kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок - исследование по оптике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - исследование является примером проектной деятельности на основе лабораторной работы "Изображения, даваемые линзой" по УМК А.В.Перышкина. Действия учащихся сопровождаются презентацией, дающей возможность сравнивать результаты детей в экспериментах и геометрические построения. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок-исследование»


ПЛАН УРОКА

«Исследование изображений предмета в линзе»

ФИО

Долгушина Елена Евгеньевна

Место работы

МБОУ ООШ п.Зорино МО «Гвардейский район»

Должность

учитель физики и информатики

Предмет

физика

Класс

8

Тема

«Исследование изображений предмета в линзе»

(лабораторная работа)


Базовый учебник

Физика: учебник для 7 класса/А.В.Перышкин: М.:Дрофа,2010



Цель урока: учащиеся должны исследовать зависимость изображения лампы от её расстояния до линзы

Результаты:

Предметные результаты:

Знать:

  • что такое фокус линзы

  • мнимый фокус линзы

  • фокусное расстояние линзы

  • оптическая ось линзы

  • как различать собирающую и рассеивающую линзы

  • как получаются изображения, даваемые выпуклой и вогнутой линзами

Уметь:

  • выбрать нужную линзу для опыта

  • определять фокус линзы

  • выбрать условия для проведения опыта

  • сравнить результаты опыта с геометрическими построениями, проведенными на прошлом уроке

  • работать в группе

Метапредметные результаты:

  • применять знания о свойствах выпуклой (собирающей) линзы

  • применять знания о свойствах вогнутой (рассеивающей) линзы

  • приводить примеры использования полученных знаний в быту, для охраны здоровья и окружающей среды

Тип урока: урок приобретения практических навыков

Формы работы учащихся: группы по 2чел.

Необходимое техническое оборудование для всего класса :

компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, затемнение окон

Оборудование для практической работы учащихся на каждой парте:

  • 2 линзы (выпуклая и вогнутая)

  • Экран

  • Лампа с колпачком, в котором имеется прорезь в виде буквы «Г»

  • Источник тока, подключенный к лампе

  • Измерительная линейка

Дидактические средства:

  1. Тетрадь для лабораторных работ по физике

  2. Презентация «Изображения, даваемые линзой» (разработка Долгушиной Е.Е)

  3. Презентация по ТБ «Выписка из Инструкции по охране труда учащихся МБОУ ООШ п. Зорино» (разработка Долгушиной Е.Е)

  4. Учебник «Физика» 8кл.





Ход урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Организационный

момент

Актуализация темы урока




5мин

Приветствие учителя.


1. Что изучает оптика?

2. Какие законы оптики вы узнали?

3. Как называется прозрачное тело, образованное двумя сферическими поверхностями, изменяющее ход световых лучей?

(слайд 2) презентации «Изображения, даваемые линзой»

4. Повторим основные понятия, относящиеся к линзам

(слайды 3-6)

4. Что происходит с изображениями предметов, полученных с помощью линзы?

5. Какие опыты мы будем проводить сейчас?

6. Какая цель наших опытов?

Готовность учащихся к уроку

Ответы (устно).


В подтверждение правильности – просмотр слайда 1



Устно проговаривают.

Изображениями предметов, полученных с помощью линзы, отличаются от вида предмета в отсутствие линзы.


Хотим узнать, как меняется изображение лампы с расстоянием до линзы.

5 мин

Поскольку в опыте используется электрическая лампа, подключенная в сеть, необходимо соблюдать правила электробезопасности. Вспомните эти правила. Показ презентации по ТБ(всего 6 слайдов)


Читают поочередно вслух с экрана.

Практическая часть



3 мин





15 мин








Сравнение результатов опыта с геометрическими построениями



10 мин

Обсудим план действий:

1-Выбрать собирающую линзу

2-Найти ее фокусное расстояние

3-Сколько опытов потребуется провести? (3)Какие?

После обсуждения приступают к постановке опытов

Учитель контролирует самостоятельную работу детей.

Подготовка к продолжению показа презентации











Просмотр презентации «Изображения, даваемые линзой».

Перед выполнением действий на экране ставит детям вопросы:

1-Какие лучи достаточно провести, чтобы получить одну точку изображения в линзе, как в первом опыте? (слайд 7,8,9)

Учитель сообщает о применении (слайд 10)

2-Как построить изображение для второго опыта? (слайд 11)

Учитель сообщает о применении (слайд 12)

3- Как построить изображение для третьего опыта? (слайд 13)

Учитель сообщает о применении (слайд 14)

4-Как построить изображение в рассеивающей линзе? (слайд 15,16)

Учитель сообщает о применении (слайд 17)

Чему научились, что узнали нового? Запишите вывод в тетрадь.

Предлагают последовательность проведения опыта:

1-Наощупь определить выпуклую линзу

2-Фокусное расстояние находят у стены, противоположной окну, получая четкое перевернутое уменьшенное изображение окна, измеряют расстояние от стены до линзы

3-Нужно три опыта

  • лампа ближе к линзе, чем фокусное расстояние

  • лампа от линзы находится между фокусом и двойным фокусом

  • лампа от линзы находится за двойным фокусом


Проведение опытов и запись результатов в таблицу тетради.



Отвечают на вопросы, выходят к интерактивной, показывая ход лучей в каждом случае сенсорной указкой.


Просматривают на экране примеры использования линз в различных устройствах в повседневной жизни, в науке и технике.



Запись вывода в тетрадь.

Итоги.






Остаток

времени

Вопросы после завершения опытов и просмотра презентации:

Какие изображения на экране вы наблюдали?

Что подтверждают проведенные опыты?

Приведите примеры приборов, аппаратов, где присутствуют линзы.










Домашнее задание:

Упр.34 - №2 (учебник с.167) использовать обозначение линз на чертежах

Изображения изменялись. Перечисляют, какие были изображения на экране (действительные) и какое вне экрана (мнимое). То увеличивались, то уменьшались, то прямые, то перевернутые.


Опыты подтверждают совпадение характера изображения на чертеже с реальным.


Телескоп, микроскоп, киноаппарат, проектор, очки. Линзы в фонариках, на циферблате маленьких часов, у часового мастера, в игрушке «калейдоскоп», в оптическом прицеле у биатлонистов, в бинокле.


Записывают в дневники домашнее задание





Просмотр содержимого презентации
«линзы»

Изображения ,  даваемые линзой 8 класс

Изображения ,

даваемые линзой

8 класс

а) ВЫПУКЛЫЕ  Линзы образованы двумя сферическими поверхностями б) ВОГНУТЫЕ

а) ВЫПУКЛЫЕ

Линзы образованы двумя сферическими поверхностями

б) ВОГНУТЫЕ

F - фокус линзы, точка, где сходятся все лучи  после преломления

F - фокус линзы, точка, где сходятся все лучи

после преломления

Некоторые понятия геометрической оптики Обозначение на чертеже выпуклой линзы

Некоторые понятия геометрической оптики

Обозначение на чертеже выпуклой линзы

Обозначение на чертеже вогнутой линзы

Обозначение на чертеже вогнутой линзы

Основное свойство линз – способность изменять изображения предметов. .   Изображения бывают: прямыми или перевернутыми , действительными или мнимыми , увеличенными или уменьшенными

Основное свойство линз – способность изменять изображения предметов. .

Изображения бывают:

прямыми или перевернутыми ,

действительными или мнимыми ,

увеличенными или уменьшенными

Построение изображения в собирающей ( выпуклой ) линзе

Построение изображения в собирающей

( выпуклой ) линзе

Для построения хода лучей  в линзе необходимо знать, что  Луч света, проходящий через оптический центр, не изменяет направления своего распространения  Лучи, параллельные оптической оси, после прохождения линзы отклоняются к оси и проходят через одну точку F (фокус линзы)  на главной оптической оси

Для построения хода лучей

в линзе необходимо знать, что

  • Луч света, проходящий через оптический центр, не изменяет направления своего распространения
  • Лучи, параллельные оптической оси, после прохождения линзы отклоняются к оси и проходят через одну точку F (фокус линзы)

на главной оптической оси

Предмет  АВ  находится между фокусом и линзой .  Характеристики изображения:  1) мнимое; 2) прямое; 3) увеличенное

Предмет АВ находится между фокусом и линзой .

Характеристики изображения:

1) мнимое; 2) прямое; 3) увеличенное

Применение  При таком расположении линзы относительно предмета размеры предмета увеличиваются по сравнению с его действительными размерами, поэтому в этом случае линза используется для увеличения мелкого текста и изображений.

Применение

При таком расположении линзы относительно предмета размеры предмета увеличиваются по сравнению с его действительными размерами, поэтому в этом случае линза используется для увеличения мелкого текста и изображений.

Предмет АВ  находится между фокусом и двойным фокусом Характеристики изображения: 1) действительное; 2) перевернутое; 3) увеличенное

Предмет АВ находится между фокусом и двойным фокусом

Характеристики изображения:

1) действительное; 2) перевернутое; 3) увеличенное

Применение  В проекционных аппаратах диапроекторах,  киноаппаратах  пленка или фотоснимок располагаются на расстоянии от F до 2F от линзы в перевернутом виде, а на экране появляется увеличенное прямое изображение.

Применение

В проекционных аппаратах диапроекторах, киноаппаратах

пленка или фотоснимок располагаются на расстоянии от F до 2F от линзы в перевернутом виде, а на экране появляется увеличенное прямое изображение.

Предмет АВ находится за двойным фокусом линзы Характеристики изображения: 1) действительное; 2 ) перевернутое; 3) уменьшенное

Предмет АВ находится за двойным фокусом линзы

Характеристики изображения:

1) действительное; 2 ) перевернутое; 3) уменьшенное

Применение  На таком расположении объектива от предмета (больше, чем 2F) основана работа фотоаппарата.   Изображение  появится на пленке  в перевернутом виде, уменьшенного размера

Применение

На таком расположении объектива от предмета (больше, чем 2F) основана работа фотоаппарата.

Изображение

появится на пленке

в перевернутом виде,

уменьшенного размера

Построение изображения в рассеивающей ( вогнутой ) линзе

Построение изображения в рассеивающей

( вогнутой ) линзе

Предмет АВ находится за двойным фокусом линзы Характеристики изображения: 1) мнимое; 2) прямое; 3) уменьшенное

Предмет АВ находится за двойным фокусом линзы

Характеристики изображения:

1) мнимое; 2) прямое; 3) уменьшенное

Применение  Очки  с рассеивающими линзами используют для исправления такого дефекта зрения как близорукость

Применение

Очки

с рассеивающими линзами используют для исправления такого дефекта зрения как близорукость

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок - исследование по оптике

Автор: Долгушина Елена Евгеньевна

Дата: 26.12.2014

Номер свидетельства: 148055

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "Конспект урока" Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии. Работа над ИТП «Геометрическая оптика»" "
    ["seo_title"] => string(133) "konspiekt-uroka-komp-iutiernyie-priezientatsii-s-ispol-zovaniiem-mul-timiedia-tiekhnologhii-rabota-nad-itp-gieomietrichieskaia-optika"
    ["file_id"] => string(6) "102281"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402493979"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Разработка урока .Тема: "Свет. Источники света" "
    ["seo_title"] => string(46) "razrabotka-uroka-tiema-sviet-istochniki-svieta"
    ["file_id"] => string(6) "189090"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426801637"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Краткосрочный план урока по естествознанию на тему: "Как попасть в Изумрудный город?""
    ["seo_title"] => string(80) "kratkosrochnyi_plan_uroka_po_estestvoznaniiu_na_temu_kak_popast_v_izumrudnyi_gor"
    ["file_id"] => string(6) "499122"
    ["category_seo"] => string(14) "estestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1549773840"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Конспект урока "Путешествие в мир Оптики и Квантовой физики" по теме "Фотоэлектрический эффект.Применение фотоэффекта в технике" "
    ["seo_title"] => string(142) "konspiekt-uroka-putieshiestviie-v-mir-optiki-i-kvantovoi-fiziki-po-tiemie-fotoeliektrichieskii-effiekt-primienieniie-fotoeffiekta-v-tiekhnikie"
    ["file_id"] => string(6) "215568"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432729711"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Цикл мини-информаций для уроков физики о вреде курения "
    ["seo_title"] => string(61) "tsikl-mini-informatsii-dlia-urokov-fiziki-o-vriedie-kurieniia"
    ["file_id"] => string(6) "140438"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417956308"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства