Данный урок проводится с целью углубить и расширить знания о видах соединения проводников, а также научить учащихся решать задачи на смешанное соединение проводников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Смешанное соединение проводников"»
Класс: 8
Тема урока: «Смешанное соединение проводников»
Цели урока:
-углубить и расширить знания о данных видах соединения проводников;
-научить определять силу тока, напряжение, сопротивление при последовательном и параллельном соединении проводников; научить учащихся решать задачи на последовательное и параллельное соединение проводников;
научить решать задачи на смешанное соединение проводников; научить учащихся разбираться в схемах электрических цепей.
-продолжить развитие памяти, творческих способностей; продолжить развитие умений анализировать условия задач и ответов, умений делать выводы, обобщения; продолжить развитие навыков решения задач на данную тему; развивать мышление (учить анализировать, выделять главное, объяснять и определять понятия, ставить и решать проблемы ).
- воспитывать в учениках средствами урока уверенности в своих силах; развить личные качества учащихся: аккуратность, внимание, усидчивость; воспитывать культуру общения при работе в группах.
Оборудование: карточки с заданием, лист самооценки
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний:
3 ученика у доски .
первый - закона Ома ( выражает из него напряжение и сопротивление, формулу для сопротивления проводника через геометрические размеры и материал проводника);
второй – формулы справедливые для последовательного соединения;
третий – формулы справедливые для параллельного соединения.
Остальные работают с карточками.
Самооценка своей работы на местах, оценка заносится в лист самооценки.
Проверка ответов у доски, оценивание.
III. Изучение нового материала.
Решим задачу
"вагончик"
Правила для решения:
Чтобы найти напряжение, умножаем.
Во всех остальных случаях делим.
Как вы знаете, все электрические схемы состоят из элементов, - например:
Схема карманного фонарика: Здесь три элемента - не считая батарейки.
У каждого элемента (исключая батарейку и то, пока) есть три характеристики, - сила тока, напряжение и сопротивление. Например, для нашей цепи они могут быть такие:
Некоторые элементы не имеют сопротивления (выключатель, соединение, пересечение) и не оказывают влияние на соседние элементы. Можно поставить хоть сотню выключателей и цифры у других элементов меняться не будут. А замена других (тех которые имеют сопротивление) меняет нагрузку на соседей. Например, заменим сопротивление проводов на 5 Ом.
Видим, что напряжение на лампочке ослабло. Лампочка будет светиться меньше, тусклее. Наша задача, научиться рассчитывать такие схемы.
Начнём с простого: С одного элемента. Напряжение всегда будем писать наверху. (Это потому что его получают умножением). Сопротивление будем писать просто цифрой внутри квадратика без единиц измерения.
А силу тока будем писать внизу. Попробуйте догадаться, что получиться вверху.
А теперь решите другие элементы. Нарисуйте в тетради сопротивление и проставьте все его характеристики (красные цифры это ответы и на доске не пишутся).
А теперь попробуем составить простейшую схему из двух вагончиков. Если соединить их друг за другом получиться последовательное соединение. (Можно представить как два дома соединены одной улицей. Электроны передвигающиеся по улице последовательно побывают в каждом доме.)
Преобразование схем
Но существует ещё один вид соединения — параллельное. Что такое параллельность вы знаете из геометрии. Параллельные прямые, например. Или параллельные улицы.
Сначала электроны идут вместе, затем по параллельным улицам и снова собираются вместе. Здесь действуют другие законы. Например, общее сопротивление будет не 30 а меньше самого маленького т.е. меньше 6. Это потому, что к основному руслу, по которому бежит ток, добавляется еще одно русло, и сопротивление уменьшается. Рассчитаем наше параллельное соединение:
Сначала общее сопротивление. Но почему же? Где ошибка? Почему не 4 а ?
На самом деле всё правильно.
Ведь это не R а =. Чтобы найти R необходимо формулу перевернуть. Т.е. R = = 4 Ом.
Не забывайте этого. Это одна из самых распространенных ошибок.
Теперь найдём общую силу тока и напряжение. Для этого зададим ещё данные.
как только мы нашли одно напряжение, можно считать, что мы нашли сразу все. Это видно по формуле U=U1=U2=const.
Рассчитаем ещё схемы.
Физкультминутка.
Ребята, встаньте. Я буду задавать вопросы и показывать ответы. Если верный ответ – поднимаем руки вверх и шевелим пальцами, если неверный – приседаем.
1. Омметр – прибор для измерения сопротивления проводника (+)
2. Электрический ток – это упорядоченное движение электронов (-)
3. Сила тока обозначается буквой А (-)
4. Заряд измеряется в кулонах (+)
5. Вольтметр включается в цепь последовательно (-)
6. Амперметр включается в цепь последовательно (+)
7. Сопротивление проводника равно 2А (-)
8. Сила тока в цепи равна 4А (+)
9. При последовательном соединении напряжения на всем участке цепи одинаковое (-)
10. При параллельном соединении сила тока на всем участке цепи одинаковая (-)
Чтобы легко решать такие соединения нужно ввести ещё одно понятие: эквивалентное сопротивление. Определение мы записывать не будем, попробуем понять на практике. Решаем другую похожую задачу с помощью эквивалентного сопротивления.
Проанализируем нашу схему. Видим что, в общем, это последовательное соединение. Вообще, всегда получается или параллельное или последовательное соединение. Важно это научиться отличать. Сразу хочется решить те элементики, для которых известны две характеристики, но мы не будем торопиться. Сейчас мы будем решать задачу немного по-другому, более универсальным способом. После этого мы сможем решать и куда более сложные задачи.
Обведём два параллельных сопротивления пунктирным прямоугольником и будем считать, что это одно сопротивление. Вот это общее сопротивление и называется эквивалентным сопротивлением.
Вместо сопротивлений можно включать и другие элементы:
IV.Закрепление. Попробуем рассчитать следующие соединения.