kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме " Исследуем силу трения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по теме "Исследование силы трения". Тип урока - исследовательско - поисковый.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме " Исследуем силу трения"»

Приложение 2

Примерный шаблон технологической карты урока


Описание урока/занятия


Предмет

Физика


Класс

7

Тема

Исследование силы трения

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Теменкова Лариса Павловна учитель физики

Образовательная организация

МКОУ Купинская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья Новосибирской области

Район

Купинский

Город/поселение

Купино

Тип урока

поисково-исследовательский

Время реализации урока

40 мин

Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные)

Образовательные: 

  • знать определение силы трения,

  • приводить примеры силы трения в природе, технике, быту.

  • уметь измерять силу трения,

  • объяснять причины трения,

  • выделять особенности силы трения.

Развивающие: 

  • уметь анализировать наблюдаемые явления и делать выводы,

  • выдвигать гипотезы,

  • планировать эксперимент по исследованию закономерностей трения.

Воспитательные:

  • развитие эмоциональной сферы ученика,

  • инициативности,

  • коммуникативных качеств личности школьника,

  • познавательного интереса к процессу получения знаний и к урокам физики,

  • осознание учащимися ценности полученного знания,

понимание значимости исследовательских методов для познания окружающего мира.

Планируемые результаты

Предметные:

 знать понятие силы трения, причины возникновения трения, способы уменьшения и увеличения трения; уметь проводить классификацию сил трения; овладеть экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения силы трения. значение силы трения в жизни человека, быту, технике.

Метапредметные: 

Регулятивные:

  • анализировать информацию и планировать свои действия при проведении эксперимента;

  • прогнозировать возможный результат;

  • уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами;

  • уметь применять полученные знания для решения практических задач, обеспечения безопасности своей жизни;

  • уметь правильно реагировать на замечания товарища и учителя.

Познавательные:

  • самостоятельно искать необходимую информацию в учебно-научной литературе;

  • уметь выделять существенные признаки видов силы трения;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • уметь находить примеры использования силы трения.

Коммуникативные:

  • уметь взаимодействовать в паре, группе (планирование совместной работы, положительное отношение к мнению

одноклассников, обсуждение);

  • уметь отстаивать своё мнение;

  • уметь представить полученные результаты.

Личностные:

  • научиться самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;

  • формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока;

  • понимать, что знание особенностей видов трения может помочь в жизни.


Дидактическая структура урока

Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС?

В урок включены задания, направленные на формирование и развитие у обучающихся предметные, личностные и метапредметные УУД, что соответствует требованию ФГОС.

Дополнительная информация

Задания подобранны с учётом возрастных особенностей детей, носят занимательный характер, что способствует повышения интереса к предмету.

Размер мультимедиа компонента

42,0 МБ

Вид мультимедиа компонента (презентация, видео, электронная таблица, др.)

Презентация,видео

Ресурсы, оборудование и материалы

Компьютер, мультимедийный проектор

Оборудование для проведения фронтальных опытов:

бруски; динамометры; наборы грузов; трибометры; лупы; кусочки наждачной бумаги; стёклышки.

Раздаточный материал:

оборудование для проведения практических работ в группах:

1 группа: динамометр, деревянный брусок, три разные поверхности (доска, лист наждачной бумаги, лист гладкой бумаги).

2 группа: динамометр, деревянный брусок, доска, набор грузов.

3 группа: динамометр, деревянный брусок, доска.

4 группа: динамометр, деревянный брусок, доска, деревянный каток той же массы

5 группа: динамометр, лодка, доска, сосуд с водой .



Список учебной и дополнительной литературы

Учебник физики 7 кл, издательство «Дрофа» А.В.Пёрышкин 2017г.;

Примерные программы основного общего образования «Просвещение» 2009г.;

Поташник М.М. Требования к современному уроку- методическое пособие;

Волков Б.С. Психология урока, его подготовка, проведение и анализ –учебное пособие;

Тематическое и поурочное планирование к учебнику « Физика 7 класс»


Ссылки на использованные интернет-ресурсы

Мультфильмы https://yandex.ru/video/touch/

Фото с сайтов Яндекс и Рамблер


Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Методы : Исследовательский, проблемно-поисковый.

Приемы :Заполнение опорного конспекта, составление плана работы, выполнение исследования, проверка знаний








Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

универсальные учебные действия

1. Мотивация


Начнём наш урок с русских пословиц. Подумайте, о какой силе мы сегодня с вами будем говорить?

Пословицы: “Сухая ложка рот дерёт”, “Коси коса пока роса; роса долой и мы домой”, “Всё идёт как по маслу”, “Скрипит как несмазанная телега” и т.д..

Сегодня мы познакомимся ещё с одной силой – силой трения

Запишем тему урока: “Сила трения”.

На уроке мы побываем в роли учёных, физиков-экспериментаторов. Наука, которая изучает трение, называется трибологией. Но, ни один учёный не сможет провести эксперимент, не владея хорошо теорией. Поэтому давайте вначале выясним основные сведения о силе трения.

После обсуждения пословиц учащиеся приходят к выводу, что темой урока является сила трения


Личностные: самоопределение, смыслообразование

Познавтельные: выполнение логических операций, работа с моделями

Коммуникативные: речевая деятельность

2. Объяснение нового материала


Какую силу называют силой трения? Как направлена сила трения?

Опыт №1: толкните брусок по столу. Почему он остановился?

Трение - это взаимодействие между трущимися поверхностями, препятствующее их относительному движению.

Сила трения – это количественная характеристика трения.

Как направлена сила трения?

Против движения бруска, так как скорость тела уменьшается.

Каковы причины возникновения силы трения?

Опыт №2:

1) Возьмите два кусочка наждачной бумаги и попробуйте перемещать их относительно друг друга. Почему это сделать трудно? Рассмотрите через лупу поверхности кусочков.

Вывод: причина трения заключается в шероховатости поверхностей.

2) Прижмите друг к другу два стёклышка и попробуйте перемещать одно относительно другого. Это сделать трудно. Капните 2-3 капли воды на поверхность стёклышка и попробуйте повторить опыт. Перемещать стёклышки стало ещё труднее.

Вывод: причина возникновения трения – притяжение молекул взаимодействующих тел.

Виды силы трения.

Опыт №3:

1) скатывающийся брусок с наклонной плоскости;

2) покоящийся брусок на наклонной плоскости;

3) детский автомобиль, скатывающийся с наклонной плоскости.

Вывод: существует три вида силы трения: трение покоя, трение скольжения и трение качения.

Как измерить силу трения?

Для измерения силы трения необходимо брусок двигать равномерно. Тогда динамометр покажет силу, равную силе трения.


Учащиеся оформляют опорный конспект в тетради в ходе изучения новой темы

Все опыты учащиеся выполняют на партах и отвечают на вопросы, сверяя ответы с презентацией

Опыт №1: толкают брусок по столу. Почему он остановился?

Опыт №2:

1) Берут два кусочка наждачной бумаги и попробуют перемещать их относительно друг друга. Почему это сделать трудно? Рассматривают через лупу поверхности кусочков.

2) Прижимают друг к другу два стёклышка и попробуют перемещать одно относительно другого. Это сделать трудно. Капают 2-3 капли воды на поверхность стёклышка и пробуют повторить опыт. Перемещать стёклышки стало ещё труднее.





Личностные:

научиться самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;

формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока;

Коммуникативные:

уметь взаимодействовать в паре, группе (планирование совместной работы, положительное отношение к мнению

одноклассников, обсуждение);

Познавательные:

самостоятельно искать необходимую информацию в учебно-научной литературе;

уметь выделять существенные признаки видов силы трения;

устанавливать причинно-следственные связи;

Регулятивные:

анализировать информацию и планировать свои действия при проведении эксперимента;


3. Исследовательская деятельность учащихся в группах


Теперь, ребята, вы готовы к исследованию. От чего же зависит сила трения?


Класс делится на 5 групп, каждая группа получает задание. Ребята формулируют гипотезу, которую проверяют в процессе исследования.

Учащиеся выполняют задания самостоятельно. Им необходимо выдвинуть гипотезу, провести эксперимент, заполнить бланки в тетради, проанализировать результаты и сделать вывод. Обязанности при выполнении эксперимента учащиеся распределяют сами, с защитой выступает представитель группы.



Регулятивные:

  • анализировать информацию и планировать свои действия при проведении эксперимента;

  • прогнозировать возможный результат;

  • уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами;

  • уметь применять полученные знания для решения практических задач, обеспечения безопасности своей жизни;

  • уметь правильно реагировать на замечания товарища и учителя.

Коммуникативные:

  • уметь взаимодействовать в паре, группе (планирование совместной работы, положительное отношение к мнению

одноклассников, обсуждение);

  • уметь отстаивать своё мнение;

Личностные:

  • научиться самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;

  • формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока;


4. Обсуждение результатов исследовательской деятельности учащихся


А теперь, ребята, давайте обобщим ваши исседования . Предлагаю чтобы от каждой группы выступил представитель, который рассказывает о теме исследования, выдвинутой гипотезе, цели эксперимента и полученных выводах

От каждой группы выступает представитель, который рассказывает о теме исследования, выдвинутой гипотезе, цели эксперимента и полученных выводах. После каждого выступления просматривают анимацию по теме исследования. Остальные ребята слушают выступления своих товарищей и заполняют таблицу:


Регулятивные:

  • уметь правильно реагировать на замечания товарища и учителя.

Познавательные:

  • уметь находить примеры использования силы трения.

Коммуникативные:

  • уметь отстаивать своё мнение;

  • уметь представить полученные результаты.

Личностные:

  • понимать, что знание особенностей видов трения может помочь в жизни.


5.Тест


Проведём контроль знаний, выполните предлагаемые в тесте задания.

Проверим ответы. Кто получил кодовое слово “отлично”?

Подведем итоги (выставление оценок).


Выполняют задание с последующей проверкой


Регулятивные:

  • уметь применять полученные знания для решения задач,;

Познавательные:

  • уметь выделять существенные признаки видов силы трения;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

Личностные:

  • формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока;


6.Рефлексия:


Ребята, а вы любите мультфильмы? А какие? Переходим к просмотру


Заслушиваются ответы детей. После просмотра каждого ролика его обсуждают, называют виды трения

Регулятивные:

  • уметь применять полученные знания для решения практических задач, обеспечения безопасности своей жизни;

Познавательные:

  • уметь выделять существенные признаки видов силы трения;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные:

  • уметь взаимодействовать в паре, группе (планирование совместной работы, положительное отношение к мнению

одноклассников, обсуждение);

  • уметь отстаивать своё мнение;

Личностные:

  • понимать, что знание особенностей видов трения может помочь в жизни.


7. Домашнее задание


В качестве домашнего задания предлагаю написать сочинение сказку, сочинение-фантастику, сочинение-детектив или стихотворение на тему: « Мир без силы трения»


Записывают домашнее задание


Регулятивные:

  • уметь применять полученные знания для решения практических задач, обеспечения безопасности своей жизни;

Познавательные:

  • самостоятельно искать необходимую информацию в учебно-научной литературе;

  • уметь находить примеры использования силы трения.

Личностные:

  • понимать, что знание особенностей видов трения может помочь в жизни.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по теме " Исследуем силу трения"

Автор: Теменкова Лариса Павловна

Дата: 25.07.2020

Номер свидетельства: 555046

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "" тормозной  и остановочный пупь" интегрированный урок по физике 9 класс. "
    ["seo_title"] => string(71) "tormoznoi-i-ostanovochnyi-pup-intieghrirovannyi-urok-po-fizikie-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "130413"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415896500"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Статья: из опыта работы "Применение ЭОР на уроках физики". "
    ["seo_title"] => string(59) "stat-ia-iz-opyta-raboty-primienieniie-eor-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "136930"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417207782"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "конспект урока по теме "Законы сохранения  в механике" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-po-tiemie-zakony-sokhranieniia-v-miekhanikie"
    ["file_id"] => string(6) "147339"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419358190"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Урок-презентация "Магнитное поле""
    ["seo_title"] => string(35) "urokpriezientatsiiamaghnitnoiepolie"
    ["file_id"] => string(6) "342215"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1472972172"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Открытый урок  по теме: "Инерция" "
    ["seo_title"] => string(34) "otkrytyi-urok-po-tiemie-iniertsiia"
    ["file_id"] => string(6) "162660"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422378487"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства