1. Организационный момент. | Приветствует, проверяет готовность к уроку, осуществляет мотивацию учебной работы обучающихся, сообщает цель урока и план работы. | Приветствуют учителя, знакомятся с раздаточным материалом на столах, отвечают на вопрос учителя.. | Регулятивные: создать у обучающихся рабочий настрой и обеспечить деловую обстановку на уроке. |
2. Актуализация имеющихся ранее знаний. | Мотивирует, сообщает цель и задачи урока. По преданию, восклицание “Эврика!”, ставшее крылатым, подарил человечеству величайший Архимед. Восклицание, выражающее радость, удовлетворение при найденном решении, при возникновении удачной мысли. Слайд 1 Задаёт вопросы на знание биографии, закона Архимеда, формул и физических величин. Вопросы: Кто такой Архимед? Как формулируется закон Архимеда? Какова формула Архимеда? Какие величины входят в закон Архимеда? Слайд 2, 3 Тема нашего урока “Нам поможет Архимед!” Эпиграф: “Без сомнения, все наши знания начинаются с опыта” Эммануил Кант Слайд 4 | Участвуют в постановке цели, обсуждают план урока Отвечают на вопросы. | Личностные:формировать мотивацию к учению. Познавательные:отвечать на простые вопросы учителя. Коммуникативные:участвовать в диалоге на уроке, слушать и понимать речь других. |
3. Защита домашнего экспериментального задания (защита проекта). | Проверяет выполнение домашнего задания, оценивает качество выполнения презентации, самодельных приборов. “Физику хорошо знает тот школьник, который самостоятельно ставит опыты, еще лучше ее знает тот, кто сам делает приборы для этих опытов”. (П.Л. Капица) Слайд 5 Как же помог Архимед выполнить вам домашнее задание ? Конструкторское задание: “Мой прибор по физике: ареометр” | Представляют с помощью презентаций теорию своей исследовательской темы, демонстрируют самодельные ареометры. Слушают, наблюдают, анализируют теоретический материал. Презентация 2 - одна из презентаций, которую приготовили обучающиеся. “Мой прибор по физике: ареометр” | Регулятивные:определять цель выполнения задания, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний, моделирование. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. |
4. Решение качественной задачи. | Задача-легенда: “ Однажды царь приказал Архимеду установить, сколько потребуется золота, чтобы оно по массе равнялось бы массе слона. Но таких весов, чтобы взвесить этот громадный груз, нигде не оказалось. Интересно, каким же способом – довольно простым – Архимед решил эту задачу?” Слайд 6 Комментирует деятельность учащихся. Объясняет и контролирует решение задачи. | Предлагают способы решения задачи. Архимед построил плот и на него поставил слона. Отметил уровень погружения плота со слоном. Затем убрал слона и загрузил на плот золото до уровня погружения плота со слоном. | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Логические: самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера. Общеучебные:моделирование. |
5. Решение экспериментальных задач (работа в группах). | Формулирует цель данного этапа, мотивирует деятельность обучающихся по решению экспериментальных задач разного уровня сложности, объясняет выбор типа задач, проверяет правильность решения и оформления задач. Перед выполнением экспериментов в группах обучающиеся повторяют ТБ. Слайд 8 Задание 1:“Определить плотность пластилина несколькими способами”. Задание 2: “Определить плотность ученической линейки из дерева” Задание 3:“Определить максимальный груз, который может выдержать плот” Слайд 7, 9 | Самостоятельно решают экспериментальные задачи в тетрадях, оценивают свои знания и сверяют свои решения. Задание 1:Оборудование: пластилин разной формы, мензурка, стакан с водой, линейка ученическая, отливной стакан, весы электронные, динамометр. Решение: 1. Подвешивают пластилин неправильной формы к динамометру и измеряют вес в воздухе и в воде. Определяют Архимедову силу, действующую на пластилин. Из формулы: FА = gж V п.ч.т. Определяют объём пластилина. Массу пластилина определяют из формулы: P = m g Далее по формуле: = m:g 2. С помощью отливного сосуда определяют объём пластилина неправильной формы. Определяют массу пластилина с помощью электронных весов или динамометра. Далее определяют плотность. Задание 2. Оборудование: деревянная ученическая линейка, стакан с водой, мензурка. Решение: линейку опускают в измерительный цилиндр, замеряют глубину погружения в воду части линейки. Т.к. сила Архимеда, действующая на линейку, равна весу линейки в воздухе, то: L- длина всей линейки l – длина погруженной части линейки в воду. Задание 3. Оборудование: самодельный плот из пенопласта, аквариум с водой, ученическая линейка. Решение: с помощью линейки измеряют размеры и определяют объём плота. Он равен максимальному объёму жидкости, которую может вытеснить плот вместе с максимальным грузом. Определяется вес воды в объёме равном всему объёму плота. Он и равен максимальному весу груза, который может выдержать плот. | Познавательные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Логические: установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие. Регулятивные: планирование; составление плана и последовательности действий; прогнозирование. |
6. Подведение итогов урока. Рефлексия. | Подводит итоги урока, организует самооценку учениками собственной учебной деятельности, кто из учащихся особенно старался, что нового узнали школьники на уроке, как работал класс. | Выступают с решениями, обосновывают свой выбор способа решения задач. Анализирую свою деятельность, оценивают степень освоения материала. Определяют свой рейтинг в общей массе класса. Внутренне ставят себе отметку. | Регулятивные: оценка деятельности. Личностные: степень правдивости при рефлексии. |