Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.
Оборудование: компьютер с проектором (презентация), бланки ответов.
Ход урока:
1. Организационный этап
Учитель: Здравствуйте, ребята!
2. Постановка цели и задач урока.
Учитель. Сегодня на уроке мы будем делиться своими знаниями по физике, а для того, чтобы понять из какой области физики будут эти знания, взгляните, пожалуйста, на экран. (Слайд 1) Что вы видите?
Ученик.
Учитель. Все эти понятия, явления, формулы вы уже изучали. Но некоторые из них могли забыться. Поэтому, что мы должны сделать?
Ученик. Повторить и обобщить пройденный материал.
Учитель. Правильно. Итак, тема нашего урока ,,Урок-обобщение по теме ,,Электрические явления” (Слайд 2). Откройте тетради и запишите тему урока.
Учитель. Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взял слова Аристотеля ,,…Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле”. (Слайд 3) Как вы их понимаете?
Ученик.
Учитель. Правильно, молодцы. Вот и мы будем применять свои знания для решения различных задач. Схема нашего урока будет выглядеть следующим образом (Слайд 4)
1. Физический диктант
2. Работа с единицами измерений
3. Работа по задачам-схемам
4. Решаем задачи
5. Практическая работа
3. Контроль знаний
1) Физический диктант
На экране задания для физического диктанта (Слайды 5 и 6). Порядок работы с бланками ответов.
Запишите обозначения следующих величин:
1) электрический заряд
2) работа тока
3) напряжение
4) сопротивление
5) мощность тока
Запишите единицы измерения физических величин
1) электрический заряд
2) мощность тока
3) напряжение
4) сопротивление
5) работа тока
Проверка решения (меняются с соседом по парте) Ответы на экране. (Слайд 7)
Учитель. Какие вопросы у вас возникли при выполнении этого задания.
2) Работа с единицами измерений.
Выразите единицы физических величин в СИ
2000 мА=
55 мА=
0,5 кВ=
1,3 кВ=
0,3 МВт=
Работа выполняется в тетрадях. Ответы заносятся в бланки ответов. (Самопроверка, ответы на экране) (Слайд 8 и 9))
3) Работа по задачам-схемам.
Ответы заносятся в бланки ответов. Каждая задача прорабатывается. (Слайды 10-15)
4) Решаем задачи.
1. Напряжение на реостате сопротивлением 20 Ом равно 75 В. Какова сила тока в нем? (3,75 А)
2. Каким сопротивлением обладает проводник с силой тока 0,25 А и напряжением на его концах 150 В? (:00 Ом)
3. Какова сила тока в проводнике, если через него за 2 минуты прошел заряд, равный 36 Кл? (0,3 А)
4. какую работу совершит электрический ток в лампе за 2 минуты ее горения, если сила тока в ней 0.8 А и напряжение 150 В? (14400 Дж)
5. Лампа, сопротивление нити которой 10 Ом, включена на 10 минут в цепь с силой тока 0,1 А. Сколько энергии в ней выделяется? (60 Дж)
Решения выполняются в тетрадях, ответы заносятся в бланки ответов. Решения проверяются, ответы на экране (Слайды 16 и 17))
5) Практическая работа.
По два представителя от варианта собирают электрические цепи:
1 вариант: Собрать цепь из источника тока, ключа и двух ламп, соединенных последовательно. Определить сопротивление цепи и отметить достоинства и недостатки последовательного соединения.
2 вариант: Собрать цепь из источника тока, ключа и двух ламп, соединенных параллельно. Определить сопротивление цепи и отметить достоинства и недостатки параллельного соединения.
Остальные учащиеся решают задачи по вариантам. Условие на экране. (Слайды 18 и 19). Представитель от каждого варианта работает у доски, остальные в тетрадях.
1 вариант.
Два проводника сопротивлением 6 Ом каждый соединили один раз последовательно, а другой – параллельно. Найдите полное сопротивление в обоих случаях
2 вариант
Два проводника сопротивлением 8 Ом каждый соединили один раз последовательно, а другой – параллельно. Найдите полное сопротивление в обоих случаях
4. Подведение итогов урока, рефлексия.
Учитель. Итак, ребята. Сегодня мы с вами неплохо поработали. Каждый из вас проявил себя по-разному. Ваши оценки сложатся из всех баллов, полученных на уроке. Прошу оценить свою работу на уроке.
Хорошо поработал
Можно было лучше
Надо повторить
5. Домашнее задание
Учитель. Я надеюсь, что каждый из вас выявил свои слабые стороны, поэтому этот материал вам нужно повторить Спасибо за работу! До свидания!