kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по физике на тему "Выталкивающая сила"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Объяснение природы выталкивающей силы.

Понимать причину возникновения выталкивающей силы в жидкостях и газах.

Знать направление действия силы Архимеда,

измерять вес тела в воздухе и в жидкости,

сравнивать вес тела в воздухе и в жидкости,

знать единицы измерения силы Архимеда веса тела, переводить единицы измерения в СИ.

Просмотр содержимого документа
«Урок по физике на тему "Выталкивающая сила"»

Урок №44/14

Раздел ДСП: Давление

Школа: ОСШ №3 им. Абая

Дата: 18.02.19 г

ФИО учителя: Лисицкий П.А.

Класс: 7

Участвовали:

Не участвовали: 0

Тема урока:

Выталкивающая сила

Цели обучения, достигаемые на этом уроке (ссылка на учебный план)

7.3.1.12.Объяснять природу выталкивающей силы в жидкости и газах


Цели урока

Все ученики должны:

Понимать причину возникновения выталкивающей силы в жидкостях и газах.

Знать направление действия силы Архимеда,

измерять вес тела в воздухе и в жидкости,

сравнивать вес тела в воздухе и в жидкости,

знать единицы измерения силы Архимеда веса тела, переводить единицы измерения в СИ.

Большинство учеников должны:

объяснять причину возникновения выталкивающей силы в жидкостях и газах, рассчитывать значения величин по формулам

Сравнивать давление жидкости в зависимости от высоты столба жидкости.

Определять погрешность измерений.

Некоторые ученики должны:

Планируют и проводят самостоятельно эксперимент, демонстрацию.

Контролируют проведение эксперимента по определению плотности тел гидростатическим взвешиванием другими учащимися.



Уровень навыков учащихся


Знание

Понимание



Применение Анализ






Оценка

/ Критерии оценивания

Все ученики:

  • Понимают причину возникновения выталкивающей силы в жидкостях и газах.

  • Знают направление действия силы Архимеда, измеряют вес тела в воздухе и жидкости.

  • Знают единицы измерения силы Архимеда, веса тела, переводят единицы измерения в СИ

Большинство учеников:

  • Сравнивают давление жидкости в зависимости от высоты столба жидкости, объясняют причину возникновения выталкивающей силы в жидкостях и газах.

  • Определяют погрешность измерений, рассчитывают значения величин по формулам.

Некоторые ученики:

  • Планируют и проводят самостоятельно эксперимент и демонстрацию.

  • Контролируют проведение эксперимента по определению плотности тел гидростатическим взвешиванием другими учащимися.


Языковые цели

Учащиеся должны чётко объяснять причину возникновения выталкивающей силы в жидкостях и газах.

Глоссарий. Лексика и терминология, свойственная предмету.

Плотность, объём, вес, сила Архимеда, давление, выталкивающая сила, «Ведёрко Архимеда», Метод гидростаического взвешивания,

Погрешность измерения

Воспитание ценностей

Общество Всеобщего труда (ученики должны понимать важность преемственности научных открытий и достижений научного и культурного наследия, работать в группах выполняя индивидуальную работу, согласовывать свои действия с группой, развивать навыки конструктивной коммуникации, бережно относиться к школьному имуществу)

Межпредметная связь

Связь с математикой - вывод, формулы расчёты. Связь с естествознанием - наблюдение поведения тел, погружённых в жидкости или газы.

Предыдущие знания

Все учащиеся знают понятие «атмосферное давление», Объясняют понятие «нормальное атмосферное давление», умеют перечислять приборы для измерения давления воздуха, жидкости.

Большинство учащихся знают единицы измерения атмосферного давления, переводят единицы измерения в СИ, умеют решать задачи с применением формулы давления столба жидкости.

Некоторые должны уметь объяснять устройство приборов для измерения давления: барометров, альтиметров, манометров

Ход урока

Запланированные этапы урока

Планирование времени

Виды упражнений, запланированных на урок:

Ресурсы:


Организационный момент

1 мин




Закрепление пройденного материала

6 мин





























Определение целей обучения

5 мин



















Начало урока

3 мин





4 мин


6 мин














1 мин


Взаимное приветствие учителя и учащихся.

Позитивный настрой. Упражнение «Улыбка и пожелание соседу»



Разминка «Бросание мяча»



Учитель задает вопрос, бросая мяч. Ученик, поймавший мяч, отвечает на вопрос и задает очередной вопрос.

Цель: закрепить темы «Атмосферное давление» и «Манометры».

Дескриптор

Ученики знают физические термины, дают им определение, знают их единицы измерения, выражают давление в атмосферах и паскалях. Оценка производится в форме: « согласен / не согласен»


Предполагаемые вопросы

Уровень

Оценка

учителя

1

Что такое атмосферное давление?

Знание


2

Что такое нормальное атмосферное давление?

Знание

1

3

Чему равно нормальное атмосферное давление?

Знание

2

4

В каких единицах измеряется атмосферное давление?

Знание

2

5

Какие приборы для измерения атмосферного давления вы знаете?

Знание

1

6

Объясните устройство и принцип работы барометра -анероида

Знание

Понимание

2

7

Объясните устройство и принцип работы жидкостного манометра

Знание

Понимание

2

8

Выразите давление 50 Н/см

в атмосферах и паскалях

Применение

3




«Проблемная ситуация»


Учащиеся отвечают на вопросы:

Что мы наблюдаем при погружении резинового мяча в воду?

При погружении деревянного бруска в воду? Где тело весит больше в воздухе или воде? Что произойдёт, если попытаемся поместиться в заполненную до краёв водой ванну? Как измерить вес вытесненной из ванны воды? Как измерить вес тела погруженного в воду? По какой формуле можно рассчитать выталкивающую силу (силу Архимеда)? Как выводить формулу силы Архимеда? Как экспериментально измерить плотность тел, погружаемых в воду, если известен вес тела в воздухе и воде? (метод гидростатического взвешивания)


Постановка целей учениками (см цели выше)



Знаю - Хочу узнать – Узнал


Учащиеся заполняют таблицу, оценивая свои знания на данный момент, потребности в знаниях, достижения в пзнании

Самостоятельное изучение учебного текста

Текст отпечатать!

Обсуждение в парах. Взаимооценивание

учащиеся закрепляют прочитанный текст, отвечая друг другу на вопросы

Дескриптор

Ученики сравнивают давление различных столбов жидкости, объясняют направление силы Архимеда, перечисляют физические величины, входящие в формулу Архимеда

величины физические, сравнивают вес тела в воздухе и в жидкости, объясняют, на какую величину изменяется вес тела в жидкости, сравнивают силы Архимеда для различных жидкостей, сравнивают силы Архимеда для тел различных объёмов.

Знаю - Хочу узнать – Узнал

Учащиеся продолжают заполнять таблицу


Мяч







































Интерактив-ная доска.

Слайды с изображе -нием погружае -мых в воду предметов, всплыва-ющих на поверхность или вытесняя-ющих воду





Слайд с целями урока



Таблицы ЗХУ




Текст







Дескриптор для взаимооценива -ния учениками.

(приложение 1)



Таблицы ЗХУ

Середина урока


7мин















































9 мин













3мин

Демонстрация

С использованием приёма «опережающее задание»


Пояснение к демонстрации

К пружине с указателем , закреплённой на штативе, подвешивают ведерко и цилиндрическое тело равных размеров. Отмечают положение указателя. Затем тело опускают в отливной сосуд, заполненный водой до уровня носика. Тело вытесняет воду. Указатель пружины покажет уменьшение веса груза. Причина уменьшения веса тела - выталкивающая сила. Вывод: вес тела в жидкости уменьшается на величину выталкивающей силы.

Вытесненную воду выливаем в ведёрко. Указатель возвращается в исходное положение. Вес вытесненной воды компенсирует выталкивающую силу.

Вывод: выталкивающая сила равна весу вытесненной воды.


Дескриптор

Ученики, показывающие демонстрацию, развивают свои навыки постановки целей, планирования, проведения демонстрации, объяснения, приведения доказательств, оценки выполнения работы, доказывают справедливость закона Архимеда.


Ученики – наблюдатели развивают мышление, формулируют вопросы


Обратная связь от наблюдателей- учащихся – вопросы по демонстрации.


Учитель оценивает степень понимания материала методом «смайлики».


Дескриптор

Учащиеся демонстрируют уровень эффективности эксперимента, отвечая на вопрос: «доказывает ли этот эксперимент, что вес вытесненной воды равен выталкивающей силе? »


Обратная связь от учителя- « две звезды и одно пожелание» -ученикам проводившим эксперимент, некоторым участникам обсуждения(при необходимости)


Эксперимент «определение плотности тел методом гидростатического взвешивания».


Работа в группах. Взаимооценивание.


Способ деления на группы – по уровню знаний.

Учитель делит класс на группы с помощью пазлов (дети выбирают карточки, перевернутые рубашкой к верху, и с одинаковыми рисунками объединяются в группы)

Учитель раздаёт цветные карточки с номерами от 1 до 5. Цифры соответствуют уровню ЗУН учащихся: от наиболее слабых до продвинутых. Группы объединяются по цветам карточек.


Дескриптор (Дескрипторы для руководителей групп). Приложение 2

Ученики, руководящие группой, оценивают правильность проведения эксперимента, консультируют, оценивают индивидуальную работу других учащихся, следят за соблюдением ТБ, сохранностью школьного имущества.


Ученики в группе измеряют вес тел в воздухе и в воде, переводят в значения СИ, определяют цену деления динамометра, оценивают погрешность измерений, рассчитывают плотность тел по формуле, развивают мышление, формулируют вопросы, оценивают помощь консультанта-руководителя группы.


Учитель делит класс на группы с помощью пазлов (дети выбирают карточки, перевернутые рубашкой к верху и с одинаковыми рисунками объединяются в группы)



Установка для опыта(штатив пружина с указателем, ведёрко Архимеда, цилиндрическое тело того же объёма, сосуд с носиком, вода.




















Слайды

Пазлы

Раздаточный материал с таблицей

Карточки с формативным оцениванием






Наборы включающие: тела разной плотности, сосуд с водой, таблица плотностей




Конец урока


3мин


Рефлексия.

«Пять пальцев». Самооценивание.

Дескриптор

Учащиеся самостоятельно анализируют результаты своей учебной деятельности письменно:

Мизинец – Какие новые знания, умения опыт я сегодня получил?

Безымянный палец - что я сегодня сделал и чего достиг?

Средний палец-каким было сегодня моё настроение, расположение духа?

Указательный палец - чем я сегодня помог другим? Чем услужил, порадовал или поспособствовал?

Большой палец – Каким было моё физическое состояние, самочувствие?

Домашнее задание §28, ВС ; определения и формулы записать в тетрадь и выучить.

Слайд с пояснением задания (по пальцам)

Таблицы ЗХУ

(обратная сторона






Учебник по физике 7 класса Башарулы Р и др. 20017

дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими? Использованы виды дифференциации: - по вариантам (обсуждение в парах); - по уровню знаний (опыт с «ведерком Архимеда»); -по гетерогенным группам (определение плотности тел методом гидростатического взвешивания); -по ресурсам (каждый участник группы выполняет индивидуальное задание); - диалог и поддержка ( учитель выборочно помогает); - по результатам (на этапе рефлексии)




Оценивание – как Вы планируете проверять уровень усвоения материала учащимися?

Оценивание на этапах: 1. «Бросание мяча» . Оценивание учениками. Оценка производится в форме: « согласен / не согласен/ есть вопросы?» Оценивание учителем ( оценка в баллах по сложности вопроса) (дескриптор в плане). Обсуждение в парах. Взаимооценивание: «Согласен, не согласен, есть вопросы» (дескриптор в приложении1). 3.ЗХУ. Самооценивание. Дескриптор

Оценивают знания на данный момент, потребности в знаниях, достижения в познании. 4. «Смайлики»

Оценка учащимися проведения демонстрации с «ведёрком Архимеда».

Дескриптор

проведения демонстрации с «ведёрком Архимеда».

Учащиеся демонстрируют уровень эффектифности эксперимента, отвечая на вопрос: «доказывает ли этот эксперимент, что вес вытесненной воды равен выталкивающей силе?»

5. «Две звезды, одно пожелание» Оценка учителем проведения демонстрации с «ведёрком Архимеда» Дескриптор

Учитель оценивает деятельность учеников, проводивших эксперимент, также некоторых учеников участвующих в обсуждении эксперимента.

6.Определение плотности тел методом гидро -статического взвешивания.

Взаимооценивание (дескриптор в приложении 2)

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасность

Перед выполнением эксперимента в группах провести инструктаж по технике безопасности





Рефлексия по уроку

Ответьте на вопросы:


Была ли ренальной и доступной цель урока или учебные цели?


Все ли учащиеся достигли цели обучения?


Если ученики не достигли цели, как вы думаете, почему?


Правильно ли проводилась дифференциация на уроке?


Эффективно ли вы использовали время на всех этапах урока?


Были ли отклонения от плана урока и почему?







Итоговая оценка


Какие две вещи прошли действительно хорошо (принимайте в расчёт, как преподавание, так и учение)?

1.


2.


Какие две вещи могли бы улучшить ваш урок ( принимайте в расчёт, как преподавание, так и учение)?


1.


2.


Что нового я узнала из этого урока о своём классе или об отдельных учениках, что я мог бы использовать при планировании следующего урока?


1.


2.















Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?

Оценивание – как Вы планируете проверять уровень усвоения материала учащимися?

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности

Дифференциация может включать в себя разработку учебных материалов и ресурсов, принимая во внимание индивидуальные способности учащихся, отбор заданий, ожидаемые результаты, личную поддержку учеников, (по теории множественного интеллекта Гарднера).

Используя время эффективно, можно использовать дифференциацию на любой стадии урока.

В этом разделе напишите чему научились ученик на уроке и методы и приемы, испольуемые на уроке.


Здоровьесберегающие технологии.

Использование на уроках разминочных упражнений и активные виды работы.

Пункты Правил техники безопасности , используемых на данном уроке.










Приложение 1

Задание

Обсуждение в парах

Учащиеся закрепляют прочитанный текст, отвечая друг другу на вопросы.

Проверяющие оценивают ответ по принципу: « согласен, не согласен, есть вопросы».

При согласии с учениками отвечающими выставляется 1 балл, в остальных 0.

Если возникают вопросы - обращаться к учителю.


Дескриптор для оценивания учащихся 2 варианта (ученики 1 варианта проверяющие)


Вопрос

Критерии оценивания. Правильный ответ

Отметка проверяющего

Балл

1.

На какую грань куба, погружённого в жидкость, оказывается большее давление?

на нижнюю


0/ 1

2.

Куда направлена сила Архимеда?

вверх


0/ 1

3.

Какие физические величины входят в формулу силы Архимеда?

Коэффициент g плотность жидкости ρ, объём погружённой части телаVв.ж.


0/ 1


Дескриптор для оценивания учащихся 1 варианта (ученики 2 варианта проверяющие)


Вопрос

Критерии оценивания. Правильный ответ

Отметка проверяющего

Балл

1.

Где тело весит меньше в воздухе или жидкости?

В жидкости


0/ 1

2.

На какую величину изменяется вес тела в жидкости?

На величину силы Архимеда


0/ 1

3.

На какое тело действует сила Архимеда в одной и той же жидкости: на тело большего размера или меньшего размера?

На тело большего размера


0/ 1



Приложение 2.

Задание

Эксперимент «Определение плотности тел методом гидростатического взвешивания»


Ученик с карточкой 5 назначается руководителем группы. Руководитель объясняет задачи и оценивает их выполнение. В случае если кто-нибудь не справляется со своим заданием, консультирует его, поясняя, как выполняется задание.


Критерий оценивания руководителем (для оценки учеников с номерами 1,2,3,4):

А) выполнено самостоятельно и верно;

В)выполнено самостоятельно и неверно;

С)выполнено с помощью руководителя группы. Критерий оценивания руководителем (для оценки учеников с номером 5):

А) чётко объяснил порядок выполнения работы и консультировал по всем вопросам;

В) объяснил порядок выполнения работы, но затруднялся в консультировании, обращался к другим участникам группы ; С) объяснил порядок выполнения работы, но затруднялся в консультировании, обращался к учителю за помощью;

D) не объяснил порядок выполнения работы, затруднялся в консультировании и не ответил на вопросы группы;

Если возникают вопросы – обращаются к учителю.


Дескриптор для руководителя группы

Задача

Критерий оценивания, вписать

А /В/С/D

проверено

Балл

1.

Взвесить тело в воздухе. Записать данные в таблицу в СИ.

Взвесить тело после полного погружения в воду. Записать данные в таблицу в СИ.



1/0

2.

Записать формулу для расчёта плотности. Произвести расчёт плотности, результат занести в таблицу



2/1/0

3.

Сравнить полученные значения с табличными данными. Записать цену деления динамометра.



1/0

4.

Записать вес тела с учетом абсолютной погрешности измерений



2/1/0

5.

Объяснить порядок действия. Ответить на все вопросы по теме, проверить правильность измерения и расчётов



3/2/1/0

















Приложение 1

Задание

Обсуждение в парах

Учащиеся закрепляют прочитанный текст, отвечая друг другу на вопросы.

Проверяющие оценивают ответ по принципу: « согласен, не согласен, есть вопросы».

При согласии с учениками отвечающими выставляется 1 балл, в остальных 0.

Если возникают вопросы - обращаться к учителю.


Дескриптор для оценивания учащихся 2 варианта (ученики 1 варианта проверяющие)


Вопрос

Критерии оценивания. Правильный ответ

Отметка проверяющего

Балл

1.

На какую грань куба, погружённого в жидкость, оказывается большее давление?

на нижнюю


0/ 1

2.

Куда направлена сила Архимеда?

вверх


0/ 1

3.

Какие физические величины входят в формулу силы Архимеда?

Коэффициент g плотность жидкости ρ, объём погружённой части телаVв.ж.


0/ 1


Дескриптор для оценивания учащихся 1 варианта (ученики 2 варианта проверяющие)


Вопрос

Критерии оценивания. Правильный ответ

Отметка проверяющего

Балл

1.

Где тело весит меньше в воздухе или жидкости?

В жидкости


0/ 1

2.

На какую величину изменяется вес тела в жидкости?

На величину силы Архимеда


0/ 1

3.

На какое тело действует сила Архимеда в одной и той же жидкости: на тело большего размера или меньшего размера?

На тело большего размера


0/ 1



Приложение 2.

Задание

Эксперимент «Определение плотности тел методом гидростатического взвешивания»


Ученик с карточкой 5 назначается руководителем группы. Руководитель объясняет задачи и оценивает их выполнение. В случае если кто-нибудь не справляется со своим заданием, консультирует его, поясняя, как выполняется задание.


Критерий оценивания руководителем (для оценки учеников с номерами 1,2,3,4):

А) выполнено самостоятельно и верно;

В)выполнено самостоятельно и неверно;

С)выполнено с помощью руководителя группы. Критерий оценивания руководителем (для оценки учеников с номером 5):

А) чётко объяснил порядок выполнения работы и консультировал по всем вопросам;

В) объяснил порядок выполнения работы, но затруднялся в консультировании, обращался к другим участникам группы ; С) объяснил порядок выполнения работы, но затруднялся в консультировании, обращался к учителю за помощью;

D) не объяснил порядок выполнения работы, затруднялся в консультировании и не ответил на вопросы группы;

Если возникают вопросы – обращаются к учителю.


Дескриптор для руководителя группы

Задача

Критерий оценивания, вписать

А /В/С/D

проверено

Балл

1.

Взвесить тело в воздухе. Записать данные в таблицу в СИ.

Взвесить тело после полного погружения в воду. Записать данные в таблицу в СИ.



1/0

2.

Записать формулу для расчёта плотности. Произвести расчёт плотности, результат занести в таблицу



2/1/0

3.

Сравнить полученные значения с табличными данными. Записать цену деления динамометра.



1/0

4.

Записать вес тела с учетом абсолютной погрешности измерений



2/1/0

5.

Объяснить порядок действия. Ответить на все вопросы по теме, проверить правильность измерения и расчётов



3/2/1/0



























































Тема: Выталкивающая сила. Закон Архимеда

















Цель: понимать, как возникает выталкивающая сила:

Как она направлена?

Измерять вес тела в воздухе.

Измерять вес тела в жидкости.

Определять погрешность




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок по физике на тему "Выталкивающая сила"

Автор: Лисицкий Петр Антонович

Дата: 29.04.2019

Номер свидетельства: 508734

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока по теме "Выталкивающая сила" "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-po-tiemie-vytalkivaiushchaia-sila"
    ["file_id"] => string(6) "102208"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402487023"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект урока на тему:"Архимедова сила" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-na-tiemu-arkhimiedova-sila"
    ["file_id"] => string(6) "175030"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424199844"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Презентация урока физика на тему "Выталкивающая сила. 7 класс" "
    ["seo_title"] => string(69) "priezientatsiia-uroka-fizika-na-tiemu-vytalkivaiushchaia-sila-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "103721"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402606057"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Мастер - класс по теме: "Архимедова сила" физика 7 класс "
    ["seo_title"] => string(56) "mastier-klass-po-tiemie-arkhimiedova-sila-fizika-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "125895"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415090554"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект урока физики архимедова сила"
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt_uroka_fiziki_arkhimiedova_sila"
    ["file_id"] => string(6) "398273"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488858866"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства