kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок физики в 7 классе по теме "Явление тяготения. Сила тяжести"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Явление тяготения. Сила тяжести.

Цели урока: 1. Образовательные:

- формирование понятия всемирного тяготения, силы тяжести;

- формировать умение анализировать факты и давать им обоснованную оценку;

- показать взаимосвязь силы тяжести и массы тела.

В материале урока показано как в русских народных сказках прослеживаются законы физики, в частности - притяжение тел к Земле.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок физики в 7 классе по теме "Явление тяготения. Сила тяжести" »

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Таловская средняя общеобразовательная школа









Урок физики в 7 классе

по теме «Явление тяготения. Сила тяжести»



















Подготовила

учитель физики

МБОУ Таловской СОШ

Погориськая И.И.

















Тема урока: Явление тяготения. Сила тяжести.

Цели урока:

1. Образовательные

- формирование понятия всемирного тяготения, силы тяжести;

- формировать умение анализировать факты и давать им обоснованную научную оценку;

- показать взаимосвязь силы тяжести и массы тела.

2. Развивающие:

- развивать такие информационные умения, как работа с текстом, с рисунком;

- развивать умения анализировать, выделять главное;

- прививать навыки исследовательской деятельности;

- развитие интереса к наблюдаемым явлениям;

3. Воспитательные:

- воспитывать умение высказывать свои мысли, выслушивать другое мнение;

- формирование чувства гордости за мудрый родной народ;

- воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;

Оборудование: теннисные шарики, штативы, шарики на нити, стаканы с водой; компьютер, медиапроектор, видеофрагмент из фильма «Морозко», компьютерная презентация «Сила тяжести. Всемирное тяготение»

Ход урока.

I Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку

II Актуализация знаний.

Фронтальный опрос:

1. В результате чего может меняться скорость тела?

2. Что такое сила?

3. Сила, как и скорость, является величиной … (векторной).

4. Что означает векторная величина?

5. От чего еще зависит результат действия силы?

6. Как на чертеже обозначают силу?

Работа в группах.

1 группа - из приведенных слов составьте два определения физических величин:

сила, мера, масса, взаимодействия, инертности, характеристика, тел

(Сила – характеристика взаимодействия тел, масса – мера инертности)

2 группа - найдите закономерность и разделите на группы термины:

мензурка, масса, объём, килограмм, кубический метр, весы

( масса, весы, килограмм; объём, мензурка, кубический метр).

Учитель: Ребята, вы получали задание проверить «силовые возможности» своего папы. Мы хотели проверить, сможет ли папа поднять стул, держа его за одну ножку, находящуюся противоположно спинки стула, на вытянутой руке и не сгибать её в локте. (Ребята делятся впечатлениями от проведенного эксперимента. Этот опыт вначале вызвал у некоторых пап затруднение. И ребята с удовольствием объяснили им, что результат действия силы зависит ещё и от точки её приложения).

III Объяснение нового материала.

Учитель: Скоро наступит новый год, а за ним – зимние каникулы. И очень часто по телевизору в это время показывают одну из самых новогодних сказок – «Морозко».

Давай те и мы посмотрим небольшой фрагмент.

(Просмотр фрагмента видео фильма «Морозко», где Иван – вдовий сын проезжает через лес и на него нападают разбойники. Он отбирает у них дубинки и забрасывает далеко вверх. Они улетают, скрываясь с глаз, а Иван говорит: «Ничего, к зиме вернуться». И, когда он вместе с Настенькой, проезжает через этот лес зимой, дубинки действительно возвращаются и «каждая находит голову своего хозяина»).

Обсуждение: Иван подействовал на дубинки с силой и направил их вверх, а что заставило дубинки изменить свою скорость и вернуться назад?

Ученики: другая сила, притяжение со стороны Земли.

Учитель: теперь, я думаю, что вы поняли цель нашего урока, что мы будем изучать сегодня? (Мы познакомимся с силой притяжения или силой тяжести).

Сказки. Сказки, созданные авторами, чьи имена затерялись в глубине времен, в гуще народной, отшлифованные сотнями поколений, они несут в себе заряд мудрости и доброты, столь необходимые людям. Они не просто интересно повествуют нам различные истории, но и объясняют явления природы. Простые, необразованные люди путём точных наблюдений за изменениями в окружающем мире, делали правильные выводы, предположения. По некоторым сказкам можно изучать законы физики. Поэтому и не устают люди удивляться мудрости народной.

Мы познакомились с вами с методами изучения физических явлений.

Что является источником физических знаний?

Ученики: наблюдения и опыты.

Учитель: вот и мы проведем с вами опыты, которые должны подтвердить наши предположения (Экспериментальное исследование)

Ученики проводят опыты по:

1. Движению теннисного шарика брошенного вверх.

2. Движению теннисного шарика, брошенного горизонтально.

3. Падению металлического шарика, подвешенного на нити, после перерезания нити.

Вопрос: Что является причиной изменения  скорости движения шарика в этих случаях?

Ответ:  Другое тело.  Земля.  

Вопрос: Приведите примеры, продемонстрируйте, когда скорость тела изменяется в результате действия Земли?

 Учащиеся показывают падение ручек, карандашей и т.д.  

Разбирают рисунки 61-63 учебника.

Учитель: Земля притягивает к себе все тела: Луну, воду морей и океанов, дома, спутники и т.п.

Прочтите определение этой силы на стр. 58

Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести.

Она обозначается буквой F c индексом Fтяж. и направлена к центру Земли.

Учитель: перелейте воду из одного стакана в другой. Почему это возможно?

(проводят эксперимент и пытаются его объяснить).

Благодаря притяжению к Земле течет вода в реках. Благодаря силе тяжести облик нашей планеты непрерывно меняется: сходят с гор лавины, движутся ледники, обрушиваются камнепады, выпадают дожди, текут реки с холмов на равнины, образуются водопады и т.д.

- Все живые существа на земле чувствуют ее притяжение. Растения также «чувствуют» действие и направление силы тяжести, из-за чего главный корень всегда растет вниз, к центру земли, а стебель вверх.

А вы, чувствуете притяжение Земли? Ученик читает шуточное стихотворение:

Я с детства падал столько раз.

С болью и ушибами подчас.

И у меня уж нет сомнения,

Что это сила притяжения.

Давайте попытаемся побороться с силой притяжения - Динамическая пауза:

Мы в ракету дружно сели, (дети приседают)
В космос полететь хотели, (поднимаются, руки вверх)
С притяжением Земли
Мы бороться не смогли.
Шлём вам всем большой привет, (помахать руками)
Опоздавшим места нет (быстро сесть за парту).

Продолжим наши исследования:

1. бросают развернутый лист бумаги одновременно с ластиком

(Наблюдают и делают свои выводы).

2. затем лист бумаги сминают в комок и повторяют опыт

Вывод ребят: сила притяжения зависит от массы тела.

Учитель: про тело с большей массой говорят: оно тяжелее. Тело с меньшей массой будет легче.

Во сколько раз масса одного тела больше массы другого, во столько же раз и сила тяжести, действующая на первое тело, больше силы тяжести, действующей на второе.

Многие наблюдали падение тел на Землю. Но все же сформулировал закон притяжения тел – великий английский ученый Исаак Ньютон. Давайте послушаем легенду об этом открытии.

Выступление ученика:

Ньютон под яблоней сидел.

Вот-вот должна прийти идея.

А плод над ним уже созрел,

К Земле всей массой тяготея.

Умолкли птицы. Тишина.

Зажглись далекие светила.

И спелым яблоком Луна

Повисла в небе и светила.

Он мыслил, а Луна, кружась,

С Землёю Солнце огибала.

Вещей невидимая связь

В ту ночь яснее проступала.

Ньютон взглянул на небосвод…

Но ветка дрогнула – и вот

На землю яблоко упало…

И может быть, самый великий закон -

Всеобщий закон тяготенья:

Вращенье планет объясняет нам он

И яблок румяных паденье!

Учитель: Значит не только Земля притягивает к себе тела?

- Земля и все остальные планеты, движущиеся вокруг Солнца, притягиваются к нему и друг к другу. Не только Земля притягивает к себе тела, но и эти тела притягивают к себе Землю. Притягивают друг друга и все тела на Земле. Например, притяжение со стороны Луны вызывает на Земле приливы и отливы воды, огромные массы которой поднимаются в океанах и морях дважды в сутки на высоту нескольких метров. Поэтому  взаимное притяжение тел Вселенной названо всемирным тяготением

Согласно этому закону, установленному И.Ньютоном: силы притяжения между телами тем больше, тем больше массы этих тел. Силы притяжения между телами уменьшаются, если увеличивается расстояние между ними.

IV Закрепление материала.

Проблемный эксперимент: известно, что авторучка «отказывается» писать на вертикальной плоскости. Проверьте на опыте и объясните, почему так происходит.

(Под действием силы притяжения Земли возникает зазор между пастой и пишущим шариком ручки).

Миром правит тяготенье,

И ему подчинены

Тел свободное паденье

И прилив морской волны.

В окружающей Вселенной

От молекул до планет

Всё подвластно притяженью.

Неужели, даже свет?

Почитай, три с лишним века

Как понятен и знаком,

Верно служит человеку

Притяжения закон.

Вечной пеленой окутан, спит туманный Альбион.

Здесь покоится сэр Ньютон,

Но живет его закон!

V Рефлексия.

Наш урок подошел к концу и мне бы хотелось, чтобы вы сами оценили свою работу, поставив в таблице «+», если вы это делали и «─», если нет.

Сегодня на уроке я

приводил

факты

(примеры)

выдвигал

предположения

обосновывал

предположение

приводил

доказательство

проводил

экспериментальное

доказательство

(опыты)








VI Домашнее задание.

§ 24, № 291-293




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок физики в 7 классе по теме "Явление тяготения. Сила тяжести"

Автор: Погориськая Ирина Ивановна

Дата: 13.10.2014

Номер свидетельства: 118766

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "урок по физике в 7 классе "Сила. Явление тяготения. Сила тяжести" "
    ["seo_title"] => string(73) "urok-po-fizikie-v-7-klassie-sila-iavlieniie-tiaghotieniia-sila-tiazhiesti"
    ["file_id"] => string(6) "144179"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418663663"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока физики.  Тема:"Сила.Явление тяготения. Сила тяжести". 7 класс. "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-fiziki-tiema-sila-iavlieniie-tiaghotieniia-sila-tiazhiesti-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "231319"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442470406"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Урок физики в 7 классе на тему « Явление тяготения. Сила тяжести». "
    ["seo_title"] => string(73) "urok-fiziki-v-7-klassie-na-tiemu-iavlieniie-tiaghotieniia-sila-tiazhiesti"
    ["file_id"] => string(6) "140306"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417935852"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Конспект урока "Сила тяжести" "
    ["seo_title"] => string(31) "konspiekt-uroka-sila-tiazhiesti"
    ["file_id"] => string(6) "150857"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420562558"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Конспект урока физики в 10 классе. Решение задач по теме:«Импульс. Закон сохранения импульса»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_fiziki_v_10_klassie_rieshieniie_zadach_po_tiemie_impul_s_zakon_s"
    ["file_id"] => string(6) "441449"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1511988917"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства