kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме: "Явление электромагнитной индукции"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Явление электромагнитной индукции.

Цель урока: изучить явление электромагнитной индукции.

Задачи:

- образовательная – познакомить  учащихся с явлением электромагнитной индукции; воспроизвести опыты Фарадея.

- воспитательная – формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся; воспитывать познавательную потребность и  интерес к предмету.

- развивающие – развивать способность быстро воспринимать информацию и выполнять необходимые задания; развивать логическое мышление и внимание, умение анализировать, сопоставлять полученные результаты, делать соответствующие выводы.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

  1. Фронтальная
  2. Групповая

Оборудование: полосовой магнит, соединительные провода, гальванометр, миллиамперметры, катушки, моток, магниты дугообразные, 6 В выпрямитель, магнитная стрелка, ключ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: "Явление электромагнитной индукции" »

Тема урока: Явление электромагнитной индукции.

Цель урока: изучить явление электромагнитной индукции.

Задачи:

- образовательная – познакомить учащихся с явлением электромагнитной индукции; воспроизвести опыты Фарадея.

- воспитательная – формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся; воспитывать познавательную потребность и интерес к предмету.

- развивающие – развивать способность быстро воспринимать информацию и выполнять необходимые задания; развивать логическое мышление и внимание, умение анализировать, сопоставлять полученные результаты, делать соответствующие выводы.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

  1. Фронтальная

  2. Групповая

Оборудование: полосовой магнит, соединительные провода, гальванометр, миллиамперметры, катушки, моток, магниты дугообразные, 6 В выпрямитель, магнитная стрелка, ключ.


Ход урока:

  1. Добрый день! Я рада вас всех сегодня видеть. И мы начинаем наш урок. Урок у нас сегодня будет необычный. У нас сегодня будут работать 4 группы исследователей. А что же они будут исследовать? А исследовать мы будем явление электромагнитной индукции. И тема сегодняшнего нашего урока «Явление электромагнитной индукции». Откройте тетрадочки и запишите сегодняшнее число и тему урока. Сейчас я продемонстрирую опыт Эрстеда (демонстрация). Этот опыт имел огромное историческое значение. Впервые в науке была установлена связь между магнитными и электрическими явлениями. Эрстед обнаружил, что вокруг проводника с током образуется магнитное поле. Но если электрический ток создал магнитное поле, то не существует ли обратного явления? Нельзя ли с помощью магнитного поля создать электрический ток? Такую задачу с 1821 года пытались решить многие ученые. Поставил ее перед собой английский ученый Майкл Фарадей. «Превратить магнетизм в электричество» - так записал эту задачу Фарадей. Годы упорного труда потребовались ученому для ее решения. А мы рассмотрим решение этой задачи сегодня на уроке.

  2. Актуализация. Но перед тем как приступить к решению поставленной задачи, немного повторим. Перед вами на слайдах вопросы. Ответы на которые вы все знаете. Посмотрите внимательно, и скажите, кто на какой вопрос желает ответить?

  3. Изучение нового материала. Вот и хорошо, мы с вами вспомнили, повторили, эти знания для нас сегодня будут очень важными. Ребята, перед вами необходимое оборудование и конверт с заданиями. Вам дается 5 минут для того, чтобы провести опыт и выполнить задание, которое описано в карточке. Пока 3 группы исследователей будут работать, наша 4 группа будет отгадывать кроссворд, ключевым словом которого будет предмет, который носил Майкл Фарадей в кармане нагрудного жилета. Этот предмет напоминал ему о поставленной задаче. Приступаем к работе, желаю успехов.

Итак, время вышло, начинаем. Расскажите нам пожалуйста, в чем заключается ваш опыт? И какой вы сделали вывод?

Вывод 1 группы: при движении магнита относительно катушки, возникает ток.

Вывод 2 группы: при вдвигании и выдвигании мотка, возникает ток.

Итак, электрический ток, который получили наши исследователи будем называть индукционный. Индукция в переводе с латинского означает наведение. Индукционный, означает причину наведения. При каком условии возникает индукционный ток? Индукционный ток возникает при изменении магнитного потока. Я сейчас еще раз вам продемонстрирую возникновение индукционного тока. Как только движение магнита относительно катушки прекращается, прекращается и ток. Следовательно, ток в цепи катушки существует только во время движения магнита относительно катушки. Это явление Фарадеем было открыто 29 августа 1831 г. Трудно было Фарадею додуматься до главного, а именно: только движущийся магнит, или меняющееся во времени магнитное поле может возбудить электрический ток в катушке. Почти одновременно с Фарадеем получить электрический ток в катушке с помощью магнита пытался швейцарский физик Колладон.

Мы рассмотрели явление, которое заключается в возникновении индукционного тока в замкнутом контуре. Это и есть явление электромагнитной индукции. Откройте учебник на странице 165 и запишите это явление в тетрадь.

Итак, магнетизм превратили в электричество, а в чем же практическая значимость этого явления? По этому поводу я хочу сказать следующее. Когда Майкл Фарадей продемонстрировал им явление на заседании парижской Академии наук, ему задали вопрос: «Какая польза от вашего открытия?». М.Фарадей не растерялся и ответил: «А какая может быть польза от новорожденного?».

Этот вопрос заставил задуматься ученого и он начал работать над практическим применением этого явления. Он создал такую установку, которая явилась прообразом современных мощных генераторов электрического тока. По словам американского ученого Феймана, не прошло и 50 лет, как бесполезный новорожденный превратился в чудо-богатыря и изменил облик нашей земли. А по словам немецкого ученого Геймгольца: «Пока люди будут пользоваться благами электричества, они будут помнить имя Фарадея!»


  1. Закрепление:

  1. В чем заключается явление ЭМИ?

  2. При каком условии в катушке, замкнутой на гальванометр, возникает индукционный ток?

  3. Что происходит с током при изменении магнитного потока?

  1. Домашнее задание: § 48, упражнение 39.

  2. Рефлексия: Что вам понравилось? Что запомнилось?
























Приложение 1.

Задание группы 1:

Соберите установку по рисунку. Подведите один из полюсов магнита к катушке, наблюдайте за показаниями гальванометра в момент вдвигания, остановки, выдвигания магнита. Приближайте полюс магнита к катушке с различной скоростью, наблюдайте за показаниями гальванометра.

Ответьте на вопросы:

  • Как изменялся магнитный поток, пронизывающий контур?

  • Изменялось ли направление тока при проведении опыта во время движения магнита?

  • Когда ток был большим, маленьким, равен нулю?

  • Сделайте вывод



Задание группы 2:

Соберите установку по рисунку. Подведите один из полюсов магнита к катушке, наблюдайте за показаниями гальванометра в момент вдвигания, остановки, выдвигания магнита. Приближайте полюс магнита к катушке с различной скоростью, наблюдайте за показаниями гальванометра.

Ответьте на вопросы:

  • Как изменялся магнитный поток, пронизывающий контур?

  • Изменялось ли направление тока при проведении опыта во время движения магнита?

  • Когда ток был большим, маленьким, равен нулю?

  • Сделайте вывод





Задание группы 3:

Соберите установку по рисунку. Подключите катушку-моток к зажимам миллиамперметра. Наблюдая за показаниями миллиамперметра, подводите один из полюсов магнита к катушке, потом на несколько секунд остановите магнит, а затем вновь приближайте его к катушке, вдвигая в нее.

Ответьте на вопросы:

  • Как изменялся магнитный поток, пронизывающий контур?

  • Изменялось ли направление тока при изменении ориентации контура (вращении витка)?

  • Когда ток был большим, маленьким, равен нулю?

  • Сделайте вывод.








Приложение 2.

Кроссворд «Магнитное поле»

Вопросы:

  1. Единица измерения силы тока.

  2. Правило……….:

«Если направление поступательного движения ……. совпадает с направлением тока в проводнике, то направление вращения ручки ……. совпадает с направлением линий магнитного поля тока.

  1. Высокочувствительный прибор для измерения малых электрических токов.

  2. Магнитное поле называется ……., если во всех его точках магнитная индукция одинакова.

  3. По правилу левой руки можно определить направление …….., действующей на проводник с током.

  4. Единица магнитной индукции.

  5. КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок по теме: "Явление электромагнитной индукции"

Автор: Сутурина Вера Степановна

Дата: 03.06.2015

Номер свидетельства: 217305

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Урок физики в 11 классе по теме "Явление электромагнитной индукции" "
    ["seo_title"] => string(74) "urok-fiziki-v-11-klassie-po-tiemie-iavlieniie-eliektromaghnitnoi-induktsii"
    ["file_id"] => string(6) "152400"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420831532"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока физики по теме "Явление электромагнитной индукции" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-fiziki-po-tiemie-iavlieniie-eliektromaghnitnoi-induktsii"
    ["file_id"] => string(6) "124477"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414697258"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Модельный проект урока конгитивного типа. Тема «Явление электромагнитной индукции»"
    ["seo_title"] => string(81) "modielnyiproiekturokakonghitivnoghotipatiemaiavlieniieeliektromaghnitnoiinduktsii"
    ["file_id"] => string(6) "301754"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456985955"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "«явление электромагнитной индукции»"
    ["seo_title"] => string(35) "iavlenie_elektromagnitnoi_induktsii"
    ["file_id"] => string(6) "477442"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1536578582"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока по теме "Образование электромагнитных волн. Теория Максвелла". "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-po-tiemie-obrazovaniie-eliektromaghnitnykh-voln-tieoriia-maksviella"
    ["file_id"] => string(6) "161456"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422216454"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства