kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы на тему "Пушкин А.С. "Сказка о царевне и семи богатырях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пушкин А.С. "Сказка о царевне и семи богатырях"

 Получите лучшие проекты для работы учителя

 Пушкин А.С. "Сказка о  царевне и семи богатырях"

Автор: Монастырская Валентина Николаевна,   Размер: 73.5 КB

Добавлен: 10.09.2013.

Цели и задачи:

Обучать вдумчивому прочтению сказки; работать над языком художественного произведения;

 Развивать креативные способностей у детей, умение давать оценку герою, связывать с жизнью двух миров и своим миром.

Нравственное воспитание: проследить, к чему приводит человеческая гордость, зависть и себялюбие, какие трудности преодолевают герои и как помогает им любовь.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, иллюстрации.

Ход урока.

Оргмомент.

Контрольно-подготовительный этап

1. Разминка:  - Назовите дату рождения А.С. Пушкина

 -  Как называлось учебное заведение, в котором учился поэт?

 -  Почему о Пушкине говорят «Великий поэт, сказочник, прозаик»?

  - У Жуковского «Сказка о спящей царевне», а у Пушкина?

2. Формулировка темы урока и целей.

3. Пословицы и поговорки.

 - Сегодня на уроке мы продолжаем изучение сказок.  Думаю, вы без труда определите, к каким героям и в каких ситуациях относятся данные пословицы:  1. Где счастье родится, там и зависть плодится. 2. Завистливый по чужому счастью сохнет. 3. Немил и белый свет, когда милого нет. 4. Сердцу не прикажешь. 5. Смерть злым, а добрым вечная память.  Для милого дружка и сережка из ушка.

Без милого и свет постыл.

Работа по теме.

Выборочное чтение и анализ сказки по вопросам.

 - Что мы узнали о характере царицы в начале сказки?

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

 - Всегда ли она была таковой?

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

С ним приветливо шутила

И, красуясь, говорила:

“Свет мой, зеркальце! скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?”

И ей зеркальце в ответ:

“Ты, конечно, спору нет;

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее”.

- Какие чувства испытывала царица, когда волшебное зеркальце говорило о ее красоте и превосходстве?          

Царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищёлкивать перстами,

И вертеться подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

 - В чем видна гордость, себялюбие?

В осанке, во взгляде.

 - О чем говорит тот факт, что лишь с зеркальцем царица была добродушна,  весела?

 - Когда  царица  узнала  о красоте царевны?

На девичник собираясь,

Вот царица, наряжаясь

Перед зеркальцем своим,

Перемолвилася с ним:

“Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?”

Что же зеркальце в ответ?

“Ты прекрасна, спору нет;

Но царевна всех милее,

Всех румяней и белее”.

- Как изменилась царица, узнав о красоте царевны?

Как царица отпрыгнёт,

Да как ручку замахнёт,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как притопнет!.

- Как изменилась речь царицы, узнав о красоте царевны?

“Ах ты, мерзкое стекло!

Это врёшь ты мне назло.

Как тягаться ей со мною?

Я в ней дурь-то успокою.

Вишь какая подросла!

 - Да. Наполнилась черной завистью душа царицы. О чём она спрашивает зеркальце повторно?

Но скажи: как можно ей

Быть во всём меня милей?

Признавайся: всех я краше.

Обойди всё царство наше,

Хоть весь мир; мне ровной нет.

Так ли?” Зеркальце в ответ:

“А царевна всё ж милее,

Всё ж румяней и белее”.

Что предпринимала царица, чтобы избавиться от соперницы?

Чёрной зависти полна,

Бросив зеркальце под лавку,

Позвала к себе Чернавку

И наказывает ей,

Сенной девушке своей,

Весть царевну в глушь лесную

И, связав её, живую

Под сосной оставить там

На съедение волкам.

 - Найдите комментарий Пушкина

Черт ли сладит с бабой гневной?

Спорить нечего. С царевной

Вот Чернавка в лес пошла

И в такую даль свела,

Что царевна догадалась

И до смерти испугалась

- Что спасло царевну в первый раз?

Любовь Чернавки, ее доброе сердце.

 - Доброта спасает жизнь царевне и доброта же губит ее. Что я имею в виду? (Помощь Чернице).

 - Давайте найдем описание встречи царевны с переодевшейся царицей и прочитаем. – смотрите документ

Обобщение. Подведение итогов.

 - Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какой урок следует извлечь из этой сказки?

 - К чему приводит гордость, зависть и чрезмерное любование собой?

 - На чьем месте вы бы не хотели оказаться? Что для этого нужно?

Дома:  Сочинение-обращение к литературному герою. Напишите, какие чувства вы испытываете к царице и к царевне. Придумайте тему. Используйте пословицы.

Спасибо за подготовку к уроку, активную работу на уроке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок литературы на тему "Пушкин А.С. "Сказка о царевне и семи богатырях"»

Пушкин А.С. "Сказка о царевне и семи богатырях"

Получите лучшие проекты для работы учителя


Пушкин А.С. "Сказка о царевне и семи богатырях"

Автор: Монастырская Валентина Николаевна, Размер: 73.5 КB

Добавлен: 10.09.2013.

Цели и задачи:


Обучать вдумчивому прочтению сказки; работать над языком художественного произведения;


Развивать креативные способностей у детей, умение давать оценку герою, связывать с жизнью двух миров и своим миром.


Нравственное воспитание: проследить, к чему приводит человеческая гордость, зависть и себялюбие, какие трудности преодолевают герои и как помогает им любовь.


Оборудование: портрет А.С. Пушкина, иллюстрации.


Ход урока.


Оргмомент.


Контрольно-подготовительный этап


1. Разминка: - Назовите дату рождения А.С. Пушкина


- Как называлось учебное заведение, в котором учился поэт?


- Почему о Пушкине говорят «Великий поэт, сказочник, прозаик»?


- У Жуковского «Сказка о спящей царевне», а у Пушкина?


2. Формулировка темы урока и целей.


3. Пословицы и поговорки.


- Сегодня на уроке мы продолжаем изучение сказок. Думаю, вы без труда определите, к каким героям и в каких ситуациях относятся данные пословицы: 1. Где счастье родится, там и зависть плодится. 2. Завистливый по чужому счастью сохнет. 3. Немил и белый свет, когда милого нет. 4. Сердцу не прикажешь. 5. Смерть злым, а добрым вечная память. Для милого дружка и сережка из ушка.


Без милого и свет постыл.


Работа по теме.


Выборочное чтение и анализ сказки по вопросам.


- Что мы узнали о характере царицы в начале сказки?


Правду молвить, молодица


Уж и впрямь была царица:


Высока, стройна, бела,


- Всегда ли она была таковой?


И умом и всем взяла;


Но зато горда, ломлива,


Своенравна и ревнива.


С ним приветливо шутила


И, красуясь, говорила:


“Свет мой, зеркальце! скажи,


Да всю правду доложи:


Я ль на свете всех милее,


Всех румяней и белее?”


И ей зеркальце в ответ:


“Ты, конечно, спору нет;


Ты, царица, всех милее,


Всех румяней и белее”.


- Какие чувства испытывала царица, когда волшебное зеркальце говорило о ее красоте и превосходстве?


Царица хохотать,


И плечами пожимать,


И подмигивать глазами,


И прищёлкивать перстами,


И вертеться подбочась,


Гордо в зеркальце глядясь.


- В чем видна гордость, себялюбие?


В осанке, во взгляде.


- О чем говорит тот факт, что лишь с зеркальцем царица была добродушна, весела?


- Когда царица узнала о красоте царевны?


На девичник собираясь,


Вот царица, наряжаясь


Перед зеркальцем своим,


Перемолвилася с ним:


“Я ль, скажи мне, всех милее,


Всех румяней и белее?”


Что же зеркальце в ответ?


“Ты прекрасна, спору нет;


Но царевна всех милее,


Всех румяней и белее”.


- Как изменилась царица, узнав о красоте царевны?


Как царица отпрыгнёт,


Да как ручку замахнёт,


Да по зеркальцу как хлопнет,


Каблучком-то как притопнет!..


- Как изменилась речь царицы, узнав о красоте царевны?


“Ах ты, мерзкое стекло!


Это врёшь ты мне назло.


Как тягаться ей со мною?


Я в ней дурь-то успокою.


Вишь какая подросла!


- Да. Наполнилась черной завистью душа царицы. О чём она спрашивает зеркальце повторно?


Но скажи: как можно ей


Быть во всём меня милей?


Признавайся: всех я краше.


Обойди всё царство наше,


Хоть весь мир; мне ровной нет.


Так ли?” Зеркальце в ответ:


“А царевна всё ж милее,


Всё ж румяней и белее”.


Что предпринимала царица, чтобы избавиться от соперницы?


Чёрной зависти полна,


Бросив зеркальце под лавку,


Позвала к себе Чернавку


И наказывает ей,


Сенной девушке своей,


Весть царевну в глушь лесную


И, связав её, живую


Под сосной оставить там


На съедение волкам.


- Найдите комментарий Пушкина


Черт ли сладит с бабой гневной?


Спорить нечего. С царевной


Вот Чернавка в лес пошла


И в такую даль свела,


Что царевна догадалась


И до смерти испугалась


- Что спасло царевну в первый раз?


Любовь Чернавки, ее доброе сердце.


- Доброта спасает жизнь царевне и доброта же губит ее. Что я имею в виду? (Помощь Чернице).


- Давайте найдем описание встречи царевны с переодевшейся царицей и прочитаем. – смотрите документ


Обобщение. Подведение итогов.


- Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какой урок следует извлечь из этой сказки?


- К чему приводит гордость, зависть и чрезмерное любование собой?


- На чьем месте вы бы не хотели оказаться? Что для этого нужно?


Дома: Сочинение-обращение к литературному герою. Напишите, какие чувства вы испытываете к царице и к царевне. Придумайте тему. Используйте пословицы.


Спасибо за подготовку к уроку, активную работу на уроке.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
урок литературы на тему "Пушкин А.С. "Сказка о царевне и семи богатырях"

Автор: Хомякова Марина Александровна

Дата: 24.12.2015

Номер свидетельства: 270069

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Урок литературы по теме « А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», народная основа сказки»"
    ["seo_title"] => string(97) "uroklitieraturypotiemieaspushkinskazkaomiertvoitsarievnieiosiemiboghatyriakhnarodnaiaosnovaskazki"
    ["file_id"] => string(6) "285613"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454224857"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект урока по литературе.А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»"
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekturokapolitieraturieaspushkinskazkaomiertvoitsarievnieiosiemiboghatyriakh"
    ["file_id"] => string(6) "314319"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459679975"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект урока по литературе.А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»"
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekturokapolitieraturieaspushkinskazkaomiertvoitsarievnieiosiemiboghatyriakh1"
    ["file_id"] => string(6) "314320"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459679981"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях""
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekturokaskazkaomiortvoitsarievnieisiemiboghatyriakh"
    ["file_id"] => string(6) "324108"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1462349757"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Самоанализ урока Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.docx Заменить файл"
    ["seo_title"] => string(85) "samoanaliz_uroka_skazka_o_miortvoi_tsarievnie_i_siemi_boghatyriakh_docx_zamienit_fail"
    ["file_id"] => string(6) "348132"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476125920"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства