kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Плоское зеркало. Сферические зеркала" Урок физики 11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Плоское зеркало. Сферические зеркала.

Цели: раскрыть учащимся особенности зеркального и диффузного от­ражения света.

Задачи:

  1. - обучающие: научить применять законы отражения для построения изо­бражения в плоском зеркале;
  2. - развивающие: развивать абстрактное мышление, память, внимание, самостоятельность, навыки построения изображений в плоском зеркале методом симметрии.
  3. - воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения, воспитывать дисциплинированность, аккуратность, коммуникабельность.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация, плоское зеркало, свеча

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Плоское зеркало. Сферические зеркала" Урок физики 11 класс»

Дата: ________

Класс: 11

Предмет: физика

Тема урока: Плоское зеркало. Сферические зеркала.

Цели: раскрыть учащимся особенности зеркального и диффузного от­ражения света.

Задачи:

  1. - обучающие: научить применять законы отражения для построения изо­бражения в плоском зеркале;

  2. - развивающие: развивать абстрактное мышление, память, внимание, самостоятельность, навыки построения изображений в плоском зеркале методом симметрии.

  3. - воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения, воспитывать дисциплинированность, аккуратность, коммуникабельность.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация, плоское зеркало, свеча

Ход урока

  1. Организационный момент

Сегодняшний урок мне бы хотелось начать строчками из очень известного произведения:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи, под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подлюбны.

(В.А. Жуковский, баллада «Светлана»).


Как вы думаете, к чему данные строки? О чем сегодня будет наш урок? Давайте попробуем предугадать ход наших мыслей?

Важностью этого предмета для человека обусловлено внимание к нему писателей, поэтов, художников, кинематографистов и даже телеобозревателей. Примерами тому могут служить произведения, в которых фигурирует зеркало, такие, как "Белоснежка..." Ш. Перро, "Сказка о спящей царевне..." А. Пушкина, басня "Зеркало и обезьяна" И. С. Крылова, одноименные кинофильм А. Тарковского и телепередача Н. Сванидзе.

Зеркало - это необходимый предмет быта, позволяющий человеку взглянуть на себя со стороны. Зеркало - это также не очень сложный, но очень важный оптический прибор-инструмент.

    У каждого из нас есть в доме зеркало. Проходя мимо него, мы не задумываемся о том, что это не просто предмет быта, а еще и целая оптическая система, способная образовывать оптические изображения, отражая световые лучи.

Использование методов геометрической оптики, позволяют нам изучить условия формирования оптического изображения объекта как совокупности изображений его отдельных точек и объяснить многие явления, связанные с отражением световых лучей.

Геометрическая оптика дает ответ на вопрос, как грамотно и точно построить оптическую систему для того, чтобы каждая точка объекта изображалась также в виде точки при сохранении геометрического подобия изображения объекту.

Некоторые сведения о зеркалах и построении ими изображений были изучены в курсе физики 8 класса. Но это касалось только части свойств зеркал. В оптических приборах часто используют не только плоские, но и сферические зеркала. Поэтому достаточно важно выявить свойства и закономерности сферических зеркал, а в этом нам помогут знания, полученные нами на предыдущих уроках при рассмотрении законов геометрической оптики.

II.Актуализация базовых знаний

Опрос домашнего задания по вопросам:

  1. Геометрическая оптика – это…

  2. В геометрической оптике существуют четыре основных закона. Какие?

  3. С какими явлениями природы мы сталкиваемся в жизни, наблюдая прямолинейное распространение света? (тень, миражи, солнечное и лунное затмения).

  4. Объясните данные явления.

Работа по карточкам:

Карточка 1

1.  Покажите на чертеже углы падения и отражения света, Сформули­руйте закон отражения света.

2.  Чему равен угол падения луча на плоское зеркало, если угол между падающим лучом и отраженным равен 60°?

Карточка 2

1.  При каком угле падения угол между падающим лучом и отраженным равен 60°?

2.   Угол между падающим лучом и плоским зеркалом равен углу между падающим лучом и отраженным. Чему равен угол падения?

III. Изучение нового материала (самостоятельно)

План изложения нового материала (презентация):

1. Плоское зеркало.

2. Изображение предмета в плоском зеркале.

3. Нахождение области видения предмета в плоском и сферическом зеркале.

1.  Зеркально отражающую поверхность называют плоским зеркалом,

если падающий на нее пучок параллельных лучей после отражения остает­ся параллельным.

Все зеркала можно отнести к приборам, которые изменяют направление распространения или конфигурацию светового пучка (рекомендуется обра­тить внимание учащихся на тот факт, что падающий пучок света имеет вершину - светящуюся точку, из которой исходят лучи света, а отражен­ный пучок такой вершины не имеет).

2. Точки, в которых пересекаются световые лучи (или их продолжения), исходящие из точечного источника света, называются   изображениями этого источника света.

Изображение S - мнимое изо­бражение. Термин «мни­мое» выражает тот факт, что там, где мы видим это изображение, пучки света на самом деле не схо­дятся, и лишь свойство нашего гла­за собирать на сетчатке расходя­щиеся пучки света дает ощущение видимости «мнимой» светящейся точки. Световая энергия в эту точку не поступает.

Легко доказать, что точки S и S, симметричны.

Следует подчеркнуть, что:

В плоском зеркале изображение предмета - мнимое, прямое, равное по размеру предмету - находится на таком же расстоянии от зеркала за ним, как и сам предмет перед зеркалом.

При этом «правое» преобразуется в «левое» и наоборот, а «верх» и «низ» не меняются местами.

В заключение урока необходимо научить ребят строить изображение точки и предмета в плоском зеркале и находить область видения предмета в плоском зеркале.

IV.Решение задач

Задача 1

Человек приближается к зеркалу со скоростью 0,5 м/с. С какой скоро­стью он приближается к своему изображению?

Задача 2

Существует ли в зеркале ваше изображение, если вы сами не видите се­бя в зеркале? Если да, то как можно в этом убедиться?

Задача 3

На столе лежит зеркало. Как изменится изображение люстры в этом зеркале, если закрыть половину зеркала? Как изменится область, из которой можно уви­деть изображение люстры?

V. Домашнее задание

Стр. 149-155

VI. Подведение итога урока




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Плоское зеркало. Сферические зеркала" Урок физики 11 класс

Автор: Утемисова Шолпан Алтаевна

Дата: 25.11.2015

Номер свидетельства: 258210

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Урок физики. Плоское зеркало"
    ["seo_title"] => string(26) "urokfizikiploskoiezierkalo"
    ["file_id"] => string(6) "317774"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460447642"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ "
    ["seo_title"] => string(21) "vielikiie-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "137827"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417438812"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства