Цель урока: повторение, обобщение и углубление материала, развитие познавательных и творческих способностей, проверить умения и навыки при решении задач, продолжить развитие творчества учащихся, показать на практике какое значение имеют тепловые явления в жизни человека.
Задачи урока:
Образовательные: учить учащихся грамотно излагать свои мысли;
проверить усвоение учащимися физических формул; выявить уровень сформированности умений учащихся решать типовые задачи на тепловые процессы.
Воспитательные: повысить познавательный интерес учащихся к данной теме и предмету в целом, создать условия для практического применения знаний, умений, навыков по изученным темам. Развивать интерес к изучению окружающего мира через уроки физики. Приучать учащихся к аккуратности при оформлении решений задач.
Развивающие: Развивать самостоятельность мышления, воспитывать чувство ответственности, воспитывать культуру умственного труда. Продолжить развивать умения анализировать условия заданий, обобщать изученный материал.
Оборудование: презентация к уроку, компьютер, лист самооценки, карточки, кроссворд.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Вид урока: комбинированный
Технологическая карта урока
Структура урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Задания учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов
УУД
Время
Орг. момент
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку
Приветствие настрой на урок
Коммуникативные
2 мин
Проверка усвоения теоретических знаний по теме
Наводящие вопросы по теме
Ответы обучающихся
Карточки с графиками
Регулятивные познавательные коммуникативные
10 мин
Обобщение и систематизация знаний
Вопросы связанные с жизнью
Регулятивные познавательные коммуникативные
11 мин
физминутка 2 мин
Обобщение и систематизация знаний
Задачи
Решение задач
Карточки задачами
Регулятивные познавательные коммуникативные
12
мин
Контроль
Лист самооценки
5 мин
Рефлексия
Кроссворд
Познавательные
5 мин
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Поприветствуйте наших гостей. Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошей работы на уроке. Я предлагаю вам послушать песню
У леса на опушке
Жила зима в избушке,
Она снежки солила
В березовой кадушке,
Она сучила пряжу,
Она ткала холсты,
Ковала ледяные да над речкою мосты,
Потолок ледяной,
Дверь скрипучая,
За шершавой стеной
Тьма колючая
Как пойдешь за порог,
Всюду иней
А из окон парок синий, синий (слайд 1)
Учитель: Какие здесь слова связаны с физикой?
Учащиеся: В этой песне прозвучали слова: “снежки”, “ледяной”, “иней”. (слайд 2)
Учитель: Какой раздел физики мы будем повторять?
Учащиеся: "Тепловые явления". (слайд 3)
Учитель: Какую цель вы ставите на этом уроке? (слайд 4)
II. Повторение и обобщение изученного материала.
Каждому из вас раздам лист самооценки. Оцениваете по пяти бальной шкале. За каждый этап урока.
Этапы
Оценка
За теоретическую часть
Знание графика
Интересные вопросы
Знание формул
Решение задач
Отгадывание кроссворда
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме "Тепловые явления". »
Обобщающий урок по физике в 8-м классе по теме "Тепловые явления".
Дата: 21.05.2014г
Цель урока: повторение, обобщение и углубление материала, развитие познавательных и творческих способностей, проверить умения и навыки при решении задач, продолжить развитие творчества учащихся, показать на практике какое значение имеют тепловые явления в жизни человека.
Задачи урока:
Образовательные: учить учащихся грамотно излагать свои мысли;
проверить усвоение учащимися физических формул; выявить уровень сформированности умений учащихся решать типовые задачи на тепловые процессы .
Воспитательные: повысить познавательный интерес учащихся к данной теме и предмету в целом, создать условия для практического применения знаний, умений, навыков по изученным темам. Развивать интерес к изучению окружающего мира через уроки физики. Приучать учащихся к аккуратности при оформлении решений задач.
Развивающие:Развивать самостоятельность мышления, воспитывать чувство ответственности, воспитывать культуру умственного труда. Продолжить развивать умения анализировать условия заданий, обобщать изученный материал.
Оборудование:презентация к уроку, компьютер, лист самооценки, карточки, кроссворд.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Вид урока: комбинированный
Технологическая карта урока
Структура урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Задания учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов
УУД
Время
Орг. момент
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку
Приветствие настрой на урок
Коммуникативные
2 мин
Проверка усвоения теоретических знаний по теме
Наводящие вопросы по теме
Ответы обучающихся
Карточки с графиками
Регулятивные познавательные коммуникативные
10 мин
Обобщение и систематизация знаний
Вопросы связанные с жизнью
Регулятивные познавательные коммуникативные
11 мин
физминутка 2 мин
Обобщение и систематизация знаний
Задачи
Решение задач
Карточки задачами
Регулятивные познавательные коммуникативные
12
мин
Контроль
Лист самооценки
5 мин
Рефлексия
Кроссворд
Познавательные
5 мин
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Поприветствуйте наших гостей. Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошей работы на уроке. Я предлагаю вам послушать песню
У леса на опушке Жила зима в избушке, Она снежки солила В березовой кадушке, Она сучила пряжу, Она ткала холсты, Ковала ледяные да над речкою мосты, Потолок ледяной, Дверь скрипучая, За шершавой стеной Тьма колючая Как пойдешь за порог, Всюду иней А из окон парок синий, синий (слайд 1)
Учитель: Какие здесь слова связаны с физикой?
Учащиеся: В этой песне прозвучали слова: “снежки”, “ледяной”, “иней”. (слайд 2)
Учитель: Какой раздел физики мы будем повторять?
Учащиеся: "Тепловые явления". (слайд 3)
Учитель: Какую цель вы ставите на этом уроке? (слайд 4)
II. Повторение и обобщение изученного материала.
Каждому из вас раздам лист самооценки. Оцениваете по пяти бальной шкале. За каждый этап урока.
Этапы
Оценка
За теоретическую часть
Знание графика
Интересные вопросы
Знание формул
Решение задач
Отгадывание кроссворда
О каких физических величинах мы будем говорить? (слйд 6)
Температура – это физическая характеристика состояния вещества, определяемая средней кинетической энергией хаотичного движения частиц вещества.
Важнейшим понятием тепловых явлений является тепловое движение.
Тепловое движение - беспорядочное движение частиц, из которых состоит тело.
1. Внутренняя энергия, способы изменения внутренней энергии (слайд 7)
1) Вопросы:
Дайте определение внутренней энергии;
Какие способы изменения внутренней энергии Вы знаете;
Дайте определение теплопередачи;
Виды теплопередачи.
2) Теплопроводность (слайд 4)
- Какой вид теплопередачи изображен на рисунке:
- Демонстрация (просмотр на компьютере) опыта: теплопроводность металлов с комментарием учащегося (t11. avi)
- Что показывает данный рисунок:
3) Конвекция (слайд 5)
- Какой вид теплопередачи изображен на рисунках:
- Демонстрация (просмотр на компьютере) опыта: конвекция в газах и жидкостях с комментарием учащихся ;
4) Излучение (слайд 6):
- Что показывают данные рисунки:
5) Самостоятельная работа учащихся – тест (слайд 7):
6) Тепловые процессы (слайд 8):
- Какие тепловые процессы Вы знаете;
- Дайте определение каждого из процессов;
- Определите вещество и опишите процессы с ним происходящие, изображенные на графике:
7) Самостоятельная работа учащихся по карточкам (слайд 9):
(Учащиеся заполняют таблицы и сдают)
Физминутка
Упражнения:
1. Приседания.
Предлагаю ученикам представить нагревание воды в сосуде и показать, в каком направлении движутся струи нагревающейся жидкости.
Предлагаю ученикам продемонстрировать увеличение внутренней энергии, т.е. нагревание, тел (пальцев и ладоней) за счет совершения работы над ними.
3. Прыжки.
Во время совершения прыжков отмечаю переход кинетической энергии учеников в их потенциальную энергию и наоборот.
Ответьте на вопросы
1) Что приносит вред растениям, особенно злаковым: обильный снег или бесснежная зима? ( В бесснежную зиму растения могут вымерзнуть. Снежный покров плохо проводит тепло и поэтому способствует поддержанию более высокой температуре в почве).
2) Почему на морозе вспотевшую от работы лошадь покрывают одеялом или шубой? (Вспотевшая лошадь теряет много тепла на испарение, и это может привести к простудным заболеваниям).
3) Почему в бане нам кажется жарче, чем в комнате, где воздух нагрет до такой же температуры? (В бане влажность воздуха значительно больше, чем в комнате, поэтому интенсивность пота уменьшается и человек сильнее ощущает повышенную температуру).
4) Для чего разрезают на части картофель, яблоки и другие овощи и фрукты, предназначенные для сушки? (Площадь испарения увеличивается, и сушка идет быстрее).
- Количество теплоты
для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении
выделяемой при полном сгорании топлива
для плавления кристаллического тела;выделяемое при кристаллизации
для превращения жидкости в пар; пара в жидкость
Название
Единица измерения
С
q
λ
L
- Последующая проверка:
Решите задачи
Какое количество теплоты потребуется для нагревания и плавления меди массой 28 кг, начальная температура которой 25 С?
Рассчитайте количество теплоты, которое потребуется для обращения в пар спирта массой 1,2 кг, находящегося при температуре 28 С?
2. Тепловые машины (слайд 10)
1) Тепловой двигатель (слайд 11):
- Дайте определение теплового двигателя;
- Какие виды тепловых двигателей Вы знаете.
2) Виды тепловых двигателей (слайд 12).
3) Слайд 13
- Назовите основные элементы теплового двигателя;
- Дайте определение КПД теплового двигателя;
- Как можно найти КПД теплового двигателя (формула).
9. Теперь послушаем обзор интересных сообщений, подготовленных нашими ребятами.
В Америке и Англии используется иная, нежели у нас, температурная шкала – шкала Фаренгейта (0F). Средней нормальной температуре человеческого тела соответствует +980F, вода замерзает при +320F, а кипит при +2120F.
Вода кипит при 1000С только при определённом давлении – 760мм рт.ст. На вершине Эльбруса давление равно половине атмосферного, этому давлению соответствует температура кипения 820С. Водой кипящей при 10-15 мм рт.ст. можно освежиться в жаркую погоду. При этом давлении температура кипения упадёт до 10-150С.
Температура внутреннего голубоватого конуса пламени горелки 3000С, во внешнем конусе – до 18000С. Сверхвысокие температуры существуют в природе, но не на Земле, а на других телах Вселенной. Поверхность Солнца нагрета до 60000С.
Ртутные пары очень ядовиты, и 1г ртутных паров может серьёзно повредить здоровью любого человека. Надо следить, чтобы даже самая маленькая капелька ртути не пролилась.
Вода обладает многими удивительными свойствами, резко отличающими её от всех других свойств жидкостей. Все тела при нагревании расширяются, при охлаждении - сжимаются. Все, кроме воды. При температуре от 0 до +40С вода при охлаждении расширяется, при нагревании сжимается. При +40С вода имеет наибольшую плотность, равную 1000кг/м3.
III. Итог урока (слайд 14)
Рефлексия:
Я довольна вашими ответами, благодарю за сотрудничество и хочется, что бы вы оценили наш урок по 5-ти бальной шкале.
Возгонка, переход вещества из твёрдого состояния в газообразное, минуя жидкую фазу; то же, что сублимация.
Д/з повторить параграфы 12-20; Изобразить на бумаге физические явления, наблюдавшиеся и обсуждавшиеся на уроке, можно в веселых картинках, комиксах.