Урок физики предназначен для учащихся 7 классов.В начале изучения новой темы рекомендуется восстановить в памяти учащихся основные понятия, относящиеся к данной теме, поэтому проводится фронтальный опрос, а также для достижения максимальной эффективности урока учащиеся заранее ознакомлены с его структурой и последовательностью выполнения заданий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок физики на тему "Архимедова сила" в 7 классе»
Аннотация урока по теме: "Архимедова сила"
Предмет: физика
Класс:7
Уроки с использованием ЦОР играют значимую роль в развитии современного образования. Это один из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения. Ученики с большим интересом посещают такие уроки. Также нужно отметить широту диапазона использования компьютера – объяснение нового материала, выполнениепрактических заданий, тестирования.
Применение ЦОР предусматривает владением учителя компьютера, умение его работать в программах Microsoft Word и Power Point, а также знание проектной методики. Учитель при подготовке ЦОРов к уроку должен учитывать возрастные особенности.
Таким образом, применение цифровых образовательных ресурсов на уроках позволяет отметить такие положительные качества:
учет индивидуальных особенностей учащихся;
развитие творческих способностей школьников;
воспитание интереса к предмету. ЦОРы вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности;
обеспечение качественного усвоения программного материала;
информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности;
ЦОРы позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом;
компьютер способствует формированию рефлексии у учащихся.
Занятие начинается с проверки домашнего задания, продолжительностью не более 10 минут, также учащиеся получают инструкцию, что длительность их работы дома за компьютерами не должна превышать 10-15 минут).
В начале изучения новой темы рекомендуется восстановить в памяти учащихся основные понятия, относящиеся к данной теме, поэтому проводится фронтальный опрос, а также для достижения максимальной эффективности урока учащиеся заранее ознакомлены с его структурой и последовательностью выполнения заданий.
Изучение новой темы сопровождается показом презентации, в которой, для эффективного проведения урока, были размещены необходимые материалы (иллюстративные, анимированные, аудио – и видео). В ходе проведения урока также были использованы вышеназванные учебные мультимедийные электронные издания.
Данный план–конспект урока по теме: «Архимедова сила» предназначен для проведения урока по физике в 7 классе общеобразовательной школы и используется для объяснения нового материала.
Применить данный урок можно при подготовке ЕНТ, на уроках физики для выполнения лабораторных и практических работ, решения задач, тестирования.
Количество часов: 1
Техническое обеспечение: урок проводиться с использованием компьютера и интерактивной доски.
Форма организации работы детей: урок – изучение нового материала
Форма организации работы учителя: изучение новой темы «Архимедова сила» с применением цифровых образовательных ресурсов
Ожидаемые результаты: освоение учащимися практических знаний, что на любое погруженное в жидкость тело действует выталкивающая сила, не зависящая от плотности тела, а зависящая только от плотности жидкости.
Структура урока
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1
Организацион
ный момент
Подготовить учащихся к
работе на уроке, определить
цели и задачи урока
Взаимные приветствия
учителя и учащихся;
фиксация отсутствующих;
проверка состояния
классного помещения;
проверка подготовленности
учащихся к уроку;
организация внимания и
внутренней готовности
Приветствуют
учителя,
проверяют свою
готовность к
уроку
2
Постановка учебных проблем.
Сообщение.
Запись темы урока в тетради.
3
Изучение нового материала.
Беседа, эксперимент, демонстрация: Анимация со звуком
«От каких факторов зависит Архимедова сила»
Формула «Сила Архимеда»
Анимация со звуком «Вычисление выталкивающей силы»
Записи в тетрадях, исследование выталкивающей силы, запись формулы Архимедовой силы.
4
Применение закона выталкивающей силы и наблюдение её в быту, технике, природе.
Демонстрация рисунков.
Сообщения учащихся о применении и наблюдении выталкивающей силы в быту, технике.
5
Первичная проверка понимания изученного. Решение задач
Демонстрация ЦОРов: «Как решать задачу на вычисление Архимедовой силы», Интерактивная задача «Вычисление выталкивающей силы»
С какой силой выталкивается кусок дерева массой 800 г при его полном погружении в воду?
Видеоролик-анимация «Закон Архимеда» Тестовая работа «Архимедова сила» обобщение ответов учащихся.
Решают поставленные учителем задания, делают записи в тетрадях.
6
Итоги урока.
Подведение итогов урока, оценивание результатов работы учащихся на уроке, запись домашнего задания на доске.
Обсуждение и оценивание своих результатов работы на уроке, запись домашнего задания в дневниках.
План-конспект урока
Тема урока: Сила Архимеда
Предмет: Физика
Класс: 7
Цели урока: Формирование знаний у учащихся о силе Архимеда.
Задачи урока:
- обучающие: формировать понятие об архимедовой силе (выталкивающая сила), учить выводу правила для вычисления архимедовой силы;
-развивающие: формировать умение наблюдать физические явления, анализировать их, делать выводы, развивать экспериментальные навыки; развивать интерес к изучению окружающего мира через уроки физики;
-воспитательные: воспитывать самостоятельность мышления, чувство ответственности, культуру умственного труда;
Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в парах
Учитель. Сегодня речь пойдет о выталкивающей силе – Архимедовой силе. (Учащиеся записывают дату и тему урока в тетради). Научное открытие свойства выталкивающей силы было открыто древнегреческим ученым, математиком и механиком Архимедом. (слайд № 2)
Проблемная ситуация:
Человек издавна пытался объяснить необъяснимое, увидеть невидимое, услышать неслышимое. Оглядываясь вокруг себя, он размышлял о природе и пытался решить загадки, которые она перед ним ставила. Сначала человек считал природу одушевленной, но позже человек стал понимать, что движет всем вокруг закон. И только он стоит во главе всего, что нас окружает. Вы, конечно же, ежедневно сталкиваетесь с различными физическими явлениями и в большинстве случаев можете предсказать как они закончатся. Например , предскажите, чем закончатся следующие события:
если положить в полный стакан ложку ,то…;
если маленький мячик утопить в воде ,то…;
если вытащить ведро в колодце на поверхность воды ,то…;
если погрузиться в воду, то…;
Скажите, пожалуйста, какие знания вы использовали для того, чтобы ответить на поставленные вопросы? Выслушиваются различные варианты ответов и пояснения к ним. Таким образом, мы приходим к мысли, что нам необходимо знать, почему так всё происходит.
4. Изучение нового материала
«Определение Архимедовой силы» ( Слайд №3)
Эксперимент 1 (видео анимация эксперимент 1)
«Определение зависимости архимедовой силы от объема тела» (Слайд №4)
Проведем первый эксперимент. Перед вами два груза выполнение из одного материала, но как видите они разного объема. Прикрепим груз меньшего объема к динамометру и замерим вес этого груза сначала в воздухе, а затем опустив груз в жидкость. Как вы видите деформация пружины практически не изменилась. Это говорит о том, что величина выталкивающей силы очень мала. Теперь прикрепим к динамометру груз большего объема и точно так же погрузим этот груз в жидкость. Вы видите, что величина выталкивающей силы стала гораздо заметнее, пружина динамометра поднялась выше. И мы с вами можем судить о том, что выталкивающая сила стала больше.
Вывод эксперимента 1 (Слайд №5)
Эксперимент 2 - видео анимация (Слайд №6)
«Определение зависимости архимедовой силы от плотности тела»
Перед вами два цилиндра одинакового объема, но выполнение они из разного материала. Это значит, что у них различная плотность. Подвесим к динамометру сначала один груз и опустим в воду тело. Заметим значение выталкивающей силы по изменению шкалы динамометра. Теперь проведем подобный эксперимент со вторым грузом, вы можете заметить, что значение выталкивающей силы не изменилось. Выталкивающая сила была одинаковой для двух грузов равного объема, но выполненных из разного материала.
Вывод эксперимента 2 (Слайд №7)
Эксперимент 3 - видео анимация (Слайд №8)
«Определение зависимости архимедовой силы от глубины погружения тела в жидкость»
Прикрепим груз к пружине динамометра и опустим этот груз в воду, таким образом, чтобы он находился полностью под слоем жидкости. Заметьте, какое значение сейчас показывает шкала динамометра, и будем подливать в сосуд жидкость. Обратите внимание на то, что значение на шкале динамометра практически не меняется, а значит не меняется выталкивающая сила.
Вывод эксперимента 3 (Слайд №9)
Эксперимент 1 - видео анимация (слайд № 10)
«Определение зависимости архимедовой силы от плотности жидкости»
Прикрепим груз к пружине динамометра, заметим показание шкалы динамометра. Когда груз находился в воздухе, а затем опустим его в воду. По разнице показания шкалы в двух положениях можно о величине выталкивающей силы. Теперь опустим это тело в масло. Посмотрите какова сейчас разница в показаниях динамометра. Можно заметить, что выталкивающая сила, действующая на тело в масле гораздо меньше.
Вывод эксперимента 4 (Слайд № 11)
Запишем выводы в тетради и на доске (слайд 12):
Архимедова сила
Не зависит от
Зависит от
Формы тела.
Плотности тела.
Объема тела V.
Плотности жидкости .
5. Применение закона выталкивающей силы и наблюдение её в быту, технике, природе.
6. Первичная проверка понимания изученного. Решение задач
1. Рассмотрим два случая нахождения Архимедовой силы.
Задача 1
Необходимо рассчитать, сколько весит в воде камень массой 500 кг и объемом 0,2 м3. (Слайд 13)
Запишем исходные данные задачи.
Дано:
mТ=500 кг
VТ =0,2 м 3
Р в.ж.- ?
Решение:
Итак, для того чтобы рассчитать силу Архимеда необходимо из веса тела в воздухе вычесть вес тела в жидкости:
FA= PВ В.– РВ Ж. РВ Ж= PВ В - FA
Ответ: Р в .ж=3кН.
Задача 2
Каково значение Архимедовой силы, действующей на полностью погруженное в воду медный брусок массой 890 г. (Слайд 14)
Запишем краткое условие задачи.
Дано: СИ Решение:
0,89 кг
FA - ? Ответ: FA=1 Н.
2. Решите самостоятельно задачу (работа в парах): С какой силой выталкивается кусок дерева массой 800 г при его полном погружении в воду? (слайд № 15)
Тестирование (раздаточный материал с тестом). Читаем вопрос и выбираем ответ:
1) Вес стальной детали в воздухе равен 3Н, а в воде 2,7Н. Определите архимедову силу, действующую на стальную деталь.
а) 5,7Н
б) 0,3Н
в) 3Н
г) 2,7Н
2) Железный и деревянный шары равных объемов бросили в воду. Сравните архимедовы силы, действующие на шары?
а) На железный шар действует большая архимедова сила, так как его плотность больше.
б) На деревянный шар действует большая архимедова сила, так как его плотность меньше.
в) На железный и деревянный шары действуют одинаковые Fа, т.к. объемы равны.
3) Железное и деревянное тело равных масс бросили в воду. Равны ли выталкивающие силы, действующие на каждое тело?
а) На деревянное тело действует большая выталкивающая сила, т.к. его объем больше.
б) На железное тело действует большая выталкивающая сила, т.к. его объем больше.
в) На тела действуют равные выталкивающие силы, т.к. равны массы тел.
4) К динамометру подвешено металлическое тело. В каком случае показания динамометра будут больше: если тело опустить в керосин или в воду?
а) Больше в воде, т.к. ее плотность больше.
б) Больше в керосине, т.к. его плотность меньше.
в) Одинаково, т.к. объем тела не меняется.
5) Архимедова сила определяется формулой:
а) Fa = g жVтела
б) Fa = g телаVтела
в)
Fa = gh
г) Fa = mg
Сделайте вывод: что такое архимедова сила и от чего она зависит? (Архимедова сила – сила, выталкивающая тело из жидкости, зависит от плотности жидкости и объема погруженного тела.)
Изменится ли архимедова сила, действующая на тело, если тело не полностью погружено в жидкость, а лишь наполовину? (Архимедова сила будет меньше, так как объем тела в жидкости будет меньше.)
7. Анализ и рефлексия.
Учитель. Сегодня на уроке мы познакомились с Архимедовой силой. Мне очень интересно было работать с вами. Вы показали отличный уровень подготовки к уроку. Теперь вы знаете, что на любое тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая сила. Спасибо дети за урок.
Выставление оценок.
Домашнее задание. § 55 упражнение 29, №6, №7
Приложение к плану-конспекту урока
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЦОР
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЦОР