kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развернутый план урока по физике "Сила упругости. Закон Гука" по обновленному содержанию образования РК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развернутый план урока по физике "Сила упругости. Закон Гука" по обновленному содержанию образования Республики Казахстан

Просмотр содержимого документа
«Развернутый план урока по физике "Сила упругости. Закон Гука" по обновленному содержанию образования РК»

План урока

Раздел долгосрочного плана:

Взаимодействие тел

Школа: КГУ ОШ №70

Дата:

ФИО учителя: Жанагизов А.Ә.

Класс: 7

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Тема урока

Сила упругости. Закон Гука.

Цели обучения
для достижения
на этом уроке
(ссылка на
учебную
программу)

7.2.2.5 - рассчитывать силу упругости по формуле закона Гука


Цели урока

Все ученики: должны давать определение понятию сила упругости;

должны формулировать закон Гука;

должны применить закон Гука при решении задачи.

Уровень мыслительных навыков:

Знание,понимание, применение

Многие ученики: смогут преобразовать формулу закона Гука для определения жесткости и деформации тел;

определять коэффициент жесткости по графику зависимости силы упругости от деформации.

Уровень мыслительных навыков:

Применение

Некоторые: смогут составить условие задачи по графику зависимости силы упругости от деформации;

могут изучить и определить жесткость при последовательном и параллельном соединении пружин.

Уровень мыслительных навыков:

Анализ, синтез

Критерий оценки

дают определение понятию сила упругости и используют формулу закона Гука при решении задачи;

могут определять коэффициент жесткости по графику зависимости силы упругости от деформации;

умеют изучать и определять жесткость при последовательном и параллельном соединении пружин.

Языковые задачи

Учащиеся: в устной и письменной форме описывают характеристики силы упругости и формулируют закон Гука.

Трехъязычие: Сәлеметсіздер ме, здравствуйте, good afternoon!

Предметная лексика и терминология:

Русский

Қазақша

English

сила упругости

серпімділік күші

elastic force

закон Гука

Гук заңы

Hooke's law

жесткость

қатаңдық

stiffness

растяжение

созу, созылу

stretch

сжатие

сығылу

compression

упругая

серпімді

elastic

пластическая

пластикалық

plastic

деформация

деформация

deformation


Воспитание ценностей

Реализация идеи «Мәңігілік Ел»: Общество Всеобщего Труда.

Воспитание сотрудничества.

Потребность в активном познании окружающего мира.

Межпредметные
связи

Связь с математикой, естествознанием и физической культурой.

Предшествующие
знания по теме

Знать понятия сила, свойства силы, деформация и виды деформации

Ход урока

Планирование времени

Виды запланированных упражнений на уроке

Ресурсы

Начала урока

1.Органи-зационный момент

(3 мин)


















2.Актуали-зация знаний.

(5 мин)

Приветствие (учитель приветствует учащихся на трех языках). Сәлеметсіздер ме! Здравствуйте! Good afternoon!

Позитивный настрой на урок. Физкультминутка. Игра: «А ну-ка повтори!» (игра тренирует внимание и наблюдательность, а также дает прекрасную возможность подвигаться и повторить пройденный материал).

На прошлом уроке мы прошли тему – деформация. Мы с вами сейчас будем выполнять упражнения, а вы должны определить, каким видам деформации подвергается ваше тело.

Выберите ведущего. Он должен встать лицом к остальным игрокам. Ведущий начинает совершать упражнения:

- повороты головы, кистей рук, плеч, туловища (деформация кручения);

- наклоны вправо, влево, вперед, назад (деформация изгиба);

- встали, потянулись (деформация растяжения/сжатия.)

Остальные игроки должны повторять за ним все его движения, следя за тем, как он их быстро меняет. А также определить вид деформации. Тот игрок, который ошибается, сам становится ведущим.

Как вы видите, наш организм тоже испытывает деформации растяжения, когда вы потянулись, деформацию изгиба при наклонах, деформацию кручения при поворотах, а деформацию сжатия испытывает опорно-двигательный аппарат, грудная клетка при глубоком вдохе расширяется. 

Опыт: упругая и пластическая деформация. Метод «Карусель».

Маленькие группы по 4 учащихся выполняют задания по пройденному материалу с помощью пружины и пластилина, демонстрируя упругую и пластичную деформацию и ее виды. Отвечают на проблемные вопросы:

1. Возьмите кусочек пластилина и сожмите его с силой. Затем положите на стол. Что вы наблюдаете?

2. Так же сожмите поролоновую губку. Одинаков ли результат? В чем разница? Сделайте вывод и объясните друг другу (на пластилиновом шарике деформация осталась, а поролоновая губка приняла прежнюю форму).

Обмениваются с другими группами своими результатами по выполненной работе. При правильном выполнении работы ставят галочку. Если нет, они должны обосновать свою точку зрения.

Дифференциация: Диалог и оказание поддержки.

Формативное оценивание. После анализа работ дается обратная связь: группе, которая правильно выполнила и ответила на первый вопрос, но надо подумать над вторым вопросом, необходимо: прочитать о видах деформации; повторить отличие упругой и пластической деформации. Получив такую обратную связь, у учащихся появится желание поработать над своим пробелом, а также поможет ученикам сделать самооценивание, взаимооценивание, создаст оптимальные условия для рефлексии учащихся.
























Пружина, пластилин, поролоновая губка (на каждую группу)

Середина урока

3.Постановка цели урока

(2 мин)




4. Изучение нового материала

(10 мин)
















5.Закрепление нового материала

(8 мин)












































6. Решение задач

(10 мин)



















































































7. Проверка выполнения задания.

(5 мин)


Прием «Ассоциативный ряд».

К теме урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Учитель просит из ассо­циативного ряда убрать лишнее слово, сформулировать тему и цель урока. Ученики, прочитав написанные слова, пытаются угадать тему урока.

Слова ассоциативного ряда к уроку «Сила упругости. Закон Гука»: растяжение, изгиб, сжатие, деформация, инерция, пластическая деформация, Р. Гук, сила упругости.

Дифференциация: Задание.

Работа с учебникам методом чтения с пометками.

Откройте учебник §18 и запишите в тетрадь в виде схемы – Сила упругости.

Сила упругости-___________

Формула:

где

Обозначение физической величины

Название физической величины

Единица измере-ния

Русский

Қазақша

English


F-





∆x-





k-





Выведите формулу для:

k=

∆x=

Обменяйтесь с соседями шаблонами. Взаимопроверка. У доски по одному учащемуся выходят к доске и заполняют шаблон.

Тест с взаимопроверкой. Сила упругости. Закон Гука

1. Когда возникает сила упругости?

а) Когда тело движется. в) Когда тело деформируется.

б) Когда оно останавливается. г) Когда оно распрямляется.

2. Какое тело испытывает деформацию растяжения?

а) № 1 (хлопья под прессом).

в) № 3 (скамейка).

б) № 2 (подвес люстры).

г) № 4 (стол).

3. Если тело (опора) деформируется под дей­ствием груза (см. рис.), то когда модуль силы упругости становится равным модулю силы тяжести, действующей на груз?

а) Когда опора начинает прогибаться.

б) Когда, прогнувшись, опора перестает деформироваться.

в) Когда при снятии груза опора начинает выпрямляться.

г) Такого равенства не бывает.

4. В каком из изображенных на ри­сунке случаев сила упругости отсутствует (равна нулю)?

а) № 1 (мяч с вмятиной).

б) № 2 (доска, перекинутая через ручей).

в) № 3 (пружина с грузом).

г) Нет такого случая.

5. От чего зависит сила упругости?

а) От модуля силы, деформирующей тело.

б) От деформации.

в) От жесткости деформируемого тела.

г) От всех этих величин.

6. При каких деформациях справедлив (выполняется) закон Гука?

а) При сжатии и растяжении.

б) При изгибе и кручении.

в) При всех видах деформаций.

г) При всех деформациях, если они - упругие деформации.

Ответы: 1.В ; 2.Б; 3.Б; 4.Б; 5.Г; 6.Г.

Дифференциация: Оценивание.

Формативное оценивание. Учитель предлагает каждому ученику проверить работу своего одноклассника. При этом учащийся комментируя другую работу не оценивают ее, а лишь определяет положительные моменты, и моменты, которые, по его мнению, заслуживает доработки. Обратная связь учащихся может быть озвучена или представлена в письменной форме.

Каждый ученик получает свою работу с комментариями. Для доработки предоставляется им время.

Дифференциация: Классификация.

Деление на группы по уровню успеваемости для раздачи заданий разного уровня сложности.

Разбивка по критерию. Учитель предлагает учащимся критерии, которые подразумевают не ранжирование, а ясную классификацию с четким разделением участников на разные категории (этот способ особенно удобен в тех случаях, когда в подгруппах необязательно должно быть равное количество игроков).

Оценивая себя по критериям ученик определяет свою группу.


Первый уровень – задача на знание, понимание и применение прямой формулы закона Гука.

Задание:

1. Под действием какой силы пружина, имеющая коэффициент жесткости 1 кН/м, сжалась на 4 см?

2. Какова сила упругости, возникающая в пружине, жесткостью 50 Н/м, если она растянулась на 5см?

Критерии

Дескрипторы

Использует формулу закона Гука при решении задачи

Записывает условие задачи

Переводить единицы измерения в систему СИ

Записывает формулу закона Гука

Проводит вычисления


Второй уровень: задача на преобразование формулы закона Гука для определения жесткости и деформации тел; задача для определения коэффициента жесткости с использованием графика зависимости силы упругости от деформации.

Задание: 1. По данным графиков зависимости силы упругости от деформации определить коэффициент жесткости.

а) б)

Критерии

Дескрипторы

Определяют коэффициент жесткости по графику зависимости силы упругости от деформации

Определяет по графику значение силы упругости и деформации

Записывает условие задачи

Переводить единицы измерения в систему СИ

Записывает формулу закона Гука

Преобразует формулу для определения коэффициента жесткости

Проводит вычисления


Третий уровень – задача творческого характера – составить условие задачи по графику зависимости силы упругости от деформации.

Задание:

Критерии

Дескрипторы

Составляют условие задачи по графику зависимости силы упругости от деформации

Определяет по графику значение силы упругости и деформации

Составляет условие задачи

Записывает условие задачи

Записывает формулу закона Гука

Преобразует формулу для определения коэффициента жесткости

Проводит вычисления


Четвертый уровень - задача творческого характера на самостоятельное изучение и определение жесткости при последовательном и параллельном соединении пружин.

Дифференциация: Источники

Задание: Две пружины с жесткостями k1 = 200 Н/м и k2 = 300 Н/м

соединены: последовательно и параллельно. Найдите жёсткость при последовательном и параллельном соединении пружин.

Критерии

Дескрипторы

Самостоятельно изучают и определяют жесткость при последовательном и параллельном соединении пружин

Изучает соединение пружин

Выводят формулу для последовательного и паралельного соединения пружин

Записывает условие задачи

Записывает формулу жесткости для последовательного и паралельного соединения пружин

Проводит вычисления


Проверка выполнения задания. Лидер каждой группы объясняет решенные задачи. Учащиеся задают уточня­ющие вопросы, устраняют ошибки, исправляют недочеты свои и выступающего.

Дифференциация: Диалог и оказание поддержки.

Формативное оценивание:Устная обратная связь. Похвала!

Молодец! Ты сегодня хорошо работал! Старайся, у тебя обязательно все получится!


написаны на слайде






§18, стр. 96



Приложение 1 – схема Сила упругости













Приложение 2 – тест Сила упругости. Закон Гука




















































Приложение 3 – Уровневые задания





























































Приложение 4 – информация для самостоятельного изучения






Проектор, документ-камера


Конец урока

(2 мин)

Рефлексия. Самооценивание по листу самооценки



Домашнее задание. Экспериментальное задание по учебнику

Приложение 5 – лист самооценки стр.99

Дифференциация – каким

способом вы хотите больше

оказывать поддержку? Какие

задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?

Оценивание – как Вы

планируете проверять

уровень усвоения материала

учащимися?


Охрана здоровья и

соблюдение техники

безопасности

  1. Диалог и поддержка

  2. Задание

  3. Классификация

  4. Источники

  5. Оценивание

Учащимся дается уровневые задания. Более способные учащиеся работают со сложными источниками.

Лист самооценивания;

По критериям (дескрипторы к заданиям).

Выполнение пунктов техники безопасности на уроках физики;

Физкультминутка.


Рефлексия по уроку

Была ли реальной и

доступной цель урока или

учебные цели?

Все ли учащиеся

достигли цели обучения?

Если ученики еще не

достигли цели, как вы

думаете, почему?

Правильно проводилась

дифференциация на

уроке?

Эффективно ли

использовали вы время во

время этапов урока?

Были ли отклонения от плана урока, и почему?

Используйте этот раздел, чтобы рефлексировать об уроке.
Ответьте на вопросы из левого столбца, которые считаете
важными.


Итоговая оценка

Какие две вещи прошли действительно хорошо (принимайте в расчет, как преподавание, так и

учение)?

1:

2:

Какие две вещи могли бы улучшить Ваш урок (принимайте в расчет, как преподавание, так и учение)?

1:

2:

Что нового я узнал из этого урока о своем классе или об отдельных учениках, что я мог бы использовать при планировании следующего урока?






Приложение 1

Схема – Сила упругости

Сила упругости-___________

Формула:

где

Обозначение физической величины

Название физической величины

Единица измере-ния

Русский

Қазақша

English

F-





∆x-





k-





Выведите формулу для:

k=

∆x=



Приложение 2


Тест. Сила упругости. Закон Гука

1. Когда возникает сила упругости?

а) Когда тело движется. в) Когда тело деформируется.

б) Когда оно останавливается. г) Когда оно распрямляется.

2. Какое тело испытывает деформацию растяжения?

а) № 1 (хлопья под прессом).

в) № 3 (скамейка).

б) № 2 (подвес люстры).

г) № 4 (стол).

3. Если тело (опора) деформируется под дей­ствием груза (см. рис.), то когда модуль силы упругости становится равным модулю силы тяжести, действующей на груз?

а) Когда опора начинает прогибаться.

б) Когда, прогнувшись, опора перестает деформироваться.

в) Когда при снятии груза опора начинает выпрямляться.

г) Такого равенства не бывает.

4. В каком из изображенных на ри­сунке случаев сила упругости отсутствует (равна нулю)?

а) № 1 (мяч с вмятиной).

б) № 2 (доска, перекинутая через ручей).

в) № 3 (пружина с грузом).

г) Нет такого случая.

5. От чего зависит сила упругости?

а) От модуля силы, деформирующей тело.

б) От деформации.

в) От жесткости деформируемого тела.

г) От всех этих величин.

6. При каких деформациях справедлив (выполняется) закон Гука?

а) При сжатии и растяжении.

б) При изгибе и кручении.

в) При всех видах деформаций.

г) При всех деформациях, если они - упругие деформации.



Приложение 3

Уровневые задания

Первый уровень – задача на знание, понимание и применение прямой формулы закона Гука.

Задание:

1. Под действием какой силы пружина, имеющая коэффициент жесткости 1 кН/м, сжалась на 4 см?

2. Какова сила упругости, возникающая в пружине, жесткостью 50 Н/м, если она растянулась на 5см?

Критерии

Дескрипторы

Использует формулу закона Гука при решении задачи

Записывает условие задачи

Переводить единицы измерения в систему СИ

Записывает формулу закона Гука

Проводит вычисления

Второй уровень: задача на преобразование формулы закона Гука для определения жесткости и деформации тел; задача для определения коэффициента жесткости с использованием графика зависимости силы упругости от деформации.

Задание: 1. По данным графиков зависимости силы упругости от деформации определить коэффициент жесткости.

а) б)

Критерии

Дескрипторы

Определяют коэффициент жесткости по графику зависимости силы упругости от деформации

Определяет по графику значение силы упругости и деформации

Записывает условие задачи

Переводить единицы измерения в систему СИ

Записывает формулу закона Гука

Преобразует формулу для определения коэффициента жесткости

Проводит вычисления

Третий уровень – задача творческого характера – составить условие задачи по графику зависимости силы упругости от деформации.

Задание:

Критерии

Дескрипторы

Составляют условие задачи по графику зависимости силы упругости от деформации

Определяет по графику значение силы упругости и деформации

Составляет условие задачи

Записывает условие задачи

Записывает формулу закона Гука

Преобразует формулу для определения коэффициента жесткости

Проводит вычисления


Четвертый уровень - задача творческого характера на самостоятельное изучение и определение жесткости при последовательном и параллельном соединении пружин.

Задание: Две пружины с жесткостями k1 = 200 Н/м и k2 = 300 Н/м

соединены: последовательно и параллельно. Найдите жёсткость при последовательном и параллельном соединении пружин.

Критерии

Дескрипторы

Самостоятельно изучают и определяют жесткость при последовательном и параллельном соединении пружин

Изучает соединение пружин

Выводят формулу для последовательного и паралельного соединения пружин

Записывает условие задачи

Записывает формулу жесткости для последовательного и паралельного соединения пружин

Проводит вычисления



Приложение 4

Информация для самостоятельного изучения

При последовательном соединении сила упругости в пружинах, по третьему закону Ньютона, будет равна внешней силе. Удлинение будет равно:

x = x1 + x2.

Заменив 2 пружины на 1, с эквивалентной жесткостью, получим:

1/k = 1/k1 + 1/k2.

kобщ = k1k2 / (k1 + k2).

При параллельном соединении пружин их удлинение:

x = x1 = x2,

а сила:

F = F1 + F2.

Откуда:

k = k1 + k2


Приложение 5


Лист самооценки

Ф.И. __________________________________________________ Класс___________


Критерий

Достиг/нет

1

Умею рассчитывать силу упругости по закону Гука


2

Определяю коэффициент жесткости по графику зависимости силы упругости от деформации


3

Умею самостоятельно изучать и определяю жесткость при последовательном и параллельном соединении пружин.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Жанагизов Асылхан Алимханович

Дата: 29.06.2017

Номер свидетельства: 423404

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства