Тема: Равномерное движение по окружности
Цель урока:
Познавательная: введение понятий «равномерное движение по окружности», «период», расширение знаний о механическом движении, углубление понятий «скорость», «ускорение», знакомство с установкой для проведения эксперимента.
Развивающая: формирование умения анализировать, сравнивать, делать вывод, проводить наблюдения, переносить знания в новую ситуацию, выдвигать гипотезу.
Воспитательная: развитие познавательных и творческих способностей, воспитание активности, наблюдательности, познавательного интереса, тактичности, уяснение важности и практической значимости темы.
Оборудование: центробежная машина, фанерный диск, сосуд с подкрашенной водой, глобус, модель солнечной системы, груз, подвешенный на нити длиной 0,5 метров.
Ход урока:
- Процесс актуализации прежних знаний. Для успешного изучения темы «Движение по окружности» нам необходимо вспомнить некоторые уже известные понятия. Решим кроссворд:
- Изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени.
- Линия, вдоль которой движется тело.
- Траектория прямолинейного движения.
- Длина траектории.
- Расстояние, пройденное за единицу времени.
- Изменение скорости за единицу времени.
- Процесс формирования новых понятий.
Рассмотрим формирование новых понятий.
- Привести примеры движения тел по окружности.
- Демонстрация эксперимента: отмечаем точку на глобусе и вращаем его вокруг оси (суточное вращение Земли). Траектория - окружность. Все тела по поверхности Земли движутся по концентрическим окружностям. Скорость движения каждой точки постоянна по модулю.
- Выводим понятие периода T=L/?, T=2Rπ/?, ?=2Rπ/T
- Демонстрация эксперимента: движение планет вокруг Солнца (использовать модель солнечной системы). Выдвигаем гипотезу: период и скорость зависят от радиуса окружности.
- Проводим исследование (вращение груза на нити по окружности различного радиуса - проделывается две серии опытов, с R1 и R2 , результаты измерений записываются в таблицу). Учащиеся в тетрадях записывают данные эксперимента, делают вывод.
Окружность радиусом R1
Окружность радиусом R2
- ,c
- ,м/с
?, м/с
- Скорость величина векторная, модуль остаётся постоянным, а что можно сказать о направлении скорости?
Учащиеся выдвигают гипотезу: так как траектория- кривая линия, то и направление скорости должно меняться. Проверяем утверждение с помощью эксперимента: вращение диска с помощью центробежной машины (демонстрационный эксперимент).
Вывод:
- Направление скорости меняется.
- В каждой точке скорость направлена по касательной к окружности. Примеры, подтверждающие справедливость утверждений.
Равномерное движение по окружности - ускоренное (учащиеся перерисовывают рисунок в тетрадь)- модуль скорости не меняется, но изменяется направление. При равномерном движении точки по окружности радиусом R с постоянной по модулю скоростью ? модуль ускорения а=?2/R. Вектор ускорения ? направлен по радиусу к центру окружности.
?1
?2
Решить задачи:
- Период вращения вентилятора 0,05с., радиус 10 см. чему равна скорость вращения?
- Диаметр лопасти винта вертолёта Ми-8 21,3м. период вращения 0,17с. Определить скорость вращения конца лопасти винта.
- Проверка степени усвоения материла (работа с тестами)
1 вариант
2 вариант
- Какой вид имеет траектория движения конца минутной стрелки относительно поверхности циферблата?
А.-точка Б.-окружность С.-прямая
1. какой вид имеет траектория движения Луны вокруг Земли?
А.- прямая Б.- точка С.- окружность
- Скорость тела, движущегося по окружности можно вычислить по формуле:
А.?=2πRT B. ?=2Rπ/T C.?=2π/RT
2.Период движения тела по окружности можно вычислить по формуле:
A.T=2πR? B.T=2πR/? C.T=?/2πR
3.Направление скорости при равномерном движении показывает вектор: А-1, В-2, С-3
2
1
- Направление ускорения при движении тела по окружности показывает вектор: А-1,В-2,С-3
- Скорость движения тела по окружности: А- меняется по направлению, В- не меняется по направлению, С- не имеет направления.
4.Скорость при движении тела по окружности: А- меняется по направлению, В- не меняется по направлению, С- не имеет направления.
Домашнее задание: п.18,19 упр.18 № 1,2,5