Открытый урок по физике
в 8 классе
тема: «Плоское зеркало»
Цели урока: (слайд 2)
- Обучающая: формирование у учащихся знанийоплоском зеркале и егоприменении.
- Развивающая: продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами, их вызвавшими, выдвигать гипотезы, их обосновывать и проверять достоверность.
- Воспитывающая: продолжить формирование познавательного интереса к предмету «физика».
Дидактический тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: интерактивная беседа с элементами ЦОР Казахстана.
Оборудование:
- Зеркала, игрушка, пластилин, линейка, лист бумаги, карандаш.
- компьютер
- презентация e-loring.kz демонстрация опыта зеркала
ЦОР http://www.schooltests.ru/new_08/49_zerkalo.html - тест плоское зеркало
План урока
- Организационно – мотивационный настрой(слайд 2 ).
- Активизация мыслительной деятельности(слайд 3).
- Фронтальный опрос (слайд3-6 ).
- Написание синквейна – зеркала(слайд 7).
- Изучение нового материала (слайд 8-16).
- Научный эксперимент.
- Построение изображения светящейся точки в плоском зеркале.
- Решение задач.(слайд 17-20)
- Игра Домино (слайд 21)приложение № 1.
- Домашнее задание (слайд 22).
- Закрепление, подведение итогов(слайд 23).
- Рефлексия (слайд 24).
- Дополнительные материалы.
Ход урока.
- Организационно - мотивационныйнастрой.(слайд 2 )
- Готовность учеников к уроку
- Можно ли создать прибор для наблюдения из-за укрытия, не обнаруживая себя?
- Фронтальный опрос слайд 5-10 (5мин) 11.20 – закончить(слайд3-6 )
Задание 1.(каждый ученик имеет плоское зеркало на рабочем месте)
Положите на парту плоское зеркало. Посмотрите на свое изображение в зеркале. Как оно образовалось? Почему не возникает такого же изображения на поверхности парты?
Вопрос 1.
Практически все поверхности отражают свет. Какие бывают виды отражения? Что же общее в этих двух видах отражения?
Вопрос 2.
Подумайте и скажите, благодаря какому отражению мы с вами видим окружающие тела?
Вопрос 3.
Назовите основные лучи и линии, применяемые для графического изображения отражения света.
Вопрос 4.
Сформулируйте законы отражения света.
- Падающий луч, отраженный луч и перпендикуляр, проведенный в точку падения луча, лежат в одной плоскости;
- Угол падения равен углу отражения, т.е. Ðα = Ðβ
Вопрос 5.
В каком случае угол падения светового луча на зеркало меньше? Обоснуйте свой ответ.
Ответ. В случаеБ
Задачи(устно)
- Угол падения равен 300.Чему равен угол отражения?
- Угол падения увеличили на 100. Как изменился угол между падающим и преломленным лучами?
- В ясный солнечный зимний день деревья дают на снегу четкие тени, а в пасмурный день теней нет. Почему?
- Почему одни обои кажутся светлыми, а другие при том же освещении более темными?
Написание синквейна – зеркала (слайд 7) 4 мин.
- В первой строке записывается одно слово- существительное. Это и есть тема синквейна.
- Во второй строке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
- В третьей строке записываются три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме синквейна.
- В четвертой строке размещается фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темой.
- Пятая строка – это резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение к ней.
Физический эксперимент слайд 8 – 9(11.30)
1. Физический эксперимент (работа в группах).
Изучение свойств плоского зеркала.
Приборы и материалы: два зеркала, транспортир, небольшая игрушка, пластилин.
Ход работы.
1. Закрепите с помощью пластилина оба зеркала на столе так, чтобы они располагались отражающей стороной друг к другу и находились под углом 90 градусов.
2. Поместите игрушку между этими зеркалами и, глядя в одно из них, посчитайте количество ее отражений. Сколько отражений будет в другом зеркале. Будет ли отражение одинаковым в обоих зеркалах, или одно из них покажет игрушку немного ближе? Почему?
2.Физический эксперимент (работа в группах).
Изучение свойств плоского зеркала.
Приборы и материалы: два зеркала, небольшая игрушка, пластилин, линейка.
Ход работы.
1. Закрепите с помощью пластилина оба зеркала на столе так, чтобы они располагались отражающей стороной друг к другу и находились параллельно на расстоянии 15 см друг от друга
2. Поместите игрушку между этими зеркалами и, глядя в одно из них, посчитайте количество ее отражений. Сколько отражений будет в другом зеркале. Будет ли отражение одинаковым в обоих зеркалах, или одно из них покажет игрушку немного ближе? Почему?
3. Измените расстояние между ними до 20 см, 30 см, 50 см. Посчитайте количество отражений в зеркалах.
- Изучение нового материала(слайд 10- 16).(11.40)
Плоское зеркало.
Плоским зеркалом называется предмет (плоская поверхность,), способный зеркально отражать падающие на него лучи света.
В обычном понимании зеркало представляет собой плоское стекло, на одну сторону которого нанесено специальное покрытие, содержащее серебро. В остальном же, зеркалом может считаться любой предмет, имеющий гладкую плоскую поверхность.
План построения изображения в плоском зеркале
- Провести линию через точку-источник перпендикулярно плоскости зеркала;
- Измерить расстояние от точки-источника до плоскости зеркала;
- Отложить такое же расстояние с другой стороны зеркала (это и будет точка - изображение);
- Проделать то же самое с каждой точкой, если таких точек несколько.
Характеристика изображения предмета в плоском зеркале
Изображение в плоском зеркале:
- Мнимое – т.е. находится на пересечении продолжений лучей, а не самих лучей;
- Прямое – т.е. не перевернутое;
Равное.
Основным свойством зеркала является формирование мнимых изображений предметов.
Мнимых, потому что этих предметов нет там где мы их видим. (Когда вы стоите перед зеркалом, то с другой его стороны вас нет).
Решение задач (слайд17). (11.50)
Если Ихтиандр плыл со скоростью 5 м/с относительно зеркала, то с какой скоростью перемещалось его изображение относительно зеркала?
Ответ. 5 м/с
Упражнение 28 стр. 205
При решении задач из учебника упражнение 28 номера 4 и 5, показываем практическое применение плоских зеркал.
Задача № 1(слайд 18-20)
Высота солнца над горизонтом. Под каким углом к горизонту следует расположить зеркало, чтобы осветить «зайчиком» дно глубокого колодца?
Решение задачи
Зеркало нужно расположить так, чтобы отраженный от него луч пошел вертикально вниз (рис. 24).
Рис. 13. Схема расположения луча и его отражения
Запишем закон отражения света, из которого получим, что поскольку угол падения равен углу отражения (рис. 25), то:
Рис. 14. Угол падения и угол отражения луча
Задача решена.
Игра Домино (слайд 21)приложение № 1.
Домашнее задание: (слайд26).
§ 64 - 65, упр.28 (2,3).
Закрепление, подведение итогов(слайд 27).
1.Что такое плоское зеркало?
Ответ: Плоская поверхность, зеркально отражающая свет.
2. Почему изображение точки в плоском зеркале называется мнимым?
Ответ: Потому что изображение получается в результате пересечения, не реальных световых лучей, а их воображаемых продолжений.
3. Какие особенности имеет изображение в плоском зеркале?
Ответ: Изображение находится на том же расстоянии, что и предмет перед зеркалом; размеры изображения равны размерам предмета; «право» и «лево» меняются местами.
Рефлексия (слайд 28).
Дополнительный материал: История зеркала теряется в глубине вековприложение № 2.
приложение № 1.
приложение № 2.