kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по физике «Интерференция света» с использованием виртуального физического эксперимента

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан для учащихся 11 класса.

Тема урока: интерференция света.

Цель урока: актуализация знаний по теме "Интерференция механических волн", наблюдение и изучение интерференции ЭМВ на примере света с использованием виртуального физического эксперимента.

Задачи:1) закрепить понятия когерентности и интерференции, проведя аналогию между механическими и ЭМ волнами; 2) проанализировать основные закономерности интерференции, используя виртуальный физический эксперимент

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по физике «Интерференция света» с использованием виртуального физического эксперимента »


Лобанова Лариса Васильевна,

учитель физики

«МАОУ СОШ №164»

г. Екатеринбург


Методическая разработка урока по физике «Интерференция света» с использованием виртуального физического эксперимента

Данный урок разработан для учащихся 11 класса.

Тема урока: интерференция света.

Цель урока: актуализация знаний учащихся по теме «интерференция механических волн», наблюдение и изучение интерференции света с использованием виртуального физического эксперимента.

Задачи: 1) Закрепить понятия когерентности и интерференции, проведя аналогию с механическими волнами;

  1. Проанализировать основные закономерности интерференции, используя виртуальный физический эксперимент.

Планируемые результаты:

  1. предметные:

- знать: понятие интерференции, когерентных волн, длины волны, амплитуды колебаний;

- уметь: объяснять наблюдаемую интерференционную картину как для механических, так и световых волн.

  1. метапредметные: формирование у учащихся умений:

- ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- владеть языковыми средствами: уметь ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, формулировать собственное мнение и позицию.

  1. личностные:

- развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;

- формирование навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками; способности вести диалог с другими людьми.

Материал для урока: 1) Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев , В.М.Чаругин . «Физика- 11» Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2011.

2) модель виртуального физического эксперимента «Интерференция волн». Источник: Phet.colorado.edu simulation.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: фронтальный опрос, индивидуально-групповая работа, практическая работа с компьютерной моделью.

Методы:

  • словесные (рассказ - дискуссия);

  • наглядные (наблюдение, демонстрация, проведение виртуального эксперимента);

  • контроль знаний

Необходимое техническое оборудование: 1) компьютеры для каждого учащегося или группы учащихся; 2) при отсутствии технической возможности - мультимедийный проектор (соответственно, проведение виртуального эксперимента носит демонстрационный характер, однако, анализ результатов эксперимента производится каждым учащимся индивидуально, а затем идет групповое обсуждение, как и в первом случае).

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность ученика

1

Организа-ционный

Проверяет готовность класса к уроку, способствует созданию благоприятной атмосферы.

Настраиваются на работу.

2

Актуализа-ция знаний

Фронтальный опрос по теме «интерференция механических волн», организация проведения первой части виртуального физического эксперимента «интерференция волн на поверхности воды».

Отвечают на вопросы; проводят виртуальный эксперимент «интер-ференция волн на поверхности воды», с изменением параметров (частоты, амплитуды); анализируют и обсуждают наблюдаемые явления.

См. рис.1-3 приложения

3

Мотивация

учебной де-ятельности

Учитель предлагает кому-либо из учащихся выдуть мыльный пузырь.

Наблюдают за радужной окраской мыльного пузыря, вспоминают и приводят примеры аналогичных физических явлений.

4

Постановка

цели урока

Предлагает учащимся высказать предположения о причине возникновения радужной окраски, опираясь на результаты первой части урока, в итоге в ходе беседы формулируется тема и цель урока

Высказывают мнения о возможности общих закономерностей и свойств в волновых процессах.

Записывают тему урока.


5

Работа над изучаемым материалом

1.Дается определение интерференции световых волн.

2.Обсуждается проблема когерентности для световых волн.

3. Организуется проведение второй части виртуального физического эксперимента «Интерференция световых волн»

Работают с учебником. Делают записи.

Воспринимают информацию, высказывают предположения. Проводят вторую часть виртуального физического эксперимента «Интерференция световых волн» с изменением параметров (длины волны, т.е. частоты света, амплитуды световых волн); наблюдают, обсуждают, делают выводы.

См. рис.4-7 приложения

6

Рефлексия

Задается вопрос:

Что узнали сегодня? Какие общие закономерности в явлениях интерференции для механических и световых волн мы выявили при проведении виртуального эксперимента?

Обобщают полученные

сведения.

Формулируют выводы на основании анализа наблюдаемых закономерностей в ходе проведения виртуального эксперимента.

7

Подведение итогов. Домашнее задание.

Анализ выполненных заданий.

Дает домашнее задание: §67-69, подготовить сообщения на темы «Кольца Ньютона», «Приме-нение интерференции света»

Самооценка

Записывают в дневники домашнее задание.




ПРИЛОЖЕНИЕ

Примечание: Рисунки 1-7 иллюстрируют лишь часть проводимого виртуального эксперимента. При наблюдении интерференции меняются: тип среды (соответственно, тип волн - от механических до световых); частота и амплитуда колебаний источника. Данная программа дает возможности наблюдать также волны на поверхности песка. Проводимый виртуальный эксперимент дает возможность наблюдать и анализировать вид получаемой интерференционной картины в зависимости от изменения одного или нескольких параметров. Очень хорошо наблюдаются общие закономерности волновых процессов независимо от вида волн.


Рис.1.Начало эксперимента. Наблюдение волны на поверхности воды от одного источника.

Рис.2 Наблюдение интерференции волн от двух источников при низкой частоте.


Рис.3 Наблюдение интерференции волн от двух источников при увеличении частоты.


Рис.4. Наблюдение сферической световой волны от одного источника (выбрана длинноволновая часть спектра).

Рис.5. Наблюдение интерференции волн от двух источников при низкой частоте.


Рис.6. Наблюдение интерференции волн от двух источников света при более высокой частоте (коротковолновая часть спектра).


Рис.7. Наблюдение интерференции волн от двух источников света при более высокой частоте (коротковолновая часть спектра) и увеличенной амплитуде колебаний



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Лобанова Лариса Васильевна

Дата: 23.03.2015

Номер свидетельства: 190308


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства