Тема урока: « Что изучает физика?».
Цели урока:
сформировать понятие о физике, физических явлениях, научном методе познания и физических терминах.
освоение учащимися различных видов учебной деятельности.
осмысленная учебная деятельность учащихся на уроке.
Задачи урока:
1. Пробудить познавательный интерес к изучаемому предмету.
2. Создать условия для осмысленной деятельности учеников в ходе различных этапов урока.
4. Развитие речи, наблюдательности, внимания.
Достижение целей урока и решение поставленных задач осуществляется через применение деятельностного подхода как средства развивающего обучения физике.
Оборудование к уроку:
Демонстрационное: электрофорная машина и султаны, соединительные провода, фотоэлемент, магнит и небольшие железные тела (скрепки, кнопки, гвоздики), электромагнит, модель электродвигателя.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте! Сегодня вы начинаете изучать новый предмет школьной программы – физику.
На доске написана тема урока в виде: «Что изучает …….?»
Ученикам предлагается восстановить пропущенное слово и узнать его правильное написание, отгадав следующие загадки (Слайды 1 и 2) (ответы учитель заносит в кроссворд на доске):
1. Этот глаз - особый глаз.
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет.
2 1 | Ф | о | т | о | а | п | п | а | р | а | т |
2 | И | в | а | | | | | | | | |
3 | З | о | н | т | | | | | | | |
4 | И | и | г | л | а | | | | | | |
5 | К | н | и | г | а | | | | | | |
6 | А | н | т | е | н | н | а | | | | |
. Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит.
3. Свернешь - клин,
Развернешь - блин.
4. Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.
5. Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
6. День и ночь стою на крыше,
Нет ушей, но все я слышу,
Вдаль гляжу, хотя без глаз,
На экране мой рассказ.
Таким образом, формулируется тема урока и затем сообщаются его цели. (Слайд 3)
2.Новый материал.
Человек с самого рождения до конца своих дней, познает мир, в котором он живет.
Но прежде, чем говорить о новом предмете, давайте посмотрим, какие же основные правила работы с учебником и тетрадью вам придется соблюдать на уроках физики (Слайды 4,5)
Что же означает само слово «физика». Название пришло к нам из греческого языка. «Фюзис» в переводе с греческого – природа. (Слайд 6)
Таким образом, можно сделать вывод, что физика – наука о природе. (Слайд 7)
Запишите это в рабочую тетрадь. (Слайд 8)
Так эту науку назвал еще в 4 в. до н.э. древнегреческий учёный Аристотель. Представляете, какая это древняя наука. В русский язык слово «физика» ввёл в 18 веке наш учёный М.В.Ломоносов и он же издал первый учебник физики. Физика – наука о наиболее общих закономерностях, определяю-щих строение и развитие окружающего мира - это более полное определение. (Слайд 9)
Что мы называем природой? Природа-все, что нас окружает (делают запись в тетради).
Физика является одной из древнейших наук, которая позволяет познать силы природы и поставить их на службу человеку, дает возможность понять современную технику и развивать её дальше. Физика - это наука о природе и тех изменениях, которые в ней происходят.
Изменения, которые происходят в природе, называют физическими явлениями. Вот некоторые из них:
(Слайд 10)
Опыты: давайте пронаблюдаем некоторые явления ( камертон, зарядка султана, колебания груза на пружине, растворение марганцовки в воде)
Но не только физика является наукой, изучающей природу. (Слайд 11)
Перечислите другие науки о природе, которые вам известны. (Слайд 12)
Все эти науки объединены в одну группу – естествознание. Физика является основой естествознания, потому что изучает основные законы природы, которые используют остальные науки естествознания. (Слайд 13)
Чем же отличаются науки естествознания друг от друга? Все они изучают явления природы. (Слайд 14)
Химия изучает химические явления; биология – биологические; география – географические; астрономия – астрономические; физика – физические. Итак, отличаются они предметом изучения.
Примеры (Слайд 15):
География изучает климат, а физика объясняет причину возникновения именно таких климатических условий, зарождение циклонов и т.д.
Биология изучает растения и животный мир, физика объясняет, к примеру, как вода из почвы поступает к веткам, листьям деревьев (капилляры), и почему окунь и камбала имеют разное строение скелета.
Астрономия изучает звезды, Солнце, планеты, а физика объясняет, почему планеты движутся вокруг Солнца, а не улетают от него и т. д.
На нашей планете часто случаются природные катастрофы, которые называют катаклизмами. Они приносят разрушения и человеческие жертвы, влияют на формирование рельефа планеты. Раньше эти явления вызывали у людей суеверный страх. Сейчас во многих случаях научились предсказывать грозные явления природы, этим занимаются геодезия, метеорология, сейсмология. Но лишь физика может описать и объяснить причину их возникновения.
Физика является одной из древнейших наук, которая позволяет познать силы природы и поставить их на службу человеку, дает возможность понять современную технику и развивать её дальше. Физика - это наука о природе и тех изменениях, которые в ней происходят.
Давайте выясним, какие явления относятся к физическим? (Слайд 16) Запишите в тетради: Физические явления. Это явления непосредственно связанные с органами чувств человека, которые позволяют нам получать информацию обо всем, что нас окружает. В природе все находится в постоянном движении. Физические явления, связанные с движением называются механическими. Наши органы зрения – глаза.
Мы слышим разные звуки. Назовите звуковые явления. Мы чувствуем тепло, холод. (тепловые явления)
Итак, давайте запишем группы физ. явлений в тетрадь (Слайд 17)
Группа механических явлений отвечает на такие вопросы: Почему и как тела движутся? Почему летают самолеты и ракеты? Почему плавают рыбы, люди, корабли? И почему тонут? Почему все тела падают на Землю? (Слайд 18)
Тепловые: Нагревание. Охлаждение. Отвердевание. Испарение. Кипение. Плавление. (Слайд 19)
Оптические: Отражение света. Преломление света. Тень и полутень. Состав света. Глаз, зрение, очки
Фотоаппарат, бинокль. Телескоп. Радуга. Распространение света (Слайд 20)
Звуковые: Как мы слышим? Как распространяется звук? Как общаются дельфины? Как устроен рояль? и т.п. (Слайд 21)
Электрические: Что такое электрический ток? Как ток идет по проводам? Что такое короткое замыкание? Как возникает молния? Как светятся рекламные лампы? Как работают электрические приборы? (Слайд 22)
Магнитные: Как взаимодействуют магниты? Почему магнит притягивает железо? Как устроен компас?
Как возникает «северное сияние»? Как устроен электродвигатель (Слайд 23)
Обратите внимание на то, что все явления связаны между собой. Например, световые и тепловые (лампа).
Физминутка
Физика позволяет выводить общие законы на основании изучения простых явлений. Установив фундаментальные законы природы, человек использует их в процессе своей жизнедеятельности. В этом и состоит основная задача физики: открыть законы, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе, найти связь и причины явлений. (Слайд 24)
А сейчас у меня к вам более сложное задание – я буду задавать вам вопросы, а вы попробуете на них ответить. (Слайд 25) (рассматриваются вопросы, приведенные на слайде)
И вот теперь самый главный вопрос, ответ на который я хочу услышать. Вы еще только начинаете знакомиться с физикой! Откуда же вы знаете ответы на мои вопросы???
( здесь можно спросить индивидуально кого-то из ребят, а можно адресовать вопрос классу и слушать ответы сразу нескольких учеников, чтобы потом их подытожить)
видели много раз, как это происходит
сами пробовали так делать, и поэтому знаем
Какие вы молодцы!!! Сейчас, сами о том не подозревая, вы назвали источники физических знаний!!!
(Слайд 26) ( работа со слайдом, рассматриваются примеры наблюдений, опытов, чтобы было понятно, в чем их отличие).
Итак, подытожим: как же ученые изучают физ. явления? (Слайд 27). Это наблюдения и опыты.
Вот лишь некоторые физики, которые внесли немалый вклад в физику (Слайды 28,29)
Естественно, ребята, что порой опыты бывают настолько сложны, что для их проведения требуется не один год, очень много приборов и оборудования, но ученых эти трудности никогда не останавливали. Известны случаи, когда путь от идеи до открытия закона занимал не один год, а десятилетие!!! Физика - наука, которая постоянно развивается, открываются новые законы, изучаются новые явления, и все это поставлено на службу человеку!!! Возможно, кому – то из вас тоже предстоит сделать свое открытие, или сформулировать новый закон!!! Дерзайте!!! Все в ваших руках!!!
3. Закрепление изученного материала. Проверка умения применять полученные знания. (Слайды 30)
1) А теперь давайте проверим, как вы усвоили материал. Сейчас перед вами будут появляться явления, а вы должны определить, к какой группе они относятся (Слайды 31-42)
2) Пословицы и поговорки – это народная мудрость. Во многих из них мы можем узнать физические явления. Попробуйте узнать, о каких физических явлениях говорится в пословицах, приведенных на доске. (Слайд 43)
3) Вы случайно спрятали в карман шоколадку, и она там растаяла. Можно ли случившееся назвать явлением? (Слайд 44) (Да.)
4) Вам во сне явился добрый волшебник, подарил много мороженого, и Вы угостили им всех своих друзей. Жаль только, что это был сон. Можно ли считать появление доброго волшебника физическим явлением? (Слайд 45) (Нет.)
5) Коля ловил девчонок, окунал их в лужу и старательно измерял глубину погружения каждой девочки. Толя только стоял рядышком и смотрел, как девчонки барахтаются. Чем отличаются Колины действия от Толиных, и как такие действия называют физики? (Слайд 46) (И физики и другие ученые назовут действия хулиганством. Но с точки зрения бесстрастной науки Толя производил наблюдения, а Коля ставил опыты).
6) Ответьте на вопросы:
Что изучает физика?
Что называют «физическим явлением»?
Какие физические явления вам известны?
Приведите примеры физических явлений, к какой группе они относятся? (Слайд 47)
4. Рефлексия.
Анкета.
1. Достаточно ли тебе было твоего жизненного опыта, чтобы отвечать на вопросы учителя? Почему?
2. Я не знал, что …..
3. Я бы хотел научиться …..
5. Домашнее задание: введение, § 1, вопросы, найти описание явлений природы в художественной литературе, сказках. Пословицы и поговорки о явлениях природы. (Слайд 48)
6. Дополнительно.
1) Подумай! Если выпустить из рук тяжелый предмет, то… Если цветок не поливать, то… Если сверкнула молния, то…(Слайд 49)
2)Физические явления – это изменения, которые
А) мы можем видеть
Б) происходят по желанию человека
В) происходят в природе (Слайд 50)
3) Загадки (Слайд 46)
7. Демонстрация опытов: «Фокусы, которые вы легко сможете объяснить, изучая физику».
1. «Неразваливающаяся картошка». На столе перед учащимися разрезать картофелину, затем соединить обе половинки, они будут держаться. – Почему они “слипаются”, вы сможете объяснить с точки зрения физики уже в 3 четверти.
2. «Невесомая вода». Стакан с водой плотно накрыть листом бумаги и быстро перевернуть его дном вверх. Вода не выльется из стакана.
3. У меня в руках 2 яйца. Одно уже сварено, другое – нет. Как определить, где какое яйцо? Конечно, можно их разбить и проверить! А если не разбивая? (Нужно их вращать. Вареное яйцо будет вращаться быстрее. Провести проверку, очистив вареное яйцо.)
4. «Удивительное яйцо». У меня пустая бутылка. Можно ли в эту бутылку поместить очищенное сваренное вкрутую куриное яйцо, чтобы оно осталось целым? (Зажечь бумагу и бросить её в бутылку. Поставить на горлышко яйцо. Огонь погаснет, яйцо провалится в бутылку.)
5