Урок физики в 7 классе по теме "Масса. Единицы массы."
Урок физики в 7 классе по теме "Масса. Единицы массы."
Ход урока
Организационный момент ( 2 мин): приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация.
- Здравствуйте! Ребята. Мы с вами сейчас на уроке физики, а не литературы или пения. Зачем изучать физику? Потому, что она имеет прямое отношение к нашей обыденной жизни.
Актуализация опорных знаний.
Показ рисунков
Опыт с монетой
Как сбросить груз с летящего самолёта? До объекта, после или точно над ним?
Минутка-разрядка.
Если схватить Петю и резко встряхнуть, из карманов у него вылетят гвозди, ножик, рогатка, камешки, пробки, кусочки свинца и 144 рубля мелочью. В чем причина такого удивительного явления природы? (из сб: Остер Г. Физика: задачник. М.: Росмэн, 1997.)
Ответ: инерция – вот причина, по которой гвозди и прочая ерунда вылетает из карманов Пети.
Д/З минисочинение на тему «Мой личный опыт, подтверждающий взаимодействие тел и результаты взаимодействия»
Вывод: основным результатом взаимодействия является изменение его скорости или формы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок физики в 7 классе по теме "Масса. Единицы массы."»
Урок усвоения новых знаний.
Урок физики в классе по теме «Масса. Единицы массы.»
Цель:
1.Проверить усвоение знаний по теме взаимодействие тел.
2. Способствовать усвоению учащимися новых знаний о массе как мере инертности.
3. Воспитывать интерес к предмету через показ связи изучаемого материала с реальной жизнью.
Задачи урока.
предметные
метапредметные
личностные
Установить результат взаимодействия тел.
Формирование навыков учебной работы, умения делать выводы и устанавливать причинно – следственные связи по результатам наблюдений эксперимента.
Воспитывать уважение к интеллектуальному труду и к физической науке, как элементу человеческой культуры.
Планируемые результаты урока.
Универсальные учебные действия.
личностные
метапредметные
регулятивные
познавательные
коммуникативные
Осознание смысла своей деятельности на всех этапах урока; активизация волевых усилий в процессе урока. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил поведения в транспорте и на дорогах, формирование понятия зависимости длины тормозного пути автомобилей на дорогах от их массы.
Формирование целеполагания. Прогнозирование результата при наблюдении эксперимента; контроль и корректирование своих действий при работе по заданному алгоритму
Выделение причин и следствий в наблюдаемых явлениях; построение логической цепочки размышлений; отбор аналогичных явлений из опыта своей повседневной жизни. Уметь самостоятельно выделять познавательную цель.
Высказывание результатов своих наблюдений; участие в обсуждении проблем ; контроль и коррекция действий товарищей. Умение слушать и вступать в диалог.
предметные
Научиться переводить основную единицу массы в СИ в т ,г, мг, определять массу тела по результату его взаимодействия с другим телом, понимать, что масса – мера инертности тела, а инертность – свойство тел.
Ход урока
Организационный момент ( 2 мин): приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация.
- Здравствуйте! Ребята. Мы с вами сейчас на уроке физики, а не литературы или пения. Зачем изучать физику? Потому, что она имеет прямое отношение к нашей обыденной жизни.
Актуализация опорных знаний.
Показ рисунков
Опыт с монетой
Как сбросить груз с летящего самолёта? До объекта, после или точно над ним?
Минутка-разрядка.
Если схватить Петю и резко встряхнуть, из карманов у него вылетят гвозди, ножик, рогатка, камешки, пробки, кусочки свинца и 144 рубля мелочью. В чем причина такого удивительного явления природы? (из сб: Остер Г. Физика: задачник. М.: Росмэн, 1997.)
Ответ: инерция – вот причина, по которой гвозди и прочая ерунда вылетает из карманов Пети.
Д/З минисочинение на тему «Мой личный опыт, подтверждающий взаимодействие тел и результаты взаимодействия»
Вывод: основным результатом взаимодействия является изменение его скорости или формы.
Изучение нового материала.
Это изменение зависит от свойств самого тела.
Какая физическая величина объединяет продавца, аптекаря, почтальона и боксёров?
Масса - тема урока
_________________________________Памятка №1
План изучения физической величины
1.Что показывает физическая величина?
2.Определение величины
3.Обозначение
4.Формула
5.Единицы измерения физической величины
6.Практическое значение или применение.
- Попробуйте сформулировать цели нашего урока, используя памятку №1.
Называют цели
- понимать, что такое масса;
- помнить определение величины;
- уметь обозначать величину;
- применять формулу;
- знать единицы измерения и способы измерения.
Что вы уже знаете о массе?
Составим кластер
Масса в физике обозначается буквой m, происходит от греч. слова μάζα — кусок, глыба, ком.
Масса как научный термин была введена И. Ньютоном
-А теперь посмотрим на знакомую ситуацию с новой точки зрения.
Взаимодействуют две тележки. Почему вторая откатилась с меньшей скоростью?
Инертность – это свойство, характеризующее способность тела по-разному изменять свою скорость с течением времени.
Как инертность связана с массой?
АМО «Школа экспериментов»
Выводы
Работа с учебником на стр.57
Масса тела – это физическая величина, которая характеризует его инертность, является мерой инертности тела.
Каждое тело обладает массой!
О массе тела можно судить по изменению его скорости при взаимодействии.
Массу обозначают буквой m.
За единицу массы принят 1 кг.
Эталон массы изготовлен из сплава платины и иридия. Международный эталон
массы хранится в г. Севре близ Парижа.
Другие единицы массы: 1 г = 0,001 кг, 1 т = 1000 кг.
Упр.6 №1
Задачи-шутки.
Ученый с мировым именем Иннокентий открыл кастрюлю, обнаружил там 400 граммов гречневой каши, выразил массу обнаруженной каши в тоннах и быстро съел. Сколько тонн каши съел ученый с мировым именем?
Ответ: переступая от нетерпения с ноги на ногу и скребя ложкой по стенкам кастрюли, ученый с мировым именем съел 0,0004 тонны холодной гречневой каши. Очень проголодался.
Самым известным деревом, на котором растут «конфеты» , является цератония. Это вечнозеленое растение высотой до 10 метров встречается в субтропиках Средиземноморья и Малой Азии. Дерево это внешне похоже на белую акацию и относится к тому же семейству бобовых; плоды называют «цареградскими стручками» , или «сладкими царскими рожками» , поэтому в научной литературе его еще именуют рожковым деревом. Стручки у цератонии очень крупные (до 10 — 25 сантиметров в длину, 4 — в ширину и 1 см в толщину) , внутри они заполнены сочной сладковатой мякотью с семенами. Мякоть содержит до 50 процентов сахара!
В давние времена торговцы сладостями стали привозить их на Русь и продавали по очень большой цене как «конфеты» из Царьграда. Быстро расходился и отжатый из плодов сок — сладкий сироп. Импорт цареградских стручков процветал до самых последних лет существования царской России, а потом о «царских конфетах» почему-то стали забывать. Однако это дерево оставило среди людей и иную память.
Еще древние ювелиры и аптекари заметили, что семена цератонии на удивление однородны по массе (200 мг) , поэтому семенами как маленькими гирьками стали пользоваться при взвешивании благородных металлов, драгоценных камней и лекарств. Конечно, сейчас рожковое дерево уже не применяется в такой роли, однако вес одного семени — карат (от греческого цератония, или «кератос» ) до сих пор состоит на службе у человека.
200 мг=0,2г=0,0002кг=2*кг
- Если при взаимодействии скорости тел меняются одинаково, то массы тел равны.
-Если v1=v2 , то m1=m2.
-Запишите формулы в кластер
-От чего зависят разные скорости тел?
- Чем больше масса тела, тем меньше скорость тела и наоборот.
Упр.6 №3
-Запишите формулы в кластер
Формирование практических навыков и умений. Работа в группах (практикум).
Представление о методах определения массы тела
1. Взвешивание. При этом способе массу неизвестного тела сравнивают с массой гирь на чашках весов.
взвести тела на вашем столе
свойство массы – складывается (отмечаем в кластере)
Это интересно
Масса Солнца 2 х 1030 кг.
Масса Земли 6 х 1024 кг.
Самый крупный град обрушился в 1986 году на Бангладеш. Вес градин достигал 1 кг.
Этим летом один английский фермер вырастил луковицу, масса которой 7 кг.
Самое большое на земле животное - кит, может весить 150 т.
Слоны самые крупные современные наземные млекопитающие.
Их масса до 7,5 т.
Маленькая птичка королек весит всего 5–7 г, а некоторые
нектарницы - 3- 4 г.
Лягушка – бык весит до 600 г.
Бамбуковый медведь – панда, весит 150 кг, в день он съедает 10 – 20 кг бамбука.
Как определили массу солнца?
Установи соответствие между живым существом и его массой
Предлагает ситуативную игру:Ученики – пассажиры автобуса. Изобразите ситуацию:
- автобус резко тронулся с места; - автобус едет равномерно и прямолинейно; - впереди неожиданное препятствие, автобус резко тормозит; - на большой скорости поворачивает направо; налево; - едет равномерно и прямолинейно; - резкая остановка.
3. Молекула воды испарилась из кипящего чайника и, подлетая к потолку, лоб в лоб столкнулась с неизвестно как прокравшейся на кухню молекулой водорода. Кто быстрее отлетел?
Ответ: та молекула, чья масса меньше. Молекула водорода. Нечего ей по кухням шастать.
4. Как без всяких весов убедиться, что массы близнецов-братьев Мити и Саши одинаковы?
Ответ: пусть братья с одинаковой скоростью помчатся по школьному коридору навстречу друг другу. Потом надо измерить веревочкой, на одинаковое ли расстояние отлетели братья от точки столкновения лбами. Если да, то да. Если нет – значит, одного из братьев в роддоме подменили.
Подведение итогов. Домашнее задание.
АМО составление синквейна
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.
Россия. Великая, огромная. Находится, продает, покупает. Умом Россию не понять. Отечество.
масса
тяжёлая, легкая
взвешивается, складывается, измеряется
мера инертности тела
величина
Вопрос: Как мы добыли знания?
Д/З п.20,21, дополнить кластер упр.6 №2 и задание на стр.60
VII. Рефлексия
-И в заключении нашей встречи мне бы хотелось оценить ваше настроение. Пометьте на рабочих листах в таблице как вы себя чувствовали на уроке.
Молодцы ребята Спасибо за работу!
Будучи в массе, оставайся собой!
Литература и ссылки на сайты Интернет
Физика 7 класс: учебник /А.В.Перышкин/
Волков В.А., Полянский С.Е.: Поурочные разработки по физике:7 класс
http://elkin52.narod.ru
http://class-fizika.narod.ru
http://physics03.narod.ru
http://school-collection.edu.ru
Идеальный вес: как рассчитать ИМТ - http://www.domashniy-doktor.ru/index.php/2011-08-02-14-02-07/218-2013-04-19-11-32-00.html
Дополнительная информация:
Знаю я с седьмого класса:
Главное для тела – масса.
если масса велика,
Жизнь для тела нелегка:
С места тело трудно сдвинуть,
Трудно вверх его подкинуть,
Трудно скорость изменить.
Только в том кого винить?
Как рассчитать индекс массы тела (ИМТ) (слайды 26-28)
Индекс массы тела можно вычислить по формуле:
Показатель массы тела в килограммах следует разделить на показатель роста в метрах, возведенный в квадрат, т.е.:
ИМТ =
Например, масса человека - 85 кг, рост =164см. Следовательно ИМТ в этом случае равен:
ИМТ =
Показатель индекса массы тела был предложен в качестве определителя нормальной массы тела бельгийским социологом и статистиком Адольфом Кетеле (Adolphe Quetelet) ещё в 1869 году.
В соответствии с рекомендациями ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения) разработана следующая интерпретация показателей ИМТ:
Индекс массы тела
Соответствие между массой человека и его ростом
16 и менее
Выраженный дефицит массы
16—18,5
Недостаточная (дефицит) масса тела
18,5—25
Норма
25—30
Избыточная масса тела (предожирение)
30—35
Ожирение первой степени
35—40
Ожирение второй степени
40 и более
Ожирение третьей степени (морбидное)
Индекс массы тела используют для определения степени ожирения и степени риска развития сердечнососудистых заболевай, диабета и других осложнений, связанных с избыточной массой тела и ожирением. (слайд 29)
Типы массы тела
ИМТ (кг/м2)
Риск сопутствующих заболеваний
Дефицит массы тела
Низкий (повышен риск других заболеваний)
Нормальная масса тела
18,5-24,9
Обычный
Избыточная масса тела
25,0-29,9
Повышенный
Ожирение I степени
30,0-34,9
Высокий
Ожирение II степени
35,0-39,9
Очень высокий
Ожирение III степени
40
Чрезвычайно высокий
Технологическая карта эксперимента
Задание. определение массы тел по характеру их взаимодействия
Оборудование: два металлических или деревянных шарика одинакового диаметра; третий шарик такого же диаметра, но другой массы; штатив, нитки.
1. Делаю…
Или
2. Вижу, что…
3. Делаю вывод:
1) если шары отклоняются на одинаковые углы (приобретают одинаковые скорости), то это значит, что шарики имеют ……………… массу.
2) Если шары отклоняются на разные углы (приобретают разные скорости), это значит, что шарики имеют ……………… массу. Тот шарик, который приобретает меньшую скорость, (более или менее) инертен и имеет ……………… массу. Тот шарик, который приобретает большую скорость, (более или менее) инертен и имеет ……………… массу.
Технологическая карта эксперимента
Задание. Определение массы тел по характеру их взаимодействия
Оборудование:
1) бруски алюминиевые – 2 шт. и стальной, пинцет, нить с петлёй на конце;
2) два металлических шарика одинакового диаметра; третий шарик такого же диаметра, но другой массы; штатив, нитки.
1. Делаю…
Или
2. Вижу, что…
3. Делаю вывод:
1) если шары (бруски) проходят одинаковые пути (приобретают одинаковые скорости), то это значит, что шарики (бруски) имеют ……………… массу.
2) Если шары (бруски) проходят разные пути (приобретают разные скорости), это значит, что шарики (бруски) имеют ……………… массу.
Тот шарик, который приобретает меньшую скорость, (более или менее) инертен и имеет ……………… массу.
Тот шарик, который приобретает большую скорость, (более или менее) инертен и имеет ……………… массу.