Цель урока: ввести понятия волна, длина и скорость волны, условие распространения волны, виды волн, научить учащихся применять формулы для нахождения длины и скорости волны; изучить причины распространение поперечных и продольных волн;
Методические задачи:
- Образовательные: ознакомление учащихся с происхождением термина «волна, длина волны, скорость волны»; показать учащимся явление распространение волны, а также доказать с помощью опытов распространение двух типов волн: поперечных и продольных.
- Развивающие: содействовать развитию речи, мышления, познавательных и обще трудовых умений; содействовать овладению методами научного исследования: анализа и синтеза.
- Воспитательные: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Оборудование: компьютер, презентация.
Демонстрации:
- Поперечные и продольные волны.
- Распространение поперечных и продольных волн.
План занятия:
- Организация начала урока.
- Мотивационный этап. Постановка целей, задач урока.
- Изучение нового материала
- Закрепление новых знаний.
- Подведение итогов урока.
- Информация о домашнем задании.
ХОД УРОКА
- Организационный этап
- Мотивационный этап. Постановка целей, задач урока.
- Что вы наблюдали на данных видеофрагментах? (Волны)
- Какие виды волн вы увидели?
- На основании ваших ответов мы попробуем с Вами поставить цели для сегодняшнего урока, для этого давайте вспомним каков план изучения понятия, в данном случае понятия волна? (Что такое волна, т.е. определение, виды волн, характеристики волн)
На сегодняшнем уроке я Вам помогу понятия волна, длина и скорость волны, условие распространения волны, виды волн, научить учащихся применять формулы для нахождения длины и скорости волны; изучить причины распространение поперечных и продольных волн; сформировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.
- Изучение нового материала
Сейчас Вам необходимо по плану, который представлен на экране и на листочках у Вас на партах и прочитав параграфы 42 и 43 найти необходимую информацию и выписать её.
План:
- Понятие волны
- Условия возникновения волны
- Источник волн
- Что необходимо для возникновения волны
- Виды волн (определения)
Волна – колебания, которые распространяются в пространстве с течением времени. Волны возникают в основном благодаря силам упругости.
Особенности волны:
- Механические волны могут распространяться только в какой- нибудь среде (веществе): в газе, в жидкости, в твердом теле.
- В вакууме механическая волна возникнуть не может.
Источником волн являются колеблющиеся тела, которые создают в окружающем пространстве деформацию среды. (рис)
Для возникновения механической волны необходим:
1. Наличие упругой среды
2. Наличие источника колебаний – деформации среды
Виды волны:
- Поперечные – в которых колебания происходят перпендикулярно направлению движения волны. Возникают только в твердых телах.
- Продольные - в которых колебания происходят вдоль направления распространения волн. Возникают в любой среде (жидкости, в газах, в твёрдых телах).
Рассматриваем таблицу, обобщающую предыдущие знания. (Смотрим на презентацию)
Делаем вывод: механическая волна:
- процесс распространения колебаний в упругой среде;
- при этом происходит перенос энергии от частицы к частице;
- переноса вещества нет;
- для создания механической волны необходима упругая среда: жидкость, твердое тело или газ.
А теперь рассмотрим и запишем основные характеристики волн.
Какие величины характеризующие волну
Каждая волна распространяется с какой-то скоростью. Под скоростью v волны понимают скорость распространения возмущения. Скорость волны определяется свойствами среды, в которой эта волна распространяется. При переходе волны из одной среды в другую ее скорость изменяется.
Длиной волны λ называется расстояние, на которое распространяется волна за время, равное периоду колебаний в ней.
Основные характеристики: λ=v*T, λ- длина волны м, v – скорость распространения м/с, T – период волны с.
4. Закрепление новых знаний.
- Что такое волна?
- Условия возникновения волн?
- Какие типы волн вы знаете?
- Может ли в воде распространяться поперечная волна?
- Что называется длиной волны?
- Что называется скоростью распространения волны?
- Как связать скорость и длину волны?
Рассматриваем 2 вида и определяем где какая волны?
Решите задачи:
- Определите длину волны при частоте 200 Гц, если скорость распространения волн равна 340м/с. (68000 м=68 км)
- По поверхности воды в озере волна распространяется со скоростью 6 м/с. На поверхности воды плавает листок дерева. Определите частоту и период колебаний листка, если длина волны равна 3м.(0,5 м, 2 с-1)
- Длина волны равна 2 м, а скорость ее распространения 400 м/с. Определите, сколько полных колебаний совершает эта волна за 0,1 с (20)
Рассматриваем это интересно: Волны на поверхности жидкости не являются ни продольными, ни поперечными. Если бросить на поверхность воды небольшой мяч, то можно увидеть, что он движется, покачиваясь на волнах, по круговой траектории. Таким образом, волна на поверхности жидкости представляет собой результат сложения продольного и поперечного движения частиц воды.
5.Подведение итогов урока.
Итак, давайте подведём итоги.
Какими словами описали бы вы состояние после урока?:
- Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью;
- Ах, как я устал от этой суеты….
- Ты понял блаженство занятий, удачи, закон и секрет
- Изучать тему «Механические волны» не так то просто!
6.Информация о домашнем задании.
Подготовить по плану ответы на вопросы с помощью §§42-44
Хорошо знать формулы и определения по теме «Волны»
По выбору: составить кроссворд на тему «Механические волны»
Задачи:
- Рыболов заметил, что за 10 с поплавок совершил на волнах 20 колебаний, а расстояние между соседними горбами волн 1,2 м. Какова скорость распространения волн? (T=n/t; T=10/5=2c; λ=υ*ν; ν=1/Т; λ=υ/T; υ=λ*T*υ=1*2=2(м/с))
- Длина волы 5 м, а её частота 3 Гц. Определите скорость волны.(1,6 м/с)