kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок повторения и обобщения материала по теме " Тепловые явления"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок пердполагает проблемную систематизацию учебного материала с практичекским применением знаний по изученной теме на примере предметного быта русского народа. В ходе урока используются  экспонаты школьного краеведческого музея.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок повторения и обобщения материала по теме " Тепловые явления"»







МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»

г. Юхнов Юхновский район Калужской области








Урок по физике

« Тепловые явления»






Автор

Волостникова Елена Александровна









2016год.













Методическая разработка урока « Тепловые явления» 8 класс


Автор

Волостникова Елена Александровна, учитель физики

МКОУ « СОШ №2» г. Юхнов Юхновский район Калужской области

Цель проведения урока: обобщить и углубить знания учащихся по теме «Тепловые явления», создать условия для практического применения знаний, по изученной теме на примере предметного мира русского народа. Перечень используемого оборудования и материалов:

-Компьютер, мультимедийный проектор для демонстрации презентации.

-Карточки-задания

-Экспонаты школьного музея: утюг, самовар, ухват, крынки, чугунки.

-Предметы современной бытовой техники (утюг, электрический чайник, сковорода с деревянной ручкой, кастрюли)

- Толковый словарь В. Даля

Комментарии: В данной методической разработке раскрываются методы и средства по эмоциональному и эстетическому восприятию физики, как одного из условий проблемного фактора обучения, позволяющее формировать у учащихся интерес к физической науке, что способствует более глубокому усвоению физических знаний. Предметные знания, сами по себе, по моему убеждению, являются “мертвым грузом”, который в дальнейшей жизни не используется учениками, поэтому школьники на уроках физики должны получать не только определённый объём знаний, но и учиться видеть, понимать, что дает возможность гармонично сосуществовать с окружающим миром. Обобщение материала на уроке ведется в форме диалога. На данном уроке используются возможности музейных экспонатов как инструмента познания мира. Побывав на таком уроке, дети в атмосфере старинных предметов, жизни русских крестьян увидят, как были использованы физические законы в процессе развития человеческой мысли, эволюции науки и производства.

Описание хода проведения урока

  1. Организационное начало урока

Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок физики. Начать урок мне хотелось с небольшого, но очень тёплого стихотворения.

На улице дождь непрерывный,

А дома тепло и светло.

И можно на бурные ливни

Спокойно смотреть сквозь стекло

Тут можно укрыться от зноя,

Спастись от морозного дня.

В хорошее место родное-

Домой так и тянет меня».



2.Вступление. Постановка целей и задач. В ходе эвристической беседы формулируется проблемный вопрос.

Учитель: Задумывались ли вы над таким простым вопросом – почему в современном доме жить комфортно?

Демонстрируется слайд2 с интерьером современного жилья (ответы детей)

Учитель: А в таком доме жить, как вы думаете комфортно?

Демонстрируется слайд3 с интерьером русской избы (ответы детей)

Учитель: А теперь ответьте на вопрос: Что общего в интерьере вы заметили на слайдах, что делает жилище людей комфортным? (Ответы детей: печь, батареи отопления, может быть какие либо предметы быта и т.д.)

Учитель: Какая физическая особенность связывает их? (Ответы детей: тепло, способность сохранять, выделять тепло и т.д.)

Учитель: Действительно непременным условием жизни для каждого народа являлось сохранение тепла. В основу современного комфортного жилья положен опыт ведения крестьянского хозяйства и быта. Ещё раз вспомните содержание слайдов 2 и 3 и подумайте, над каким вопросом мы сегодня будем работать на уроке.

Учащиеся формулируют проблемный вопрос.

Как в быту человек учитывает тепловые явления?

Учитель: Действительно сегодня мы с вами рассмотрим проявление тепловых явлений на примере изучения быта русского народа, предметы, которого представлены на наш урок из школьного краеведческого музея.

А сейчас я предлагаю вам вспомнить, какие же физические понятия связаны с тепловыми явлениями. (Ответы детей: внутренняя энергия, количество теплоты теплопередача, теплопроводность, излучение, конвекция, если дети затрудняются ответить)

3.Актуализация знаний

  • Индивидуальная работа по карточкам «Найди соответствие»

В первом столбце физические понятия, во втором столбце их определения с иллюстрацией, в третьем столбце примеры быта человека, где эти явления используются.

Карточка - таблица №1

Проверка задания выполняется с использованием слайда4 в ходе фронтального опроса.

Учитель: Давайте более подробно рассмотрим, как же наши предки использовали особенности видов теплопередачи: различную теплопроводность веществ и способность поглощать энергию излучения, особенности конвекции и как мы с вами используем их опыт в современном мире.

4. Применение ранее изученного материала

Учитель: Традиционное жилище русского народа - изба, удивительно мудро сконструирована. Убранство и интерьер её вы недавно видели на слайде. Это самое удобное жилище для проживания в сельской местности. Без газа, угля, электричества русская изба сохраняла жизнь людей.

- А вы знаете, из чего строили дома? (Ответы детей)

Учитель: Правильно избы в старой России обычно рубились из дерева. Особые требования предъявлялись и к строительному материалу. Русские крестьяне предпочитали рубить избы из сосны, ели, лиственницы. Эти деревья с длинными ровными стволами хорошо ложились в сруб, плотно примыкая, друг к другу, хорошо удерживали внутреннее тепло.

- Как вы думаете почему? (Ответы детей. У сухой древесины теплопроводность очень невелика.)

Демонстрация слайда5 интерьера домов из древесины.

- Вопрос со слайда6 о том, в каком доме теплее деревянном или кирпичном, если стены одинаковой толщины.

Учитель: Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При этом для него было важно не только решить практическую задачу – обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами и в первую очередь теплом. Поэтому главную роль во внутреннем пространстве русского жилища играла печь. Ребята, я предлагаю вам обратиться к толковому словарю, и посмотреть, как называлось помещение, где стояла русская печь («Избой, истопкой» (от слова «истопить»).

Печь занимала основное пространство избы. В прежние времена печи чаще были из глины, в толщу которой нередко добавляли камни. Демонстрация слайда7 с печью

- С какой целью это делалось? Ответы детей

  • Работа в парах

Учитель: Сравнительно небольшое пространство избы, около 20 – 25 кв. м, было организовано таким образом, что в нём с большим или меньшим удобством располагалась довольно большая семья в семь-восемь человек.

Демонстрация слайда 8

Это достигалось благодаря тому, что каждый член знал своё место в общем пространстве. Мужчины обычно работали, а женщины занимались домашним хозяйством. У вас на столах на карточке №2 находится отрывок из рассказа. Прочитайте его.

Учитель: Из данных на карточке №2 выберите те, которые помогут вам выполнить задания (работа у доски и за партами на местах)).

Дети предлагают порядок расчётов: определить массу воздуха в избе, определить количество теплоты, определить массу дров, необходимую для нагрева избы.

Ответ демонстрируется на слайде №8 (вставка дoкумент Word)

  • Затем учащимся предлагается ответить на вопросы

? Почему рачительный хозяин предпочитает покупать берёзовые дрова, а не сосновые?

?Почему железные печи скорее нагревают комнату, чем кирпичные, но не так долго остаются тёплыми? (Слайд9- печи)

Учитель: Житейская мудрость простого русского народа была передана нам поговорками. Вот некоторые из них.

«Наша изба не ровно тепла» или « На печи тепло, на полу холодно». Как вы можете это объяснить? (Ответы детей. Конвекция)

Учитель: Печь была не только приспособлением для отопления жилья, А для чего ещё использовали печь? (Ответы детей). Да в ней готовили пищу. Любой крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари. Давайте обратимся ещё раз к толковому словарю и посмотрим, что же означает слово «утварь» (Утварь – это вся совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе. К утвари так же относилась посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи её на стол. Разными терминами называлась утварь одного назначения, но изготовленная из разного материала: сосуд, выделанный из глины – горшок, из чугуна – чугунок, из меди – медник. (Демонстрируются предметы крестьянского быта из школьного музея)

А теперь постарайтесь ответить на мои вопросы, связанные с нашей темой

- Почему именно чугунки использовались при приготовлении пищи?

- Есть ли современная посуда, которая является аналогом чугунка? Что меду ними общего?

-Почему в глиняной посуде продукты дольше хранятся? То же молоко можно не ставить в холодильник: просто в прохладном месте оно не скиснет, если налито в глиняную крынку.

-Зачем использовали ухват?

- А почему теперь ухват не используется в домашнем хозяйстве, есть ли ему замена?

(Все предметы крестьянского и современного быта наглядно демонстрируются учащимся, чтобы он обратили внимание из каких материалов изготовлены предметы, какие особенности имеют, как это связано с теплопроводностью)

-Традиционный набор утвари сохранялся в крестьянском хозяйстве вплоть до конца 30-х годов 20 века. Однако новые, характерные для городского образа жизни вещи стали проникать в народный обиход гораздо раньше, ещё в середине 19 века. Первоначально вернее чайная утварь, например, самовар. Затем бытовые приборы: утюг (показывается паровой утюг на углях, самовар, рассматривается их устройство, а затем рассматриваются современный утюг и электрический чайник).

Учитель: Скажите, а что объединяет, а что различает эти бытовые приборы из разных эпох? (Ответы детей, расположение нагревательных элементов, использование различных видов энергии при использовании тепловых явлений в быту.)

  • Учащимся предлагается ответить на вопросы об утюге и самоваре на слайде 10

  • Затем учащимся предлагается решить задачу о самоваре (Слайд11))


Самовар, изготовленный в Туле в 1922 г., имел емкость 250 л. Какое количество дров требовалось, чтобы довести всё воду в нём до кипения, взятую при 10 С? (Учащиеся записывают условие задачи в тетрадь, пара учащихся записывает условие на развёрнутой доске с обратной стороны, проводится сверка данных необходимых для решения этой задачи. Затем учитель предлагает вспомнить формулы и закон, которые необходимы для решения задачи, они выводятся на слайд12. Решение задачи производится одновременно у доски и индивидуально в тетрадях. Проверка)

Подведение итога урока

Учитель: Ребята, сегодня на уроке вы, наверное, уже поняли, что русский крестьянский быт - это не только особое явление народной культуры. Он всегда служит человеку от сил природы, которые русский человек использовал себе на благо, используя законы физики. А что же ещё вы поняли? (Ответы детей. Что тепловые явления сопровождают нас повсюду, приводят примеры).

Для чего нам следует изучать мудрость народа, накопленную веками и передаваемую от поколения к поколению, от отцов к детям?

Демонстрируется слайд 13 с оберёгом

( Примерный ответ: Все лучшее собирает народная мудрость, используя законы природы, физики. В ней собраны секреты выживания людей и т.д., рассматривая, что же изображено на оберёге: дом из деревянного сруба, посуда, быт и высказывание «В родном доме и каша гуще», объяснить его смысл).

5. Рефлексия. «Градусник»  на бумажном макете термометра, учащимся необходимо изобразить свой градус эмоций, оригинальность и степень понимания и восприятия материала, урока





















Список литературы:

  1. Гальперштейн Л.Я. Занимательная физика. Школьнику для развития интеллекта. - М.: Издательский дом «РОСМЭН», 2000.

  2. Ланина И.Я. «Не уроком единым. Развитие интереса к физике» - М.: Просвещение, 1991.

  3. 3. Открытая физика 1.1», ООО «Физикон», 1996-2001, под редакцией профессора МФТИ С.М. Козелла.

  4. Прояненкова Л.А., Стефанова Г.П., Крутова И.А. Уроки физики по теме «Тепловые явления». Астрахань, 2003г.

5. Перышкин А.В. Физика. 8 класс. - М.: Дрофа, 2011.

6.Семке А.И. «Нестандартные задачи по физике для классов гуманитарного профиля» - Ярославль: Академия развития, 2007 г.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок повторения и обобщения материала по теме " Тепловые явления"

Автор: Волостникова Елена Александровна

Дата: 15.02.2017

Номер свидетельства: 392019

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Обобщающий урок по теме "Тепловые явления". "
    ["seo_title"] => string(54) "obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-tieplovyie-iavlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "174832"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424184903"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Урок обобщающий по теме: "Тепловые явления""
    ["seo_title"] => string(49) "urok_obobshchaiushchii_po_teme_teplovye_iavleniia"
    ["file_id"] => string(6) "498968"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1549627503"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Конспект урока "Мы пригласили вас на чай" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-my-prighlasili-vas-na-chai"
    ["file_id"] => string(6) "150836"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420561023"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок – обобщение в 8 классе  по теме: «Тепловые явления»."
    ["seo_title"] => string(55) "urokobobshchieniiev8klassiepotiemietieplovyieiavlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "312643"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459361492"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Презентация к уроку физики в 8 классе по теме "Источники света. Прямолинейное распространение света.""
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_k_uroku_fiziki_v_8_klassie_po_tiemie_istochniki_svieta_priamolin"
    ["file_id"] => string(6) "441450"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1511989894"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства