Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые универсальные учебные действия |
1. Мотивация | Начнём наш урок с русских пословиц. Подумайте, о какой силе мы сегодня с вами будем говорить? Пословицы: “Сухая ложка рот дерёт”, “Коси коса пока роса; роса долой и мы домой”, “Всё идёт как по маслу”, “Скрипит как несмазанная телега” и т.д.. Сегодня мы познакомимся ещё с одной силой – силой трения Запишем тему урока: “Сила трения”. На уроке мы побываем в роли учёных, физиков-экспериментаторов. Наука, которая изучает трение, называется трибологией. Но, ни один учёный не сможет провести эксперимент, не владея хорошо теорией. Поэтому давайте вначале выясним основные сведения о силе трения. | После обсуждения пословиц учащиеся приходят к выводу, что темой урока является сила трения | Личностные: самоопределение, смыслообразование Познавтельные: выполнение логических операций, работа с моделями Коммуникативные: речевая деятельность |
2. Объяснение нового материала | Какую силу называют силой трения? Как направлена сила трения? Опыт №1: толкните брусок по столу. Почему он остановился? Трение - это взаимодействие между трущимися поверхностями, препятствующее их относительному движению. Сила трения – это количественная характеристика трения. Как направлена сила трения? Против движения бруска, так как скорость тела уменьшается. Каковы причины возникновения силы трения? Опыт №2: 1) Возьмите два кусочка наждачной бумаги и попробуйте перемещать их относительно друг друга. Почему это сделать трудно? Рассмотрите через лупу поверхности кусочков. Вывод: причина трения заключается в шероховатости поверхностей. 2) Прижмите друг к другу два стёклышка и попробуйте перемещать одно относительно другого. Это сделать трудно. Капните 2-3 капли воды на поверхность стёклышка и попробуйте повторить опыт. Перемещать стёклышки стало ещё труднее. Вывод: причина возникновения трения – притяжение молекул взаимодействующих тел. Виды силы трения. Опыт №3: 1) скатывающийся брусок с наклонной плоскости; 2) покоящийся брусок на наклонной плоскости; 3) детский автомобиль, скатывающийся с наклонной плоскости. Вывод: существует три вида силы трения: трение покоя, трение скольжения и трение качения. Как измерить силу трения? Для измерения силы трения необходимо брусок двигать равномерно. Тогда динамометр покажет силу, равную силе трения. | Учащиеся оформляют опорный конспект в тетради в ходе изучения новой темы Все опыты учащиеся выполняют на партах и отвечают на вопросы, сверяя ответы с презентацией Опыт №1: толкают брусок по столу. Почему он остановился? Опыт №2: 1) Берут два кусочка наждачной бумаги и попробуют перемещать их относительно друг друга. Почему это сделать трудно? Рассматривают через лупу поверхности кусочков. 2) Прижимают друг к другу два стёклышка и попробуют перемещать одно относительно другого. Это сделать трудно. Капают 2-3 капли воды на поверхность стёклышка и пробуют повторить опыт. Перемещать стёклышки стало ещё труднее. | Личностные: научиться самостоятельно приобретать новые знания и практические умения; формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока; Коммуникативные: уметь взаимодействовать в паре, группе (планирование совместной работы, положительное отношение к мнению одноклассников, обсуждение); Познавательные: самостоятельно искать необходимую информацию в учебно-научной литературе; уметь выделять существенные признаки видов силы трения; устанавливать причинно-следственные связи; Регулятивные: анализировать информацию и планировать свои действия при проведении эксперимента; |
3. Исследовательская деятельность учащихся в группах | Теперь, ребята, вы готовы к исследованию. От чего же зависит сила трения? | Класс делится на 5 групп, каждая группа получает задание. Ребята формулируют гипотезу, которую проверяют в процессе исследования. Учащиеся выполняют задания самостоятельно. Им необходимо выдвинуть гипотезу, провести эксперимент, заполнить бланки в тетради, проанализировать результаты и сделать вывод. Обязанности при выполнении эксперимента учащиеся распределяют сами, с защитой выступает представитель группы. | Регулятивные: анализировать информацию и планировать свои действия при проведении эксперимента; прогнозировать возможный результат; уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами; уметь применять полученные знания для решения практических задач, обеспечения безопасности своей жизни; уметь правильно реагировать на замечания товарища и учителя. Коммуникативные: уметь взаимодействовать в паре, группе (планирование совместной работы, положительное отношение к мнению одноклассников, обсуждение); Личностные: научиться самостоятельно приобретать новые знания и практические умения; формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока; |
4. Обсуждение результатов исследовательской деятельности учащихся | А теперь, ребята, давайте обобщим ваши исседования . Предлагаю чтобы от каждой группы выступил представитель, который рассказывает о теме исследования, выдвинутой гипотезе, цели эксперимента и полученных выводах | От каждой группы выступает представитель, который рассказывает о теме исследования, выдвинутой гипотезе, цели эксперимента и полученных выводах. После каждого выступления просматривают анимацию по теме исследования. Остальные ребята слушают выступления своих товарищей и заполняют таблицу: | Регулятивные: Познавательные: Коммуникативные: уметь отстаивать своё мнение; уметь представить полученные результаты. Личностные: понимать, что знание особенностей видов трения может помочь в жизни. |
5.Тест | Проведём контроль знаний, выполните предлагаемые в тесте задания. Проверим ответы. Кто получил кодовое слово “отлично”? Подведем итоги (выставление оценок). | Выполняют задание с последующей проверкой | Регулятивные: уметь применять полученные знания для решения задач,; Познавательные: уметь выделять существенные признаки видов силы трения; устанавливать причинно-следственные связи; Личностные: |
6.Рефлексия: | Ребята, а вы любите мультфильмы? А какие? Переходим к просмотру | Заслушиваются ответы детей. После просмотра каждого ролика его обсуждают, называют виды трения | Регулятивные: уметь применять полученные знания для решения практических задач, обеспечения безопасности своей жизни; Познавательные: уметь выделять существенные признаки видов силы трения; устанавливать причинно-следственные связи; Коммуникативные: уметь взаимодействовать в паре, группе (планирование совместной работы, положительное отношение к мнению одноклассников, обсуждение); Личностные: понимать, что знание особенностей видов трения может помочь в жизни. |
7. Домашнее задание | В качестве домашнего задания предлагаю написать сочинение сказку, сочинение-фантастику, сочинение-детектив или стихотворение на тему: « Мир без силы трения» | Записывают домашнее задание | Регулятивные: уметь применять полученные знания для решения практических задач, обеспечения безопасности своей жизни; Познавательные: самостоятельно искать необходимую информацию в учебно-научной литературе; уметь находить примеры использования силы трения. Личностные: понимать, что знание особенностей видов трения может помочь в жизни. |