Урок по физике "Механические волны. Виды волн". Материал к уроку.
Урок по физике "Механические волны. Виды волн". Материал к уроку.
Это конспект урока физики на тему "Механические волны. Виды волн." К уроку прилагаются карточки и презентация. Тап урока - изучение нового материала. На уроке используется исследовательская деятельность учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по физике "Механические волны. Виды волн". Материал к уроку.»
Тема урока: Механические волны. Виды волн.
Тип урока: изучения нового материала..
Цель: сформировать у учащихся понятие механических волн, их основных видов, механизмов их возникновения и распространения.
Задачи: получение новых знаний о волнах, распространяющихся в упругой среде; расширение кругозора учащихся; развитие экспериментальных умений учащихся; развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы.
Ребята, сегодня вы побываете в роли исследователей. Что же мы будем исследовать?
1 СЛАЙД - Прослушайте музыкальный отрывок и скажите, какие ассоциации у вас возникли.
Ответ: звуки волн, они повторяются, распространяются.
- Так что же мы будем исследовать?
2 СЛАЙД – тема урока: Механические волны. Виды волн.
Объявляется тема урока, порядок работы на уроке.
3 СЛАЙД – цель урока:познакомиться с понятием механических волн, их основными видами и механизмом их возникновения и распространения.
2. Постановка проблемы.
4 СЛАЙД - слова Козьмы Пруткова: «Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые; иначе такое бросание будет пустою забавою»
На каждом ученическом столе имеются стаканчики от калориметров с водой, шприц 5 мл.
Задания для учащихся.
1.Возьмите стаканчик в руки и совершите колебательное движение стаканчика.
2. Наберите в шприц воды из стаканчика и капайте из шприца капли на поверхность воды.
Что вы наблюдаете на поверхности воды?
Все частицы среды связаны между собой силами взаимного притяжения и отталкивания. Поэтому если хотя бы одну частицу вывести из положения равновесия, то она потянет за собой рядом находящуюся частицу. Таким образом, колебания будут передаваться от одной частицы к другой. Такое движение называется волновым.
5 СЛАЙД - определение волны.
Механической волной (волновым движением) называется распространение колебаний в пространстве с течением времени.
Ученики записывают определение волн и упругих механических волн.
Вопрос: что является источником волны?
6 СЛАЙД - источник волны.
Источником волн являются колеблющиеся тела, которые создают в окружающем пространстве деформацию среды.
Вопрос: в каких упругих средах могут распространяться механические волны?
Обсуждаются вопросы о распространении волн в жидкостях, в твердых и газообразных средах. Ученики вспоминают, что звуковые волны распространяются в воздухе. Это служит доказательством того, что в газах волны могут существовать. Наибольшие сомнения могут возникнуть при обсуждении вопроса распространения волн в твердом теле.
7 СЛАЙД - распространение волн в средах.
Ученики делают вывод о том, что механические волны могут распространяться в различных средах, кроме вакуума, и записывают это в своих тетрадях.
8 СЛАЙД – условия, необходимые для возникновения волны.
Для возникновения механической волны необходимо:
1. Наличие упругой среды.
2. Наличие источника колебаний.
9 СЛАЙД - виды упругих волн.
Демонстрируется анимация, объясняющая принцип распространения продольной волны
10 СЛАЙД
Виды упругих волн.
Демонстрируется анимация, объясняющая принцип распространения поперечной волны.
Учитель обращает внимание на то, что для существования поперечной волны должна существовать свободная поверхность, точки которой могут совершать колебания в поперечном направлении (по отношению к направлению распространения волны). Делается вывод, что поперечная волна может распространяться только в твердых телах и жидкостях.
Ученики записывают в тетрадь два основных вида волн: продольные и поперечные.
11 СЛАЙД - виды упругих волн.
Демонстрируется волна на поверхности жидкости. Учитель обращает внимание на то, что она не является ни продольной, ни поперечной. Частица среды на поверхности жидкости движется по окружности.
Проблемный вопрос: а происходит ли перенос вещества при распространении волн?
Предлагается классу поставить “эксперимент на себе”.
4. Физическая и эмоциональная разгрузка “физкультминутка”
Класс разбивается на 2 группы. Ученики выстраиваются в шеренгу, держась за руки, или в колонну по одному, кладя руки на плечи впереди стоящего. По команде учителя один из учеников начинает совершать периодические движения в указанном направлении. Колебания передаются другим учащимся и возникает “волна”, которую наблюдают учащиеся. Вторая группа учащихся моделирует другой вид волны.
Учитель при этом обращает внимание учащихся на то, что при распространении колебаний в пространстве не происходит переноса вещества. Учащиеся остаются на месте, в то время как колебания передаются от одного к другому.
12 СЛАЙД – основное свойство волны.
Основное свойство волны – в волне происходит перенос энергии без переноса вещества.
5. Закрепление новых знаний
Учитель раздает карточки с заданиями по вариантам. Учащиеся отвечают на вопросы и сдают карточки учителю.
Вариант 1
1. Какая волна показана на рисунке?
А) Продольная; Б) Поперечная.
2. Продольная волна возникает:
А) в твёрдых телах; Б) в жидкостях; В) во всех средах.
3. Волна, возбуждаемая струной в воздухе, является:
А) продольной; Б) поперечной.
4. Происходит ли перенос вещества при распространении волны?
А) Да; Б) Нет.
Вариант 2
1. Какая волна показана на рисунке?
А) Продольная; Б) Поперечная.
2. Поперечная волна возникает:
А) в твёрдых телах; Б) в жидкостях; В) во всех средах.
3. Волна, возбуждаемая смычком в струне, является:
А) продольной; Б) поперечной.
4. Происходит ли перенос энергии при распространении волны?