Пушкин А.С. "Сказка о царевне и семи богатырях"
Получите лучшие проекты для работы учителя
Пушкин А.С. "Сказка о царевне и семи богатырях"
Автор: Монастырская Валентина Николаевна, Размер: 73.5 КB
Добавлен: 10.09.2013.
Цели и задачи:
Обучать вдумчивому прочтению сказки; работать над языком художественного произведения;
Развивать креативные способностей у детей, умение давать оценку герою, связывать с жизнью двух миров и своим миром.
Нравственное воспитание: проследить, к чему приводит человеческая гордость, зависть и себялюбие, какие трудности преодолевают герои и как помогает им любовь.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, иллюстрации.
Ход урока.
Оргмомент.
Контрольно-подготовительный этап
1. Разминка: - Назовите дату рождения А.С. Пушкина
- Как называлось учебное заведение, в котором учился поэт?
- Почему о Пушкине говорят «Великий поэт, сказочник, прозаик»?
- У Жуковского «Сказка о спящей царевне», а у Пушкина?
2. Формулировка темы урока и целей.
3. Пословицы и поговорки.
- Сегодня на уроке мы продолжаем изучение сказок. Думаю, вы без труда определите, к каким героям и в каких ситуациях относятся данные пословицы: 1. Где счастье родится, там и зависть плодится. 2. Завистливый по чужому счастью сохнет. 3. Немил и белый свет, когда милого нет. 4. Сердцу не прикажешь. 5. Смерть злым, а добрым вечная память. Для милого дружка и сережка из ушка.
Без милого и свет постыл.
Работа по теме.
Выборочное чтение и анализ сказки по вопросам.
- Что мы узнали о характере царицы в начале сказки?
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
- Всегда ли она была таковой?
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
“Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?”
И ей зеркальце в ответ:
“Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее”.
- Какие чувства испытывала царица, когда волшебное зеркальце говорило о ее красоте и превосходстве?
Царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
- В чем видна гордость, себялюбие?
В осанке, во взгляде.
- О чем говорит тот факт, что лишь с зеркальцем царица была добродушна, весела?
- Когда царица узнала о красоте царевны?
На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
“Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?”
Что же зеркальце в ответ?
“Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее”.
- Как изменилась царица, узнав о красоте царевны?
Как царица отпрыгнёт,
Да как ручку замахнёт,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!.
- Как изменилась речь царицы, узнав о красоте царевны?
“Ах ты, мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне назло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь какая подросла!
- Да. Наполнилась черной завистью душа царицы. О чём она спрашивает зеркальце повторно?
Но скажи: как можно ей
Быть во всём меня милей?
Признавайся: всех я краше.
Обойди всё царство наше,
Хоть весь мир; мне ровной нет.
Так ли?” Зеркальце в ответ:
“А царевна всё ж милее,
Всё ж румяней и белее”.
Что предпринимала царица, чтобы избавиться от соперницы?
Чёрной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав её, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.
- Найдите комментарий Пушкина
Черт ли сладит с бабой гневной?
Спорить нечего. С царевной
Вот Чернавка в лес пошла
И в такую даль свела,
Что царевна догадалась
И до смерти испугалась
- Что спасло царевну в первый раз?
Любовь Чернавки, ее доброе сердце.
- Доброта спасает жизнь царевне и доброта же губит ее. Что я имею в виду? (Помощь Чернице).
- Давайте найдем описание встречи царевны с переодевшейся царицей и прочитаем. – смотрите документ
Обобщение. Подведение итогов.
- Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какой урок следует извлечь из этой сказки?
- К чему приводит гордость, зависть и чрезмерное любование собой?
- На чьем месте вы бы не хотели оказаться? Что для этого нужно?
Дома: Сочинение-обращение к литературному герою. Напишите, какие чувства вы испытываете к царице и к царевне. Придумайте тему. Используйте пословицы.
Спасибо за подготовку к уроку, активную работу на уроке.