резиновая груша, пипетка, шприц медицинский, чаша с водой.
Учебник: Физика. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А.В. Пёрышкин. – М.: Дрофа, 2013.
АРМ учителя, ЦОР «Вес воздуха. Атмосферное давление».,Презентация «Приложение1», Задания группам «Приложение2»
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный момент. | Создать благоприятный психологический настрой на совместную работу. | Прозвенел звонок весёлый. Все готовы? Всё готово? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжки и тетрадка? (Садитесь). Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Все ль готовы слушать? Начинаем наш урок. В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела. Так скорей, друзья, за дело! | Включаются в деловой ритм урока. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: инициативность, управление своей деятельностью. |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Актуализация опорных знаний и способов действий | Давайте вспомним ,что мы изучали на прошлых нескольких уроках? Зачем нам надо знать о давлении в разных средах? Сегодня мы продолжим работу по изучению давления. | Учащиеся отвечают Изучали давление твердых тел, жидкостей и газов. Чтобы использовать в повседневной жизни и т.д. | Коммуникативные: умение кратко и точно отвечать на вопросы. Личностные: убежденность в возможности познания природы |
3. Целеполагание и мотивация. | . Обеспечение мотивации учения у учащихся, принятие ими целей урока. | Ребята, вытяните руки вперед ладонями вверх. Что вы чувствуете? Вам тяжело? Нет, странно, а ведь на ваши ладони давит воздух, причем масса этого воздуха равна массе КАМАЗа, груженого кирпичом. То есть около 10 тонн! А кто-нибудь может ответить, почему мы не ощущаем этого веса?(слайд1) Объясняя этот явление, мы приоткрываем тайну удивительного и важного физического явления, которое является темой нашего урока Воздух нам кажется не только невидимым, но и «невесомым». Давайте исследуем, имеет ли воздух массу? Проведем виртуальный опыт. (Интерактивная анимация, демонстрирующая опыт по определению веса воздуха с помощью весов )(слайд2 ЦОР «Вес воздуха. Атмосферное давление»). Демонстрация: Выкачаем воздух из стеклянного шара, уравновесим его на весах. Откроем кран, чтобы впустить воздух в шар. Что вы заметили? Какой вывод вы можете сделать? Установлено, что масса 1 м3 воздуха равна 1,29 кг. Несложно рассчитать вес этой массы воздуха слайд 3 ЦОР «Вес воздуха. Атмосферное давление»). Получаем, что вес 1 м3 воздуха равен приблизительно 13 Н. Запишем это в тетрадь. Обратимся к слайдам 4, 5 (ЦОР «Вес воздуха. Атмосферное давление»). Примеры: Какие массы воздуха встречаются в нашей жизни? Проблема: Как вы думаете, атмосфера действует своим весом на поверхность Земли и тела на Земле. Ребята, скажите, вы как-то ощущаете на себе действие атмосферы. Вам тяжело? Нет? Так существует ли оно? Обратимся к опыту: «наказанное любопытство». Прошу выйти одного ученика к доске. Прошу открыть крышку с пластиковой бутылки, наполненной водой. Что наблюдаете? (При открывании крышки из дна бутылки под действием атмосферного давления стала вытекать вода) Почему это произошло? Объясняя подобные явления, мы приоткроем тайну удивительного и важного физического явления, которое и значит, он оказывает давление. Запишем тему урока: Вес воздуха. Атмосферное давление. (Приложение слайд2 является темой нашего урока. Мы показали ранее, что воздух имеет вес,) Какова цель нашего урока? | учащиеся высказывают свои предположения Наблюдают. Ответ: Равновесие нарушилось. Делают вывод: Воздух обладает массой. Записывают в тетрадь: Р=mg, Р= 1,29 кг * 9,8 Н/кг= 13Н. Знакомятся с примерами, приведенными на слайде. Делают предположения о действии атмосферы на поверхность Земли. Высказывают свои ощущения: Нет. Один ученик выходит к доске. Выполняет просьбу. Отвечают: Когда стали открывать крышку, то из дна бутылки потекла вода. Высказывают свои мысли: воздух давит на поверхность воды в бутылке при впускании его под крышку. Записывают тему урока в тетрадь. Формулируют цель урока: мы будем изучать атмосферное давление и доказывать его существование. | Регулятивные: целеполагание, управление своей деятельностью. Коммуникативные: умение сотрудничать, развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника. Познавательные: логические - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов логические - подведение под понятие, выведение следствий, выявление проблемы, причинно-следственных связей, приобретение опыта самостоятельного поиска и анализа информации Личностные: убежденность в возможности познания природы |
4. Изучение нового материала. Усвоение новых знаний. 10-12 мин | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: | Ребята, если мы хорошо поработаем на уроке, то сможем ответить на вопросы относительно существования и применения атмосферного давления. Попробуем дать объяснение и определение атмосферного давления (Слайд 6 ЦОР «Вес воздуха. Атмосферное давление»). Что такое атмосферное давление? Почему возникает атмосферное давление?
Докажем существование атмосферного давления на опытах. Демонстрация: В сосуд с водой опустим трубку, в которую вставлен поршень. Если поднимать поршень, то за ним будет подниматься и вода. Почему это происходит?
Как еще можно доказать присутствие атмосферного давления, вы выясните, проделав несколько совсем несложных упражнений. Физкультминутка (2 минуты) Устали? Давайте сделаем дыхательные упражнения. Правильное дыхание способствует улучшению мыслительного процесса. Встаньте. Положите руки на диафрагму и сделайте 3-4 глубоких вдохов и выдохов. Задумывались ли вы над тем, как мы дышим? (слайд3) | Обращают внимание на материал слайда. Ответ: Давление воздушной оболочки на Землю и тела на ней. Ответ: Атмосфера оказывает давление, так как верхние слои воздуха давят на нижние и сжимают их. Наблюдают за опытом. Пробуют объяснить происходящее: при подъёме поршня между ним и водой образуется безвоздушное пространство. В это пространство под давлением наружного воздуха и поднимается вслед за поршнем вода.
Отвечают: Грудная клетка расширяется, объем становиться больше. А давление в легких – меньше и туда поступает воздух из атмосферы. | Личностные: убежденность в возможности познания природы. Коммуникативные: взаимосотрудничество, развитие монологической и диалогической речи, умение выражать свои мысли и способность выслушивать собеседника. Познавательные: умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство. Регулятивные: планирование, прогнозирование, управление своей деятельностью. |
5. Закрепление изученного (первичное и последующее). 12-15 мин | Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | А теперь объединитесь в группы (по 2-3 чел.) и вместе продолжите доказывать присутствие атмосферного давления, выполняя задания: Карточка: 1.стр.99 учебника, з.№3 (автоматическая поилка для птиц). (Используйте шприц для откачивания воды из миски.) Почему жидкость поднимается вверх, когда ее втягивают через соломинку? (слайд 7 из ЦОР) 2. стр. 98 учебника, упр.17 (2). Всем вам, наверное, приходилось иметь дело с пипеткой. Покажите, как набирают с ее помощью жидкость, и объясните её принцип действия. Проделайте аналогичный опыт с резиновой грушей и медицинским шприцем. 3. Мухи обладают удивительной способностью подниматься вертикально по гладкому оконному стеклу и свободно разгуливать по потолку. Как это им удается? Все это им доступно благодаря крошечным присоскам, которыми снабжены мушиные лапки. Такими присосками обладают не только мухи, но и даже сравнительно крупные животные, такие, как древесные лягушки. Они могут держаться на оконном стекле благодаря присоскам на лапках. Как же действуют эти присоски? Проведите опыт с присоской. (В присосках создается разреженное воздушное пространство, и атмосферное давление удерживает присоску у той поверхности, к которой она «прилипла».) Молодцы, ребята, вы хорошо поработали. А теперь настало время узнать, почему же мы не ощущаем атмосферного давления. Слайд 8 из ЦОР (опыт с воронкой, поверхность которой затянута пленкой) и Слайд 9 из ЦОР (объяснение того, почему атмосферное давление не ощущается человеком). | Ребята объединяются в группы, выполняют задания, делают предположения и обосновывают свои ответы. Ответ: При втягивании воды грудная клетка расширяется, и в полости рта создается разреженное пространство. На поверхность же воды действует атмосферное давление; разность давлений заставляет воду подниматься по соломинке или выливаться из поилки в миску. Обращают внимание на информацию слайда. | Личностные: оценивание усваеваемого содержания. Регулятивные: самоконтроль, самооценка, коррекция. Познавательные: умение анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выбор наиболее эффективных способов выполнения заданий, решения проблемы, приобретение опыта по получению, преобразованию и применению нового знания Коммуникативные: умение работать в группе, управление своим поведением и поведением партнеров в группе, контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
6.Подведение итога урока. 3 мин | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. Качественная оценка работы класса и отдельных учащихся. | Подведем итоги урока. Для этого в предложения вставьте пропущенные слова: 1. Воздушную оболочку, окружающую Землю, называют (атмосферой). 2. Воздух имеет (вес) и давит на (земную поверхность) и на (все тела), находящиеся на ней. Ребята, получите в подарок сок с трубочкой и ответьте, что вам поможет его выпить. | Отвечают, вставляют пропущенные слова. Ответ: атмосферное давление. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
7. Информация о домашнем задании. 2 мин | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | §40, 41, упр.18 (1,2), ответьте на вопросы. подготовить 1 занимательный опыт на использование атмосферного давления. Занимательные опыты можно найти в книге«Занимательная физика» Перельмана и других , а также на сайтах http://vpl54.narod.ru/FOKUS.html http://www.lmagic.info. | Записывают в дневники д/з | Регулятивные: планирование, прогнозирование. |
8. Рефлексия. 1 мин. | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | Выберите соответствующее высказывание: Знания, полученные на уроке, пригодятся мне для объяснения некоторых явлений, происходящих в повседневной жизни и природе. Да (поднимите руку) Нет (не поднимайте руку) Молодцы! СПАСИБО за урок. | Выполняют желаемые действия. | Познавательные: рефлексия. |