Урок физики в 7 классе на тему: "Вес воздуха. Атмосферное давление."
Урок физики в 7 классе на тему: "Вес воздуха. Атмосферное давление."
Урок изучения нового материала, с элементами здоровьесбережения (смена видов деятельности, физкультминутка и т.д.), на котором осуществляется деятельностный подход к обучению. Изучение материала идет от доказательства, что атмосферное давление существует (разнообразные опыты с последующим их объяснением), к его причине.
По ходу урока выстраивается логическая цепочка: ДАВЛЕНИЕ – ВЕС – МАССА, и наоборот.
И, главное! Учитель, на простом эксперименте показывает, почему мы не ощущаем этого давления, хотя оно очень велико. Приводиться множество интересных фактов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок физики в 7 классе на тему: "Вес воздуха. Атмосферное давление." »
ТЕМА УРОКА: Вес воздуха. Атмосферное давление.
ТИП УРОКА: урок изучения нового материала с элементами здоровьесбережения.
МЕТОДЫ: словесный, наглядный, практический, частично – поисковый, проблемная ситуация.
ЦЕЛИ:
1.Образовательные: формировать понятие атмосферного давления, раскрыть его природу; ознакомить школьников с явлениями, вызванными действием атмосферы; формировать умение обнаруживать атмосферное давление в обыденной жизни.
2.Для демонстраций: электрический насос, стакан с водой и лист бумаги, линейка и газета, купол и банка от консервов, весы и воздушные шары; Для самостоятельного исследования: пипетки, шприцы, карточка №1 «Работа атмосферного давления»; 3. Карточка №2 «Продолжи…»;
4. мяч;
5. слайдовая презентация
ХОД УРОКА
1.Организационная часть: (1мин) Приветствие, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой.
Начинается урок!
Все готовы? Все готово?
(садитесь)
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Друзья, в мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Что друзья , скорей за дело!
2.Мотивация и целеполагание:( 3 мин)
Мы с вами живем на поверхности удивительной планеты Земля, на дне глубокого воздушного океана, который называется – АТМОСФЕРА.
Давайте вспомним, что мы знаем об атмосфере с уроков географии (слайды)
Да это светоносный воздух, газовая оболочка, которая вращается вместе с землей, как единое целое, защищая ее от метеоритов, космического излучения, от чрезмерного перегрева и охлаждения. Она на 78% состоит из азота, на 21% из кислорода и 1% составляет углекислый газ, водяные пары, пыль и др. газы. Если содержание азота и кислорода находится в относительном природном равновесии благодаря растениям, то содержание остальных компонентов меняется в результате хозяйственной деятельности человека. Можно сказать, что атмосферою жива вся Земля. И так как физика это наука о природе мы обязаны лучше ее узнать. Мы изучаем тему давление и поэтому у меня к вам такой вопрос: давит ли атмосфера на нас? ДА. Действительно теория это подтверждает, ведь для газов, как и для жидкостей, характерно, то, что верхние слои давят на нижние. А если мы с вами на дне воздушного океана – значит давит.
А что показывает практика? Предлагаю всем вытянуть руки вперед ладонями вверх. Что вы чувствуете? Вам тяжело? Так почему же мы его не ощущаем?
Объясняя это, мы приоткроем тайну удивительного физического явления, которое является темой нашего урока.
Итак, тема нашего урока: Атмосферное давление. Вес воздуха.
Наша задача: убедиться в существовании атмосферного давления и использовать полученные знания для объяснения различных явлений. И конечно ответить на такие вопросы:
-Почему люди не чувствуют давление и насколько оно велико?
3.Повторение изученного материала: (4 мин)
Как всегда, приступая к изучению нового материала нам необходимо, повторить, некоторые ранее изученные вопросы, которые нам помогут в понимании нового материала.
Игра: учитель поочередно бросает мяч учащимся и задает вопрос, ученик отвечает и возвращает мяч учителю.
Вопросы:
-что такое давление?
-основная единица измерения давления?
-закон Паскаля?
- как передают давление жидкости и газы?
-причина давления?
-от чего зависит давление жидкостей и газов?
-что понимают под силой давления?
-способы определения массы.
Объясняется существование атмосферы у Земли тем, что
вследствие притяжения к Земле молекулы воздуха движутся вокруг нее, но почему не падают на нее? Т.е не «оседают » на Землю? А потому, что молекулы газов непрерывно движутся. А почему они ее не покидают? Оказывается, чтобы покинуть нашу планету, молекулы должны иметь так называемую вторую космическую скорость, которая равна 11,2км/с, а у молекул воздуха скорость меньше. Итак, верхние слои атмосферы давят на нижние и сжимают их, и все, что находится на ней, испытывает, давление.
4.Изучение нового материала:(17 мин)
Давайте попробуем дать определение, атмосферному давлению.(варианты)
Итак, атмосферное давление – это давление, оказываемое атмосферой Земли на земную поверхность и на все тела, находящиеся на ней.
Но мы уже сказали, что мы его не ощущаем. Так существует ли оно?
Разрешить эту проблему поможет только эксперимент.
Опыт 1.
Из под купола воздушного насоса откачаем воздух. Купол нельзя оторвать от платформы. ОН поднимается вместе с ней. Почему?
Опыт 2. Нальем в стакан воды. Накроем его листком бумаги, и плотно прижав ладонью, перевернем бумагой вниз. Руку убираю, вода не выливается. Почему?
Опыт 3. На край стола положу линейку, так чтобы ¼ ее выступала, и слегка ударим по концу. Линейка упадет. Но, если накрыть линейку на столе аккуратно расправленной газетой и снова ударить, и сильнее: линейка останется на месте. Почему? Что ее удерживает?
Опыт 4.А как велико атмосферное давление?
Под купол воздушного насоса поставим гирю массой 2 кг и вновь откачаем воздух.
Значит, атмосферное давление реально существует и оно велико.
Но если есть давление, то согласно формуле, воздух должен обладать и массой.
Опыт 5. возьмем два резиновых шарика. Один надутый, другой нет. Что в надутом шарике? А теперь положим их на разные чашки уравновешенных весов. Что мы видим?
Вывод: надутый шарик тяжелее, значит, воздух имеет массу.
Ученые подсчитали, что воздух объемом 1куб. метр имеет массу 1,3кг и соответственно вес в 13Н.
Логическая цепочка: масса – вес – давление. И наоборот!
Интересный факт: /слайд/
- на 1 кв.см земной поверхности воздух давит с силой в 10Н.
- на тетрадь площадью в 300 кв.см – 3000Н.
- на поверхность человеческого тела, которая в среднем – 1,5кв.м воздух давит с силой в 150000Н.
Как мы не чувствуем такую силу?
Вероятно, ей противодействует такое же давление внутри нашего тела.
Проведем такой эксперимент:
Опыт 6. Если растянуть лист, и надавить на него пальцем с одной стороны – дырка в бумаге! Но если надавить двумя пальцами на одно и то же место, но с разных сторон, ничего не случиться! Таким образом, давление воздушного столба уравновешивается давлением внутри нашего тела.
5. Физкультминутка: (1мин)
Учиться мы любим?
Шеей влево, вправо крутим.
Воздух это атмосфера?
Если, правда, топай смело.
В атмосфере есть азот,
Делай вправо поворот.
Так же есть и кислород,
Делай влево поворот.
Воздух массой обладает?
Каждый пусть по приседает.
Чем выше вверх, тем воздух реже,
Друг другу улыбнемся нежно!
6. Закрепление материала:(7 мин)
* А сейчас, предлагаю вам самостоятельно, с помощью простых экспериментов убедиться в существовании атмосферного давления. Все необходимое оборудование у вас на столах.
Карточка №1.
« Работа атмосферного давления»
№
Тело
Задание
Вопрос
1
Шприц
Набрать воды, затем вылить.
1.Что «загоняет» воду в шприц?
2. Что удерживает жидкость в шприце?
3.почему что бы, вылить, жидкость мы давим на поршень?
2
Пипетка
Аналогичное.
Аналогичные.
Второе задание: Перед вами карточки – задания. Вам необходимо восстановить предложения, заполнив пропуски.
Атмосферное давление создается вследствие того, что _____________________________________________________________________________________________________________________________
Атмосферное давление – это давление, которое оказывает атмосфера _____________________________________________________________________________________________________________________________
7. Домашнее задание: (2 мин)
- параграф 40 и 41;
- задание 10(1, 3, 4);
-по желанию: влияние атмосферного давления на самочувствие человека;
Как мы пьем.
8. Рефлексия: (5 мин)
Наш урок подходит к концу. Я хочу отметить, что поставленную задачу мы с вами решили, т.е экспериментально убедились в существовании атмосферного давления, использовали полученные знания для объяснения наблюдаемых явлений, и что не менее важно, нашли ответ на вопрос, почему люди не чувствуют давления атмосферы. При этом мы прошли с вами трудный путь, от предположения о существовании атмосферного давления до доказательства его существования.
В заключение я хочу получить ответ на вопрос: «Что понравилось на уроке?» Для этого сделайте запись на листках и разместите их на школьной доске. /на столах листки с надписями типа: меня удивило …; сегодня я узнал …; я понял, что …; и т.д./
Спасибо за работу на уроке.
ЛИТЕРАТУРА
А.В. Перышкин. Физика. 7кл. М.: «Дрофа», 2012.
Я.И. Перельман. Занимательная физика: книга 1. – М.: ООО «Идательство АСТ», 2001.
3. Л.А. Горев. Занимательные опыты по физике. М. «Просвещение» 1977
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Классная физика для любознательных: http://class-fizika.narod ru/.