1. Объяснение нового материала. Постановка проблемного вопроса. Книга, лежащая на столе, может сама по себе упасть? (Нет, она находится в состоянии покоя). Шар висит на нити, брусок лежит на столе, снег лежит на крыше. Падают ли тела? (Нет). Почему покоятся тела, лежащие на опоре или подвешенные на нити? (Учащиеся высказывают свои предположения). Итак, предположим, что сила тяжести уравновешивается какой-то другой силой. Что же это за сила и как она возникает? 2. Видеофильм «Закон Гука». Цель: выяснить природу силы упругости, сформулировать закон Гука. 3. Заполните столбец на шаблоне «Для меня новое» Учитель выполняет роль консультанта. Работа в парах. Взаимооценка между парами. Откройте учебник §19 стр 93 – 96. Сила упругости-___________ Формула: где Величина | Буквенные обозначения | Единица измерения | | | | | | | | | |
| Выведите формулу для: k= ∆x= Учитель задает учащимся разноуровневые вопросы: 1.Как изменяется расстояние между частицами вещества при растяжении и сжатии? (при сжатии расстояния между частицами становятся меньше, а при растяжении – больше). 2. Каково изменение сил взаимодействия между частицами вещества? (силы взаимодействия увеличиваются в обоих случаях, но при сжатии - это силы отталкивания, а при растяжении - притяжения.) 3. Как изменяется длина резиновой ленты при растяжении? (увеличивается). 4. Что происходит с высотой поролона при сжатии? (уменьшается). 5. Что заставило вернуть форму тел после упругих деформаций? (сила). 6. Какая сила? Сила чего? (сила взаимодействия частиц) В тетради учащиеся записывают определение силы упругости, обозначение силы упругости. Вывод: сила упругости стремится вернуть телу первоначальную форму. - От каких величин зависит сила упругости? Fynp= -kΔl закон Гука- английский ученый. Прямое обучение учителя. При объяснении учитывается потребности некоторых учащихся через более подробное объяснение в ходе беседы. Учитель показывает на доске точку приложения силы упругости и её направление Учащиеся заполняют третий столбец шаблона. Далее учитель объясняет по рисунку 1. Дан график зависимости Fупр от ∆x Рис.1
Определим k для первоготела: k1=F/∆x=10 Н/см k2=10 Н/см Какой можно сделать вывод? Fупр1/х1= Fупр2/х2= Fупр3/х3=k k - коэффициент жесткости пружины одинаков для данной пружины. - Индивидуальная работа. Самостоятельно для второй пружины: k=5 Н/см Разноуровневые ответы учащихся. Некоторые учащиеся самостоятельно делают вывод о том, что модуль силы упругости при растяжении (сжатии) тела прямо пропорционален изменению длины тела: у различных материалов коэффициент жесткости разный. Затем этот вывод формулируется вместе с учителем и остальными учащимся: - значит для разных тел разное значение k; - модуль силы упругости при растяжении (сжатии) тела прямо пропорционален изменению длины тела; - у различных материалов коэффициент жесткости разный. 4. Физкультурная минутка – 2 минуты. Учащимся предлагается встать со своих мест, и, закрепляя виды деформаций, показать с помощью своего тела все 5 видов деформаций: растяжение, сжатие, сдвиг, кручение, изгиб. 5. Задачи для индивидуальной работы: Дифференцированное задание. Критерии оценивания: - используют закон Гука при решении задач: Дескрипторы для 1 задачи: - записывает условие задачи; - переводит единицы измерения в СИ; - использует формулу закона Гука; - производит вычисления; - находит силу упругости; - записывает ответ. 1.Под действием какой силы пружина, имеющая коэффициент жесткости 1 кН/м, сжалась на 4 см? Дескрипторы для 2 задачи: - записывает условие задачи; - использует формулу закона Гука; - находит неизвестную величину (удлинение) из закона Гука; - производит вычисления; - записывает ответ. 2. Определите удлинение пружины, если на нее действует сила 10 Н, а коэффициент жесткости пружины 500 Н/м. Дескрипторы для 3 задачи: - записывает условие задачи; - переводит единицы измерения в СИ; - решают задачу с большим количество неизвестных; - производит вычисления; - записывает ответ. 3. Какова жесткость пружины , если груз массой 10 кг растягивает пружину на 20 см? Дано : СИ Формула: Решение m = 10 кг F = m g F = 10 кг · 9,8H⁄кг x = 20 см 0,2 м F = k Δx = 98 H k = 98 H ⁄ 0,2 м = 490 H ⁄ м k ˗ ? k = ₣ ⁄ Δx Ответ: 490 H ⁄ м Самопроверка. |