Гичёв Игорь Иванович, учитель физики ГУО «Будянская средняя школа» Кричевского района
Предмет: физика
Класс: 7 а
Тема урока: «Простые механизмы. Коэффициент полезного действия»
Тип урока: урок решения задач.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: Учебник для 7 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения, под редакцией Л.А.Исаченковой, маршрутный лист, мультимедийная установка, мультимедийная презентация, раздаточный материал.
Цель урока: планируется, что к окончанию урока ученики будут уметь решать расчётные задачи в 2-3 действия на следующие темы: Простые механизмы. Коэффициент полезного действия.
Задачи:
- обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом решения задач по заданной теме;
- способствовать развитию умений учащихся сравнивать, анализировать учебный материал, составлять обобщённую таблицу (схему), высказывать собственное мнение, делать выводы и обобщения;
- совершенствовать коммуникативные умения, необходимые для работы в группе;
- способствовать овладению навыками самостоятельной учебной деятельности;
- создание условий, обеспечивающих позитивные отношения между учеником и учителем;
- создание условий, обеспечивающих положительную мотивацию к обучению положительное отношение к предмету, сохранение познавательного интереса через положительное психоэмоциональное состояние учащихся.
.
Прогнозируемый результат урока: планируется, что в конце урока учащиеся успешно выполнят задачи 4,5 (маршрутный лист).
Урок: Решение задач по теме «Простые механизмы. Коэффициент полезного действия» является 19 уроком из 22 часов, отводимых программой на раздел «Работа и энергия. Простые механизмы». Сложность изучаемой темы состоит в том, что учащимся 7 класса необходимо усвоить большой объём взаимосвязанного материала, изучение которого проходило во второй и третьей четверти, разделённого зимними каникулами. Впервые они познакомились с большим числом формул, которые нужно применять совместно при решении задач. Возникают проблемы при выражении нужных физических величин в сложных (даже математически) формулах. Задача учителя: организовать закрепление материала через повторение и его систематизацию.
Учебный материал для урока отобран и систематизирован с учётом возрастных особенностей учащихся, уровня развития общеучебных умений и навыков (установлены в ходе беседы с учителем-предметником). На уроке сочетаются словесные репродуктивные, проблемные и частично-поисковые методы обучения и самостоятельная работа учащихся. Реализации цели и задач урока также способствует использование интерактивных приёмов и методов, разных форм организации работы (индивидуальная, групповая, фронтальная). Приём технологии развития критического мышления «Кластер» позволяет систематизировать большой объём материала и способствует цели урока – решение задач.
Динамическая пауза проводится в соответствии с возрастными особенностями учащихся и позволяет не только снять статическое напряжение мышц тела, но и мышц глаз. Использование маршрутного листа позволяет повысить плотность урока, дифференцировать задания.
Ход урока
Этап 1. Ориентировочно-мотивационный (до 8 мин). (I Стадия: Вызов)
Педагогическая задача: обеспечить психологическую готовность учащихся к уроку, актуализировать опорные знания учащихся, организовать совместный диалог.
Прогнозируемый результат: психологическая и познавательная готовность учащихся к обобщению и закреплению знаний.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1.1. Обеспечивает психологическую готовность к уроку, настраивает учащихся на сотрудничество. Озвучивает тему и цель урока. 1.2. Проводит проверку и корректировку домашнего задания. 1.3 Объясняет алгоритм решения расчетных задач. | 1.1. Включаются в работу, настраиваются на сотрудничество и взаимодействие, делятся на группы. Записывают тему урока. Формулируют задачи урока. 1.2. Находят ошибки и исправляют их в задачах 5,6 упр. 16. 1.3 Слушают объяснение учителя. |
Этап 2. Операционно-обучающий (26 минут). (Стадия: II Осмысления содержания).
Педагогическая задача: организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся по закреплению знаний и умений решать задачи темы: «Простые механизмы. Коэффициент полезного действия».
.
Прогнозируемый результат: повторение учащимися формул темы, успешное выполнение заданий (маршрутный лист).
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
2.1. Проводит работу по актуализации опорных знаний, используя Схемы 1,2. «Простые механизмы. Силы», «Энергия, Работа, КПД» 2.2 Организует самостоятельную работу (Схема 3) «Мощность». Организует анализ схемы. 2.3 Динамическая пауза. Организует физкультминутку «Самурай». 2.4 Предлагает выполнить задание Маршрутного листа по вариантам. Осуществляет выборочный контроль. | 2.1. Анализируют и заполняют схемы «Энергия, Работа, КПД» вместе с учителем. 2.2 Самостоятельно составляют схему 3 «Мощность». Обсуждают свои варианты с соседом по парте. 2.3 Выполняют физкультминутку. 2.4 Выполняют индивидуально, по вариантам, задания теста открытого типа в маршрутном листе. Задания закрытого типа (задачи) теста оформляют в тетради. |
Этап 3. Контрольно-коррекционный (8 минут). (IV Стадия: Рефлексия.)
Педагогическая задача: осуществить контроль и коррекцию знаний, организовать самоконтроль и самооценку деятельности учащихся.
Прогнозируемый результат: успешное выполнение учащимися теста, самоконтроль, самокоррекция и коррекция пробелов в знаниях.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организует работу в парах по проверке заданий теста. | Осуществляют самоконтроль и самооценку. Обмениваются выполненными заданиями с соседом. Проверяют задания. Находят ошибки, ведут диалог с соседом. Получают ключи. Зачитывают и комментируют ответы. |
Этап 4. Домашнее задание (1 минута)
Педагогическая задача: обеспечить осознанный выбор учащимися домашнего задания.
Прогнозируемый результат: успешное выполнение учащимися домашнего задания.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Информирует о домашнем задании: Повторить параграфы 23-26. Упр.14 (6), упр. 15 (6). По желанию учащихся: дополнительное задание (6) в маршрутном листе. По желанию учащихся: дополнительное задание: составление объединенной схемы 1+2+3. | Определяются с выбором домашнего задания, записывают домашнее задание в дневник, по необходимости задают вопросы по выполнению домашнего задания. |
Этап 5. Рефлексивный (2 минуты)
Педагогическая задача: организовать рефлексивную деятельность учащихся.
Прогнозируемый результат: осознание результативности своей деятельности.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Проводит рефлексию приемом «Мяч в ворота».Закрепляет положительное психоэмоциональное состояние учащихся, дальнейшее желание взаимодействовать с учителем и одноклассниками. | Оценивают эффективность своей деятельности на уроке, само осознают возникшие на уроке трудности и способы их преодоления. |
6