Просмотр содержимого документа
«"Плоское зеркало. Сферические зеркала" Урок физики 11 класс»
Дата: ________
Класс: 11
Предмет: физика
Тема урока: Плоское зеркало. Сферические зеркала.
Цели:раскрыть учащимся особенности зеркального и диффузного отражения света.
Задачи:
- обучающие: научить применять законы отражения для построения изображения в плоском зеркале;
- развивающие: развивать абстрактное мышление, память, внимание, самостоятельность, навыки построения изображений в плоском зеркале методом симметрии.
- воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения, воспитывать дисциплинированность, аккуратность, коммуникабельность.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: презентация, плоское зеркало, свеча
Ход урока
Организационный момент
Сегодняшний урок мне бы хотелось начать строчками из очень известного произведения:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи, под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подлюбны.
(В.А. Жуковский, баллада «Светлана»).
Как вы думаете, к чему данные строки? О чем сегодня будет наш урок? Давайте попробуем предугадать ход наших мыслей?
Важностью этого предмета для человека обусловлено внимание к нему писателей, поэтов, художников, кинематографистов и даже телеобозревателей. Примерами тому могут служить произведения, в которых фигурирует зеркало, такие, как "Белоснежка..." Ш. Перро, "Сказка о спящей царевне..." А. Пушкина, басня "Зеркало и обезьяна" И. С. Крылова, одноименные кинофильм А. Тарковского и телепередача Н. Сванидзе.
Зеркало - это необходимый предмет быта, позволяющий человеку взглянуть на себя со стороны. Зеркало - это также не очень сложный, но очень важный оптический прибор-инструмент.
У каждого из нас есть в доме зеркало. Проходя мимо него, мы не задумываемся о том, что это не просто предмет быта, а еще и целая оптическая система, способная образовывать оптические изображения, отражая световые лучи.
Использование методов геометрической оптики, позволяют нам изучить условия формирования оптического изображения объекта как совокупности изображений его отдельных точек и объяснить многие явления, связанные с отражением световых лучей.
Геометрическая оптика дает ответ на вопрос, как грамотно и точно построить оптическую систему для того, чтобы каждая точка объекта изображалась также в виде точки при сохранении геометрического подобия изображения объекту.
Некоторые сведения о зеркалах и построении ими изображений были изучены в курсе физики 8 класса. Но это касалось только части свойств зеркал. В оптических приборах часто используют не только плоские, но и сферические зеркала. Поэтому достаточно важно выявить свойства и закономерности сферических зеркал, а в этом нам помогут знания, полученные нами на предыдущих уроках при рассмотрении законов геометрической оптики.
II.Актуализация базовых знаний
Опрос домашнего задания по вопросам:
Геометрическая оптика – это…
В геометрической оптике существуют четыре основных закона. Какие?
С какими явлениями природы мы сталкиваемся в жизни, наблюдая прямолинейное распространение света? (тень, миражи, солнечное и лунное затмения).
Объясните данные явления.
Работа по карточкам:
Карточка 1
1. Покажите на чертеже углы падения и отражения света, Сформулируйте закон отражения света.
2. Чему равен угол падения луча на плоское зеркало, если угол между падающим лучом и отраженным равен 60°?
Карточка 2
1. При каком угле падения угол между падающим лучом и отраженным равен 60°?
2. Угол между падающим лучом и плоским зеркалом равен углу между падающим лучом и отраженным. Чему равен угол падения?
III. Изучение нового материала (самостоятельно)
План изложения нового материала (презентация):
1. Плоское зеркало.
2. Изображение предмета в плоском зеркале.
3. Нахождение области видения предмета в плоском и сферическом зеркале.
1. Зеркально отражающую поверхность называют плоским зеркалом,
если падающий на нее пучок параллельных лучей после отражения остается параллельным.
Все зеркала можно отнести к приборам, которые изменяют направление распространения или конфигурацию светового пучка (рекомендуется обратить внимание учащихся на тот факт, что падающий пучок света имеет вершину - светящуюся точку, из которой исходят лучи света, а отраженный пучок такой вершины не имеет).
2. Точки, в которых пересекаются световые лучи (или их продолжения), исходящие из точечного источника света, называются изображениями этого источника света.
Изображение S - мнимое изображение. Термин «мнимое» выражает тот факт, что там, где мы видим это изображение, пучки света на самом деле не сходятся, и лишь свойство нашего глаза собирать на сетчатке расходящиеся пучки света дает ощущение видимости «мнимой» светящейся точки. Световая энергия в эту точку не поступает.
Легко доказать, что точки Sи S, симметричны.
Следует подчеркнуть, что:
В плоском зеркале изображение предмета - мнимое, прямое, равное по размеру предмету - находится на таком же расстоянии от зеркала за ним, как и сам предмет перед зеркалом.
При этом «правое» преобразуется в «левое» и наоборот, а «верх» и «низ» не меняются местами.
В заключение урока необходимо научить ребят строить изображение точки и предмета в плоском зеркале и находить область видения предмета в плоском зеркале.
IV.Решение задач
Задача 1
Человек приближается к зеркалу со скоростью 0,5 м/с. С какой скоростью он приближается к своему изображению?
Задача 2
Существует ли в зеркале ваше изображение, если вы сами не видите себя в зеркале? Если да, то как можно в этом убедиться?
Задача 3
На столе лежит зеркало. Как изменится изображение люстры в этом зеркале, если закрыть половину зеркала? Как изменится область, из которой можно увидеть изображение люстры?