спирали электроплитки сопротивлением 80 Ом сила тока 2 А. Сколько времени была включена в сеть плитка, если в ней выделилось 320 кДж тепла?
VI. Домашнее задание
Прочитать параграф 40, задача в тетради.
Задача:
Сколько времени нагревалась проволока сопротивлением 20 Ом, если при силе тока 1 А в ней выделилось 6 кДж теплоты.