Прием «Ассоциативный ряд». К теме урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Учитель просит из ассоциативного ряда убрать лишнее слово, сформулировать тему и цель урока. Ученики, прочитав написанные слова, пытаются угадать тему урока. Слова ассоциативного ряда к уроку «Сила упругости. Закон Гука»: растяжение, изгиб, сжатие, деформация, инерция, пластическая деформация, Р. Гук, сила упругости. Дифференциация: Задание. Работа с учебникам методом чтения с пометками. Откройте учебник §18 и запишите в тетрадь в виде схемы – Сила упругости. Сила упругости-___________ Формула: где Обозначение физической величины | Название физической величины | Единица измере-ния | Русский | Қазақша | English | | F- | | | | | ∆x- | | | | | k- | | | | | Выведите формулу для: k= ∆x= | Обменяйтесь с соседями шаблонами. Взаимопроверка. У доски по одному учащемуся выходят к доске и заполняют шаблон. Тест с взаимопроверкой. Сила упругости. Закон Гука 1. Когда возникает сила упругости? а) Когда тело движется. в) Когда тело деформируется. б) Когда оно останавливается. г) Когда оно распрямляется. 2. Какое тело испытывает деформацию растяжения? а) № 1 (хлопья под прессом). в) № 3 (скамейка). б) № 2 (подвес люстры). г) № 4 (стол). 3. Если тело (опора) деформируется под действием груза (см. рис.), то когда модуль силы упругости становится равным модулю силы тяжести, действующей на груз? а) Когда опора начинает прогибаться. б) Когда, прогнувшись, опора перестает деформироваться. в) Когда при снятии груза опора начинает выпрямляться. г) Такого равенства не бывает. 4. В каком из изображенных на рисунке случаев сила упругости отсутствует (равна нулю)? а) № 1 (мяч с вмятиной). б) № 2 (доска, перекинутая через ручей). в) № 3 (пружина с грузом). г) Нет такого случая. 5. От чего зависит сила упругости? а) От модуля силы, деформирующей тело. б) От деформации. в) От жесткости деформируемого тела. г) От всех этих величин. 6. При каких деформациях справедлив (выполняется) закон Гука? а) При сжатии и растяжении. б) При изгибе и кручении. в) При всех видах деформаций. г) При всех деформациях, если они - упругие деформации. Ответы: 1.В ; 2.Б; 3.Б; 4.Б; 5.Г; 6.Г. Дифференциация: Оценивание. Формативное оценивание. Учитель предлагает каждому ученику проверить работу своего одноклассника. При этом учащийся комментируя другую работу не оценивают ее, а лишь определяет положительные моменты, и моменты, которые, по его мнению, заслуживает доработки. Обратная связь учащихся может быть озвучена или представлена в письменной форме. Каждый ученик получает свою работу с комментариями. Для доработки предоставляется им время. Дифференциация: Классификация. Деление на группы по уровню успеваемости для раздачи заданий разного уровня сложности. Разбивка по критерию. Учитель предлагает учащимся критерии, которые подразумевают не ранжирование, а ясную классификацию с четким разделением участников на разные категории (этот способ особенно удобен в тех случаях, когда в подгруппах необязательно должно быть равное количество игроков). Оценивая себя по критериям ученик определяет свою группу. Первый уровень – задача на знание, понимание и применение прямой формулы закона Гука. Задание: 1. Под действием какой силы пружина, имеющая коэффициент жесткости 1 кН/м, сжалась на 4 см? 2. Какова сила упругости, возникающая в пружине, жесткостью 50 Н/м, если она растянулась на 5см? Критерии | Дескрипторы | Использует формулу закона Гука при решении задачи | Записывает условие задачи | Переводить единицы измерения в систему СИ | Записывает формулу закона Гука | Проводит вычисления | Второй уровень: задача на преобразование формулы закона Гука для определения жесткости и деформации тел; задача для определения коэффициента жесткости с использованием графика зависимости силы упругости от деформации. Задание: 1. По данным графиков зависимости силы упругости от деформации определить коэффициент жесткости. а) б) Критерии | Дескрипторы | Определяют коэффициент жесткости по графику зависимости силы упругости от деформации | Определяет по графику значение силы упругости и деформации | Записывает условие задачи | Переводить единицы измерения в систему СИ | Записывает формулу закона Гука | Преобразует формулу для определения коэффициента жесткости | Проводит вычисления | Третий уровень – задача творческого характера – составить условие задачи по графику зависимости силы упругости от деформации. Задание: Критерии | Дескрипторы | Составляют условие задачи по графику зависимости силы упругости от деформации | Определяет по графику значение силы упругости и деформации | Составляет условие задачи | Записывает условие задачи | Записывает формулу закона Гука | Преобразует формулу для определения коэффициента жесткости | Проводит вычисления | Четвертый уровень - задача творческого характера на самостоятельное изучение и определение жесткости при последовательном и параллельном соединении пружин. Дифференциация: Источники Задание: Две пружины с жесткостями k1 = 200 Н/м и k2 = 300 Н/м соединены: последовательно и параллельно. Найдите жёсткость при последовательном и параллельном соединении пружин. Критерии | Дескрипторы | Самостоятельно изучают и определяют жесткость при последовательном и параллельном соединении пружин | Изучает соединение пружин | Выводят формулу для последовательного и паралельного соединения пружин | Записывает условие задачи | Записывает формулу жесткости для последовательного и паралельного соединения пружин | Проводит вычисления | Проверка выполнения задания. Лидер каждой группы объясняет решенные задачи. Учащиеся задают уточняющие вопросы, устраняют ошибки, исправляют недочеты свои и выступающего. Дифференциация: Диалог и оказание поддержки. Формативное оценивание:Устная обратная связь. Похвала! Молодец! Ты сегодня хорошо работал! Старайся, у тебя обязательно все получится! |