Урок повторения и обобщения материала по теме " Тепловые явления"
Урок повторения и обобщения материала по теме " Тепловые явления"
Урок пердполагает проблемную систематизацию учебного материала с практичекским применением знаний по изученной теме на примере предметного быта русского народа. В ходе урока используются экспонаты школьного краеведческого музея.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок повторения и обобщения материала по теме " Тепловые явления"»
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»
г. Юхнов Юхновский район Калужской области
Урок по физике
« Тепловые явления»
Автор
Волостникова Елена Александровна
2016год.
Методическая разработка урока « Тепловые явления» 8 класс
Автор
Волостникова Елена Александровна, учитель физики
МКОУ « СОШ №2» г. Юхнов Юхновский район Калужской области
Цель проведения урока: обобщить и углубить знания учащихся по теме «Тепловые явления», создать условия для практического применения знаний, по изученной теме на примере предметного мира русского народа. Перечень используемого оборудования и материалов:
-Компьютер, мультимедийный проектор для демонстрации презентации.
-Предметы современной бытовой техники (утюг, электрический чайник, сковорода с деревянной ручкой, кастрюли)
- Толковый словарь В. Даля
Комментарии: В данной методической разработке раскрываются методы и средства по эмоциональному и эстетическому восприятию физики, как одного из условий проблемного фактора обучения, позволяющее формировать у учащихся интерес к физической науке, что способствует более глубокому усвоению физических знаний. Предметные знания, сами по себе, по моему убеждению, являются “мертвым грузом”, который в дальнейшей жизни не используется учениками, поэтому школьники на уроках физики должны получать не только определённый объём знаний, но и учиться видеть, понимать, что дает возможность гармонично сосуществовать с окружающим миром. Обобщение материала на уроке ведется в форме диалога. На данном уроке используются возможности музейных экспонатов как инструмента познания мира. Побывав на таком уроке, дети в атмосфере старинных предметов, жизни русских крестьян увидят, как были использованы физические законы в процессе развития человеческой мысли, эволюции науки и производства.
Описание хода проведения урока
Организационное начало урока
Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок физики. Начать урок мне хотелось с небольшого, но очень тёплого стихотворения.
На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло.
И можно на бурные ливни
Спокойно смотреть сквозь стекло
Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное-
Домой так и тянет меня».
2.Вступление. Постановка целей и задач. В ходе эвристической беседы формулируется проблемный вопрос.
Учитель: Задумывались ли вы над таким простым вопросом – почему в современном доме жить комфортно?
Демонстрируется слайд2 с интерьером современного жилья (ответы детей)
Учитель: А в таком доме жить, как вы думаете комфортно?
Демонстрируется слайд3 с интерьером русской избы (ответы детей)
Учитель: А теперь ответьте на вопрос: Что общего в интерьере вы заметили на слайдах, что делает жилище людей комфортным? (Ответы детей:печь, батареи отопления, может быть какие либо предметы быта и т.д.)
Учитель:Какая физическая особенность связывает их? (Ответы детей:тепло, способность сохранять, выделять тепло и т.д.)
Учитель: Действительнонепременным условием жизни для каждого народа являлось сохранение тепла. В основу современного комфортного жилья положен опыт ведения крестьянского хозяйства и быта. Ещё раз вспомните содержание слайдов 2 и 3 и подумайте, над каким вопросом мы сегодня будем работать на уроке.
Учащиеся формулируют проблемный вопрос.
Как в быту человек учитывает тепловые явления?
Учитель: Действительно сегодня мы с вами рассмотрим проявление тепловых явлений на примере изучения быта русского народа, предметы, которого представлены на наш урок из школьного краеведческого музея.
А сейчас я предлагаю вам вспомнить, какие же физические понятия связаны с тепловыми явлениями. (Ответы детей: внутренняя энергия, количество теплоты теплопередача, теплопроводность, излучение, конвекция, если дети затрудняются ответить)
3.Актуализация знаний
Индивидуальная работа по карточкам «Найди соответствие»
В первом столбце физические понятия, во втором столбце их определения с иллюстрацией, в третьем столбце примеры быта человека, где эти явления используются.
Карточка - таблица №1
Проверка задания выполняется с использованием слайда4 в ходе фронтального опроса.
Учитель: Давайте более подробно рассмотрим, как же наши предки использовали особенности видов теплопередачи: различную теплопроводность веществ и способность поглощать энергию излучения, особенности конвекции и как мы с вами используем их опыт в современном мире.
4. Применение ранее изученного материала
Учитель: Традиционное жилище русского народа - изба, удивительно мудро сконструирована. Убранство и интерьер её вы недавно видели на слайде. Это самое удобное жилище для проживания в сельской местности. Без газа, угля, электричества русская изба сохраняла жизнь людей.
- А вы знаете, из чего строили дома? (Ответы детей)
Учитель: Правильно избы в старой России обычно рубились из дерева. Особые требования предъявлялись и к строительному материалу. Русские крестьяне предпочитали рубить избы из сосны, ели, лиственницы. Эти деревья с длинными ровными стволами хорошо ложились в сруб, плотно примыкая, друг к другу, хорошо удерживали внутреннее тепло.
- Как вы думаете почему? (Ответы детей.У сухой древесины теплопроводность очень невелика.)
Демонстрация слайда5 интерьера домов из древесины.
- Вопрос со слайда6 о том, в каком доме теплее деревянном или кирпичном, если стены одинаковой толщины.
Учитель: Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При этом для него было важно не только решить практическую задачу – обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами и в первую очередь теплом. Поэтому главную роль во внутреннем пространстве русского жилища играла печь. Ребята, я предлагаю вам обратиться к толковому словарю, и посмотреть, как называлось помещение, где стояла русская печь («Избой, истопкой» (от слова «истопить»).
Печь занимала основное пространство избы. В прежние времена печи чаще были из глины, в толщу которой нередко добавляли камни. Демонстрация слайда7 с печью
- С какой целью это делалось? Ответы детей
Работа в парах
Учитель: Сравнительно небольшое пространство избы, около 20 – 25 кв. м, было организовано таким образом, что в нём с большим или меньшим удобством располагалась довольно большая семья в семь-восемь человек.
Демонстрация слайда 8
Это достигалось благодаря тому, что каждый член знал своё место в общем пространстве. Мужчины обычно работали, а женщины занимались домашним хозяйством. У вас на столах на карточке №2 находится отрывок из рассказа. Прочитайте его.
Учитель: Из данных на карточке №2 выберите те, которые помогут вам выполнить задания (работа у доски и за партами на местах)).
Дети предлагают порядок расчётов: определить массу воздуха в избе, определить количество теплоты, определить массу дров, необходимую для нагрева избы.
Ответ демонстрируется на слайде №8 (вставка дoкумент Word)
Затем учащимся предлагается ответить на вопросы
? Почему рачительный хозяин предпочитает покупать берёзовые дрова, а не сосновые?
?Почему железные печи скорее нагревают комнату, чем кирпичные, но не так долго остаются тёплыми? (Слайд9- печи)
Учитель: Житейская мудрость простого русского народа была передана нам поговорками. Вот некоторые из них.
«Наша изба не ровно тепла» или « На печи тепло, на полу холодно». Как вы можете это объяснить? (Ответы детей. Конвекция)
Учитель: Печь была не толькоприспособлением для отопления жилья, А для чего ещё использовали печь? (Ответы детей). Да в ней готовили пищу. Любой крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари. Давайте обратимся ещё раз к толковому словарю и посмотрим, что же означает слово «утварь» (Утварь – это вся совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе. К утвари так же относилась посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи её на стол. Разными терминами называлась утварь одного назначения, но изготовленная из разного материала: сосуд, выделанный из глины – горшок, из чугуна – чугунок, из меди – медник.(Демонстрируются предметы крестьянского быта из школьного музея)
А теперь постарайтесь ответить на мои вопросы, связанные с нашей темой
- Почему именно чугунки использовались при приготовлении пищи?
- Есть ли современная посуда, которая является аналогом чугунка? Что меду ними общего?
-Почему в глиняной посуде продукты дольше хранятся? То же молоко можно не ставить в холодильник: просто в прохладном месте оно не скиснет, если налито в глиняную крынку.
-Зачем использовали ухват?
- А почему теперь ухват не используется в домашнем хозяйстве, есть ли ему замена?
(Все предметы крестьянского и современного быта наглядно демонстрируются учащимся, чтобы он обратили внимание из каких материалов изготовлены предметы, какие особенности имеют, как это связано с теплопроводностью)
-Традиционный набор утвари сохранялся в крестьянском хозяйстве вплоть до конца 30-х годов 20 века. Однако новые, характерные для городского образа жизни вещи стали проникать в народный обиход гораздо раньше, ещё в середине 19 века. Первоначально вернее чайная утварь, например, самовар. Затем бытовые приборы: утюг (показывается паровой утюг на углях, самовар, рассматривается их устройство, а затем рассматриваются современный утюг и электрический чайник).
Учитель: Скажите, а что объединяет, а что различает эти бытовые приборы из разных эпох? (Ответы детей, расположение нагревательных элементов, использование различных видов энергии при использовании тепловых явлений в быту.)
Учащимся предлагается ответить на вопросы об утюге и самоваре на слайде10
Затем учащимся предлагается решить задачу о самоваре (Слайд11))
Самовар, изготовленный в Туле в 1922 г., имел емкость 250 л. Какое количество дров требовалось, чтобы довести всё воду в нём до кипения, взятую при 10 С? (Учащиеся записывают условие задачи в тетрадь, пара учащихся записывает условие на развёрнутой доске с обратной стороны, проводится сверка данных необходимых для решения этой задачи. Затем учитель предлагает вспомнить формулы и закон, которые необходимы для решения задачи, они выводятся на слайд12. Решение задачи производится одновременно у доски и индивидуально в тетрадях. Проверка)
Подведение итога урока
Учитель: Ребята, сегодня на уроке вы, наверное, уже поняли, что русский крестьянский быт - это не только особое явление народной культуры. Он всегда служит человеку от сил природы, которые русский человек использовал себе на благо, используя законы физики. А что же ещё вы поняли? (Ответы детей. Что тепловые явления сопровождают нас повсюду, приводят примеры).
Для чего нам следует изучать мудрость народа, накопленную веками и передаваемую от поколения к поколению, от отцов к детям?
Демонстрируется слайд 13 с оберёгом
( Примерный ответ: Все лучшее собирает народная мудрость, используя законы природы, физики. В ней собраны секреты выживания людей и т.д., рассматривая, что же изображено на оберёге: дом из деревянного сруба, посуда, быт и высказывание «В родном доме и каша гуще», объяснить его смысл).
5. Рефлексия.«Градусник» на бумажном макете термометра, учащимся необходимо изобразить свой градус эмоций, оригинальность и степень понимания и восприятия материала, урока
Список литературы:
Гальперштейн Л.Я. Занимательная физика. Школьнику для развития интеллекта. - М.: Издательский дом «РОСМЭН», 2000.
Ланина И.Я. «Не уроком единым. Развитие интереса к физике» - М.: Просвещение, 1991.
3. Открытая физика 1.1», ООО «Физикон», 1996-2001, под редакцией профессора МФТИ С.М. Козелла.
Прояненкова Л.А., Стефанова Г.П., Крутова И.А. Уроки физики по теме «Тепловые явления». Астрахань, 2003г.
5. Перышкин А.В. Физика. 8 класс. - М.: Дрофа, 2011.
6.Семке А.И. «Нестандартные задачи по физике для классов гуманитарного профиля» - Ярославль: Академия развития, 2007 г.