В работепредставлена разработка урока по физике для 10 класса по теме "Переменный ток". Включает получение, производство, передачу и использование переменного тока
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по физике на тему Переменный ток»
Получение, передача и применение переменного электрического тока.
Цели урока: выяснить условия существования переменного тока; познакомиться с устройством трансформатора, рассмотреть принцип его действия, достоинства, практическое применение.
Задачи урока: Образовательные: - создание условий для формирования представлений о переменном электрическом токе; трансформаторе. Развивающие: - формирование умения делать выводы, обобщать полученные сведения; - формирование у учащихся навыков работы с источниками информации - развивать навыки логического мышления, умение обосновывать свои высказывания, делать выводы. Воспитательные: - формирование положительной мотивации к учебному труду, коммуникативных умений; - формирование интереса к познанию окружающего мира; - формировать чувство гордости за развитие отечественной техники; - развивать интерес к рабочим профессиям.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: катушка с большим числом витков, полосовой магнит, гальванометр, ПК.
1.Организационный момент (2 минуты)
Проверка готовности учебного кабинета и учащихся к уроку.
2. Актуализация знаний (5 минут)
Прежде чем мы перейдем к изучению нового материала, вам необходимо вспомнить:
Какое явление называется явлением электромагнитной индукции? От чего зависит направление и значение индукционного тока?
3 Постановка проблемы (3 минуты)
Для того чтобы рассмотреть новый материал нам необходимо еще раз обратиться к опыту демонстрирующему явление электромагнитной индукции. Что мы видим? Как вы думаете, как будет называться такой ток? Итак, запишите тему сегодняшнего урока. Ребята, выскажите предположение, чем же мы сегодня на уроке будем заниматься?
Урок будет посвящен теме «Получение, передача и применение переменного электрического тока». Этот вопрос вплотную связан с явлением электромагнитной индукции. Когда мы говорили об индукционном электрическом токе, наверное, вы заметили, что величина и направление тока зависит от того, как двигался магнит по направлению и по скорости – от того, как изменялся магнитный поток. Если обобщить имеющиеся экспериментальные данные, то можно предложить следующее устройство: закрепить магнит и относительно него двигать катушку с большим числом витков (или наоборот, двигать магнит относительно неподвижной катушки). В результате будет создаваться индукционный электрический ток.
4. Изучение нового материала.
На сегодняшний день вся промышленность использует именно переменный электрический ток. Что же такое переменный электрический ток?
Переменным электрическим током называют такой ток, который периодически изменяется по своей величине, модулю и направлению.
Объясняется это тем, что очень удобно, во-первых, получить переменный электрический ток, а во-вторых, удобно передавать его на большие расстояния. Вот поэтому в мире везде и всюду используется именно переменный ток.
Обозначают его на всех схемах волнистой линией.
Рис. 1. Обозначение переменного тока
Обратите внимание: если дома есть какие-либо электрические приборы и на этих приборах встречается такое обозначение, значит, эти приборы работают на переменном электрическом токе.
Для получения такого тока нам необходимо устройство, которое впервые предложил М. Фарадей. Так мы переходим к устройству, которое дает возможность получить электрический ток, и называется генератором.
Электромеханический индукционный генератор переменного тока – устройство, преобразующее механическую энергию в электрическую благодаря явлению электромагнитной индукции.
Современный генератор представляет собой довольно сложное устройство, но в основном состоит он из двух частей – ротора и статора.
Рис. 2. Устройство генератора
Статор – это неподвижная часть. Ротор – подвижная. Можно сказать, что статор – это аналог катушки с большим числом витков. А ротор – это магнит, который вращается и создает изменяющийся магнитный поток с течением времени, пронизывая те витки, которые находятся в статоре, индуцирует, наводит в этих витках электрический ток.
Если генератор маломощный, то обычно ротор делают из постоянного магнита. Ему придают определённую форму, создают внутри несколько отдельных полюсов. Этот постоянный магнит, вращаясь прямо внутри статора, непосредственно создаёт индукционный электрический ток. Если же необходим мощный генератор, то в этом случае ротор – уже не постоянный магнит, а электромагнит.
Конечно, необходимо сказать, что во всех генераторах ротор вращается за счет работы сторонней силы. Если этот генератор установлен на гидроэлектростанции, то там используется энергия падающей воды. В этом случае ротор вращается с небольшой скоростью. Поэтому приходится делать ротор сложной формы, чтобы создать большое изменение магнитного потока при вращении ротора и получить значительный электрический ток. Например, у генератора на тепловых электростанциях ротор будет вращаться за счет поступающего пара, там частота вращения достаточно большая, и в этом случае количество полюсов и форма ротора будет совсем иная.
. Рис.3. Устройство ротора и статора
Если говорить про статор, то это неподвижная часть генератора. В ней прорезаются пазы. Представьте себе цилиндр, в котором прорезаны пазы, в этих пазах укладывается обмотка статора, где и создается индукционный электрический ток. Так устроены генераторы переменного тока. Вернемся еще раз к ротору. Мы видели, что генератор имеет несколько пар магнитных полюсов. Это связано с тем, что чем больше таких пар, тем больше частота переменного электрического тока.
Рис.4 Вид генератора Стандартная частота переменного тока, применяемого в промышленности составляет 50 Гц. Для передачи электроэнергии от электростанций используются ЛЭП. Причем оказывается часть этой энергии уходит на нагревание проводов. Что можно предпринять, чтобы уменьшить потери? Решение данной проблемы стало возможным после изобретения трансформатора.
Трансформатор – прибор для преобразования переменного электрического тока и напряжения.
Он состоит из двух катушек, они называются обмотками, и эти две катушки (катушек может быть и больше на самом деле) надеты на один сердечник
.
Рис.5 Трансформатор
Когда мы подключаем переменный электрический ток к одной из катушек, в ней создается переменное магнитное поле. Магнитное поле одной катушки усиливается за счет железного сердечника и своим магнитным потоком пронизывает витки другой катушки. Тем самым в другой катушке тоже будет создаваться электрический ток. Если мы будем теперь изменять количество витков в одной катушке и в другой катушке, то будут меняться значения электрического тока в различных катушках.
Вот здесь и происходит самое главное. Дело в том, что, когда электрический ток протекает по проводам, главная потеря связана с тем, что провода нагреваются, т.е. сказывается тепловое действие электрического тока. Это является главным неудобством при передаче постоянного электрического тока.
А если мы говорим о переменном токе, то за счет трансформатора, изменяя витки в катушках, можно регулировать значение электрического тока.
Если мы уменьшим количество витков, то можем изменить и значение электрического тока. Мы можем его уменьшить, и потери электрического тока при передаче тоже уменьшатся.
Если мы все это примем во внимание, то можем сказать следующее. Трансформатор дает возможность уменьшить значение электрического тока и увеличить при этом напряжение электрического тока.
Таким образом удобно передавать переменный электрический ток. Трансформатор называется повышающим тогда, когда напряжение увеличивается. Когда такой электрический ток приходит уже непосредственно к нам в квартиры, то включают другой трансформатор, который называется понижающим. В этом случае напряжение уменьшается до 220В, но сила тока в цепи возрастает.
Этот электрический ток мы используем в бытовых приборах. Если мы будем рассматривать отдельно каждую линию электропередач (кратко ее называют ЛЭП), то каждая такая линия отдельно разрабатывается для конкретной электростанции, с которой мы получаем электроэнергию. На пути ее передачи устанавливаются трансформаторные станции, которые меняют напряжение переменного электрического тока.
Рис.6 Схема передачи электроэнергии
Итак, в генераторе происходит превращение механической энергии в электрическую.
Вопрос к классу: каким образом приводится во вращение ротор генератора на гидроэлектростанции, на тепловой электростанции? Обсуждаются и уточняются ответы учащихся.
Добиться ответа:
- На гидроэлектростанциях – потоком падающей воды;
- На тепловых – паром высокого давления и температуры.
Мы живем в 21 веке и основой цивилизованного образа жизни, следовательно, и научно-технического прогресса, является энергия, которой требуется все больше и больше. Но здесь возникает проблема. Эту проблему можно назвать - проблема «трех Э»: Энергетика + Экономика + Экология. Для бурного развития экономики, требуется все больше и больше энергии, увеличение выработки энергии - ведет к ухудшению экологии, наносит большой вред окружающей среде.
Ведь энергетика является одной из самых загрязняющих отраслей народного хозяйства. При неразумном подходе происходит нарушение нормального функционирования всех компонентов биосферы (воздуха, воды, почвы, животного и растительного мира), а в исключительных случаях, подобных Чернобылю, под угрозой оказывается и сама жизнь. Поэтому главным должен стать подход с экологических позиций, учитывающих интересы не только настоящего, но и будущего.
Между тем, ТЭС являются одними из основных загрязнителей атмосферы твердыми частицами золы, окислами серы и азота, а также углекислым газом, способствующим возникновению «парникового эффекта». Над городами образуются, так называемые острова тепла, из-за усиленного выброса энергии которых, нарушается нормальное течение атмосферных процессов.
В настоящее время назрела необходимость внедрения ресурсосберегающих и безотходных технологий; переход к чистым, альтернативным и неисчерпаемым источникам энергии.
Строят электростанции разного типа, геотермальные, ветряные, и т.д.
5. Закрепление знаний, полученных на уроке.
1. Какой электрической ток называется переменным?
2. Где используют переменный электрический ток?
Какими бы ни были типы электростанций, главное устройство на любом из них – это генератор.
Вопрос: Что называют генератором?
Ответ: Генератор – это устройство, преобразующее энергию того или иного вида в электрическую.
Вопрос: Назовите основные части генератора.
Ответ: Ротор, статор.
Вопрос: Для чего используется трансформатор?
Ответ: Для преобразования электрического тока
6. Подведение итогов. Рефлексия.
Сегодня на уроке, мы с вами разобрали принцип действия генератора, этого внушительного сооружения из проводов, изоляционных материалов, стальных конструкций. Но при своих огромных размерах в несколько метров важнейшие детали генераторов изготавливаются с точностью до миллиметра. Нигде в природе нет такого сочетания движущихся частей, которые могли бы порождать, электрическую энергию столь же непрерывно и экономично.
Проверка знаний - проверь соседа! (тест)
А сейчас проверим, на сколько, вы усвоили данный материал. Запишите правильный ответ. Кто ответит правильно на 7 вопросов, получит «5», на 6 вопросов, оценку - «4», за 4-5 правильных ответов получит «3».
Тест: Генерирование электрической энергии.
I. Переменный электрический ток
1. не изменяется по значению;
2. не изменяется по направлению;
3. изменяется по значению и направлению.
II. На каком явлении основано действие электромеханического индукционного генератора переменного тока?
1. электростатической индукции;
2. электромагнитной индукции;
3. термоэлектронной эмиссии.
III. Генератор электрической энергии необходим для…
1. создание материи;
2. создание энергии;
3. преобразование энергии
IV. Переменный ток вырабатывают
1. на заводе;
2. на электростанции;
3. в жилых домах.
V. Промышленная частота используемого у нас переменного тока ...
VI. Простейший генератор переменного тока состоит…
VII. Трансформатор состоит…
Рефлексия.
Закончи предложения:
Я узнал…
Я повторил…
Я запомнил…
Работал в полную силу
Работал хорошо
Мог работать лучше
Наша работа подходит к концу. И в заключении.
Завершая свои лекции, Фарадей часто обращается к своей юной аудитории с таинственными словами: “Все, что я могу сказать вам в заключение этой лекции (потому что мы рано или поздно все равно должны закончить эту лекцию), так это выразить пожелание, чтобы вас - все ваше поколение - можно было сравнить со свечой; чтобы вы могли так же ярко, как и она, светить для окружающих; чтобы вы во всех ваших поступках могли оправдать красоту горящей свечи своими достойными и полезными делами, выполняя свой долг перед соотечественниками”.
Как вы думаете, какой смысл вкладывал Фарадей в эти строки?