Цель урока: Учащиеся смогут вспомнить навыки решения расчетных, экспериментальных и качественных задач.
Задачи:.
Образовательные
а) закрепить у учащихся навыки решения задач: расчетных, качественных и экспериментальных;
в) углубить знания учащихся
Развивающие:
а)развитие интуиции воображения, смекалки, как элементов творческой деятельности.
Воспитательные:
а)воспитание познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения, культуры диалога;
Тип урока: урок применения полученных знаний на практике;
Оборудование:
Мультимедийный проектор, экран, презентация по теме: «Соединение проводников. Работа и мощность электрического тока».
План урока.
- Организационный этап ( Сообщение темы урока, формулирование целей урока и мотивация учебной деятельности).
- Фронтальный опрос с учащимися.
- Экспериментальное задание. Один учащийся собирает на демонстрационном столе схему электрической цепи. Трое учащихся решают задачи, используя показания приборов.
- Решение сложной задачи у доски методом «цепочка».
- Решение качественных задач с применением презентаций
- Устные ответы учащихся на вопросы.
- Контроль знаний и умений учащихся проводится в форме тестирования
с последующей проверкой по блок - схеме
8.Подведение итогов, выставление оценок за урок.
9. Домашнее задание
Ход урока.
- Организационный этап.
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, отмечает отсутствующих. Сообщает учащимся тему урока, формулирует цели урока и знакомит учащихся с планом урока. Учащиеся записывают тему урока в тетради. Учитель создает условия для мотивации учебной деятельности.
- «Вопрос – ответ» проходит в виде фронтального опроса
- Назовите условия существования электрического тока.
- Можем ли мы судить о том, что в проводнике есть электрический ток?
- Перечислите действия электрического тока.
- Как объяснить тепловое действие тока?
- В чем заключается магнитное действие тока?
- В чем состоит химическое действие тока?
- Где и каким образом могут использоваться все эти действия тока?
Экспериментальное задание. Один учащийся выходит к доске и на демонстрационном столе собирает электрическую цепь из приборов: источник тока, вольтметр, амперметр, лампочка. Весь класс в тетрадях строят схему электрической цепи. Учащийся определяет показания приборов. Трое учащихся выходят к доске и, используя показания приборов, решают задачи. Класс решает вместе с ними. Учащиеся комментируют решения своих задач.
Задача № 1.
Используя показания приборов, рассчитайте какое количество теплоты, выделится в нити накала электрической лампочки за 1 минуту.
Задача № 2. Какова мощность электрической лампочки?
Задача № 3. Рассчитайте сопротивление электрической лампочки.
- Сейчас мы выполним все вместе более сложную расчетную задачу по «цепочке».
Класс делится на 2 команды (по рядам), а каждая задача на 5 этапов. По команде учителя учащиеся, сидящие на первых партах, выполняют первый этап, записывают решения в маршрутных листах и передают его учащимся, сидящим на вторых партах, и т.д. Оценивается работа каждого. Команде выполнившей задание первой добавляется еще 1 балл. Если учащиеся допустили ошибки, то этап эстафеты комментируется учащимися и учителем.
Задача.
Определите мощность, потребляемую лампой Л4 (рис.), если сопротивление лампы Л1 равно 10 Ом, Л2 - 5 Ом, а Л3 - 2 Ом, Л4 - 5 Ом.
- А теперь устно решим качественные и графические задачи.
Решение качественных и графических задач с применений презентаций.
1. На рисунки изображены графики зависимости силы тока от приложенного напряжения для 3 проводников. Какой из проводников обладает большим сопротивлением?
2. Почему в качестве предохранителей в электрической цепи применяются проволоки из легкоплавких металлов.
3. Почему все электролампы и электрические приборы в квартирах соединены параллельно.
4. Как изменятся показания измерительных приборов при смещение ползунка реостата вниз?
5. Амперметр, включенный в цепь, состоящую из источника тока и электрической лампы, показывает некоторую силу тока. Как изменится показание амперметра, если в эту цепь включить еще одну лампу.
6. Два троллейбуса с одинаковыми электродвигателями движутся одновременно один с большей, другой с меньшей скоростью. У какого из них работа электрического тока больше, если считать, что сопротивление и время движения в обоих случаях одинаковы?
7. Контроль знаний и умений учащихся
Контроль знаний и умений учащихся проводится в форме тестирования с последующей проверкой по блок – схеме и выходом на домашнее задание. Каждый учащийся имеет у себя текст теста в папке.
Тест по теме «Соединения проводников. Работа и мощность тока».
Вариант 1. Обязательная часть.
1. Когда удобнее применять закон Джоуля - Ленца, записано в форме.
Ответы: а) при последов. соед; б) при парал. соединении;
в) при любом соединении; г) при смешанном соединении.
2. Чтобы измерить напряжение на резисторе R1, вольтметр нужно подключить по схеме:
Ответы: а) б) в) г)
3. Три электрические лампочки мощностью
25 Вт, 50 Вт и 100 Вт, рассчитанные на напряжение 220 В, включают по одной в сеть 220 В. Наибольший ток будет:
Ответы а) В 1 лампочке ;б) Во 2 лампочке; в) В 3 лампочке; г) Ток одинаков во всех лампочках.
4. Рассчитайте сопротивление электрической плитки, если она при силе тока 5 А за 30 мин. потребляет 1800 кДж.
Ответы: а) 20 Ом; б) 4 Ом; в) 40 Ом; г) 0,4 Ом.
Тест по теме «Соединения проводников. Работа и мощность тока».
Вариант 2.
1. По какой из указанных формул можно рассчитать мощность тока?
Ответы: а) б) в) Q = I2 R t г)
2. Правильно включен для измерения тока в цепи амперметр в схеме:
Ответы: а) б) в) г)
3. Спираль электроплитки укорачивают вдвое, но включают в сеть того же напряжения. Мощность плитки при этом:
Ответы:а) увеличивается в 4 раза; б) увеличивается в 2 раза; в) уменьшается в 4 раза; г) уменьшается в 2 раза.
4. При напряжении 200 В в лампе в течение 2 минут выделяется 6 кДж энергии. Определите сопротивление нити лампы.
Ответы: а) 80 Ом; б) 800 Ом; в) 0,8 Ом; г) 200 Ом.
Домашнее задание
§48,49, упр.№ 23 5
8. Подведение итогов, выставление оценок за урок.
Учащиеся самостоятельно делают вывод о том, достигнута ли цель урока. Учитель дает оценку работы учащихся на уроке и выставляет оценки в журнал.
9. Домашнее задание.
упражнения для систематического повторения ранее изученных разделов курса физики.
1.С помощью какого прибора измеряют работу тока. Какая единица работы при этом используются. (Электрический счетчик. кВт ч)
2.Как находится работа электрического тока.
3.Напряжение на всех участках цепи одинаково, общая сила тока равна сумме сил токов на отдельных проводниках, а общее сопротивление двух проводников находится как отношение произведения их сопротивлений к их сумме.
4.Какие три закономерности справедливы для параллельного соединения.
5.Сила тока везде одинакова, напряжение в цепи равно сумме напряжений на отдельных участках, а общее сопротивление складывается из сопротивлений отдельных проводников.
Какие три закономерности справедливы для последовательного соединения.
6.Что показывает мощность тока, и по какой формуле находится.
7.Сформулируйте Закон Ома для участка цепи. Почему проводник, по которому идет ток, нагревается?
8. Сформулируйте закон Джоуля - Ленца.
9. Каково назначение предохранителей