Урок по физике
Тема "Работа и мощность"
в 7-м классе
Автор: учитель физики Кузнецова Е.А.
Тип урока: урок обобщение и систематизация.
Метод обучения: практический, вопрос – ответ, в игровой форме, групповая работа.
Цели урока:
1. Образовательные
отработать знания, умения и навыки на нахождение работы, мощности,
закрепление полученных знаний по данной теме при решении задач,
проверить степень усвоения полученных знаний.
2. Развивающие
формировать умение применять знания на практике.
развивать логическое мышление, внимание, память и другие познавательные интересы.
3. Воспитывающие
умение слушать, оценивать друг друга
содействовать воспитанию аккуратности оформления, записей в тетради и на доске.
Межпредметная связь: математика, литература, биология.
Оборудование: Трибометр, набор грузов, шарики разной массы, мерная лента, динамометр, секундомер, дидактический материал, раздаточный материал, проектор, презентация.
Эпиграф: Физика! Какая емкость слова!
Физика для нас не просто звук!
Физика – опора и основа
Всех без исключения наук!
Ход урока
Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
Урок я хотела бы начать с отрывка из стихотворения Валерия Яковлевича Брюсова:
Великая радость – работа,
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счёта, -
Всё счастье земли – за трудом!
Как вы считаете, о чем это стихотворение?
А теперь отгадайте загадку: Я великан: вон ту громадную,
Многопудовую плиту
Я словно плитку шоколадную,
Вмиг поднимаю в высоту.
Правильно, это подъёмный кран,
скажите пожалуйста, какую функцию выполняет подъёмный кран?
Человек тоже может поднимать различные груза, если не один, то группой вполне можно справиться с довольно-таки тяжёлой ношей. Так почему же человек в своем труде использует различные механизмы?
Ребята, а теперь скажите о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Да, тема нашего урока «Механическая работа и мощность».
Откройте тетради и запишем дату и тему урока.
Так как мы не первый урок изучаем эту тему, давайте сформулируем какие цели стоят перед нами на этом уроке?
- Закрепление знаний, полученных на прошлом уроке;
- Применение полученных знаний при решении задач.
У вас было домашнее задание прочитать параграфы и выучить формулы.
Прошу вас взять на парте листочек, подписать его и ответить на следующие вопросы. (проводиться письменная проверочная работа (слайд 6)).
А теперь поменяйтесь листочками с соседом по парте и проверим на сколько усвоены знания. На слайде показаны критерии оценки, прошу выставить оценку соседу. Поменялись обратно листочками. Посмотрите пожалуйста на свои оценки,
довольны ли вы результатом?
как вы считаете хорошо ли усвоен вами материал?
Мы с вами познакомились с понятием МЕХАНИЧЕСКАЯ РАБОТА:
- Скажите, когда совершается механическая работа?
По какой формуле можно рассчитать работу и в каких единицах она измеряется?
- Что характеризует мощность?
- По какой формуле рассчитывается и в каких единицах измеряется?
- А почему единицы работы и мощности получили такие названия?
В честь английского учёного Джеймса Джоуля и шотландского инженера-изобретателя Джеймса Уатта.
А вы знаете что сам Уатт пользовался другой единицей измерения мощности, которую до сих пор применяют для определения мощности транспортного средства. Скажите, как она называется?
- Лошадиная сила, 1 лошадиная сила равна 735,5 Вт.
А теперь я предлагаю вам применить полученные знания при выполнении практической работы. На каждой парте стоит ящик с оборудованием, в ящике есть карточка с заданием, у каждого ряда своё задание (раздаточный материал). Прочитайте внимательно задание и приступайте к работе. Не забудьте подписать бланк отчёта и, что при вычислениях мы пользуемся международной системой единиц.
По истечению 10-15 минут по одному человеку с ряда предоставляют отчёт устно. Вместе делаем выводы.
-Что вызвало у вас наибольшее затруднение в практической работе?
- А теперь предлагаю поиграть. Игра называется «НАЙДИ ПАРУ».
Вызываю 2-х желающих к доске, на доске карточки с физическими величинами и их значениями (раздаточный материал).
- Ребята посмотрите внимательно на доску, всё ли правильно сделали ребята?
- Все ли единицы измерения в международной системе единиц?
Вызываю ещё 2-х учеников для перевода в систему СИ (карточки из раздаточного материала).
- Кто ещё хочет поиграть? К доске выходят ещё 2-а ученика: им предлогаю карточки по переводу единиц.
- Всё ли правильно сделали ребята?
Играем в игру НАЙДИТЕ ЛИШНЕЕ:
1. Сила, Паскаль, время, масса
2. Масса, давление, плотность, Ньютон
3. Плотность, давление, масса, весы
4. Весы, километр, манометр, динамометр
5. Миллиметр, часы, спидометр, барометр
6. Движение, давление, плотность, время
А теперь решим задачи: … На парте есть листочки оранжевого цвета с условиями задач (раздаточный материал «Задачи-шутки».
Задачи-шутки
Пока Петины друзья занимались общественно полезной работой, Петя, масса которого 35 кг, залез на самую верхушку березы, высота которой 12 м. Какую механическую работу совершил Петя?
Мощность четырехлетней Маши равна 100 Вт. Какую работу она, ни на секунду, не останавливаясь и не умолкая, совершит за 30 секунд?
Семиклассник Вася, расталкивая в школьной столовой первоклассников, за одну минуту совершает работу, равную 4200Дж. Какова мощность семиклассника, неудержимо рвущегося к еде?
После подготовки учащихся у доски прослушиваем решение задач. Смотрим оформление (оценивание).
РЕФЛЕКСИЯ:
Понравился ли вам урок?
Кто по-вашему был самым активным на уроке?
Были ли достигнуты цели, поставленные нами в начале урока?
Откроем дневники и запишем домашнее задание:
1. Сборник задач А.В. Пёрышкин
№ 545, 561, 562.
2. Написать доклад на одну из тем:
а) Джоуль (1818 – 1889)
б) Уатт (1736 – 1819)
Подведение итогов: оценка учеников.
При перелете с большого пальца руки человека на указательный
комар совершает работу - 0, 000 000 000 000 000 000 000 000 001 Дж.
Сердце человека за одно сокращение совершает приблизительно 1 Дж работы,
что соответствует работе, совершенной при поднятии груза массой 10 кг на высоту 1 см.