1. Орг. момент, актуализация знаний, необходимых для усвоения нового материала
2. Сообщение темы и цели урока, мотивация учебной деятельности (через создание проблемной ситуации и выявление личного опыта учащихся по теме урока)
3. Изучение нового материала, демонстрационный эксперимент.
4. Проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление.
5. Рефлексия, дифференцированное домашнее задание.
Структура урока, время этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Мультимедиа компонент и методическое обоснование |
1. Орг. момент, актуализация знаний, необходимых для усвоения нового материала мин | 1.Какие состояния вещества вы знаете? 2.Какими свойствами обладают тела в твёрдом состоянии? 3. Назовите несколько твёрдых тел. 4. Сравните свойства, найдите сходство и различие. 5. Как вы думаете, в чём заключаются отличия физических свойств различных тел? | Обучающиеся дают ответы на вопросы. 1.Твёрдое, жидкое, газообразное. 2.Сохраняют форму и объём. 3.Камень, лёд. 4. Все тала состоят из молекул, но в газах расстояние между ними самое большое, а в твёрдых телах самое ильное притяжение. 5. Разные: теплопроводность, плотность, оптическая проницаемость, сжимаемость… | Слайд №1 – титульный лист Презентации Актуализация опорных знаний и личного опыта учащихся. |
2. Сообщение темы и цели урока, мотивация учебной деятельности 5 мин | Сегодня на уроке перед нами стоит проблема: создать классификацию твёрдых тел по их физическим свойствам. Перед вами несколько твёрдых тел. (Кубики, шарики из стекла, камня, металла, кусочки слюды, несколько кусков соли и сахара, леденцы, янтарь) Требуется разделить их на группы по любым свойствам и аргументировать свою теорию. На это отводится 2 минуты. Работа в парах. Учитель корректирует и рецензирует результаты. (После выполнения задания учитель обобщает предложенные результаты, обсуждая и комментируя каждый вариант) Вывод: Можно использовать несколько способов классификации твёрдых тел, но сегодня я предлагаю изучить только один: деление твёрдых тел на кристаллические и аморфные. Определяющим фактором при данной классификации являются различия в молекулярном строении и, как следствие – различие физических свойств. Формулируется тема и цель урока (для учащихся). Цель урока: Изучить твёрдые тела, их свойства и особенности. Убедиться в многообразии и необозримости окружающего мира. Выявить физическое звено связующей цепочки для твёрдых тел. | Учащиеся изучают. предложенные им тела и создают несколько вариантов комбинаций. По истечению времени оглашают свой вариант, единомышленники со сходным результатом могут присоединиться, или отредактировать предложенную версию. Все версии оформляются на доске для всеобщего рассмотрения. Возможные варианты: съедобное, несъедобное; прозрачное, непрозрачное; прочное, хрупкое… | Мотивационный компонент. Эмоциональный настрой. 2 слайд |
3. Изучение нового материала, демонстрационный эксперимент, культурно-исторический экскурс 25 мин | Мы живём на поверхности твёрдого тела – земного шара, в сооружениях. построенных из твёрдых тел, -домах. Наше тело, хотя и содержит 65% воды (мозг – 80%), тоже твёрдое. Орудия труда также сделаны из твёрдых тел, знать свойства твёрдых тел жизненно необходимо. Перед вами микроскопы с предметными стёклами, на которых находится поваренная соль, марганец. Продолжая работать в парах, сформулируйте для них сходства и различия. (После выполнения задания учитель обобщает предложенные результаты, обсуждая и комментируя каждый вариант) Как вы думаете, кристаллическими или аморфными являются изученные вами вещества? | Обучающиеся, работая парами, визуально изучают кристаллические тела. Анализируют, делают выводы. Возможные варианты ответов: Сходство в правильности геометрических форм, различие в цвете, форме, прозрачности… Наиболее вероятный ответ учеников: кристаллическими. | 3 слайд Мотивационный компонент. Эмоциональный настрой. |
| Кристаллы – это твёрдые тела, атомы или молекулы которых образуют кристаллическую решётку. Существует несколько типов кристаллических решёток: кубическая, гексагональная, кубическая центрированная, гранецентрированная и много других. | | 4 слайд Получение новых знаний |
| Кристаллические тела бывают монокристаллические и поликристаллические. Названия говорят сами за себя: Монокристаллы – одиночные кристаллы. Твёрдое тело, состоящее из большого числа маленьких кристаллов, называют поликристаллическими. С помощью микроскопов вы рассмотрели именно монокристаллы и визуально определили одно из весьма распространённых свойств – правильность геометрических форм, как следствие упорядоченного внутреннего строения. Попробуйте и нашего набора выбрать монокристаллические и поликристаллические тела. | Наиболее вероятные ответы учеников: кристаллы соли и марганца под микроскопом – монокристаллы, куски соли, сахара – поликристаллы. | 5 слайд Получение новых знаний. |
| Упорядоченное строение кристалла объясняет и анизотропию – зависимость физических свойств от выбранного направления. Если расколоть большой монокристалл соли, мы получим кристаллы в виде кубиков. Слюда с лёгкостью разделяется на тонкие пластины, но разделить её поперёк слоям удастся с большим трудом. Кристалл турмалина имеет ось симметрии и поляризует проходящий через него свет. Если расположить кристаллы так, чтобы их оси были взаимно перпендикулярны, то свет через них не пройдёт Данную особенность турмалина широко применяют при изготовлении оптических приборов. | | 6 слайд Получение новых знаний. |
| Поликристаллические тела мы встречаем гораздо чаще, чем монокристаллические. Часто одни и те же вещества зачастую встречаются как в монокристаллическом, так и а поликристаллическом виде: кристаллик соли и целые «кирпичи» соли, полученные в результате неправильно хранения (монокристаллы срастаются в поликристалл), куски сахара. если присмотреться к кусочку гранита, вы заметите мириады мельчайших монокристаллов, соединённых в один поликристалл… Сейчас мы выслушаем отчёты наших экспериментаторов, которые в течении 4-х недель выращивали кристаллы поваренной соли и медного купороса. | Возможные варианты докладов приведены в документе «Приложения» | 7 слайд Получение новых знаний. 8 слайд Использование межпредметных связей. |
| На этом свойства кристаллических тел не исчерпаны. Загадочным и непостижимым остаётся полиморфизм – существование различных кристаллических структур у одного и того же вещества: разновидности углерода – одно из самых ярких тому доказательств. Графит, алмаз, фуллерен – совершенно не похожи друг на друга. | | 9 слайд Получение новых знаний. |
| Поэзия, завидуй кристаллографии! (О. Мандельштам) | | 10 слайд Использование межпредметных связей. |
| Мир кристаллов разнообразен и многогранен, но не следует забывать, что существуют и другие виды твёрдых тел – аморфные. Определяющим отличительным свойством является отсутствие определённой температуры плавления. Кристаллические тела имеют определённую температуру плавления. | | 11 слайд Использование межпредметных связей. |
| У аморфных тел нет строгого порядка в расположении атомов | | 12 слайд Использование межпредметных связей. |
| Аморфные тела изотропны (физические свойства не зависят от направления). | | 13 слайд Использование межпредметных связей. |
| Давайте вернёмся к рассмотрению и классификации твёрдых тел. Предлагаю вам разделить их на кристаллические и аморфные. К кристаллическим не относятся стекло и леденцы - это аморфные тела. Они не имеют правильной кристаллической решётки, определенной температуры плавления. Любопытно, что получаются они путём обработки кристаллических тел, в результате которой меняется структура веществ. Обратите внимание на то, что многие тела не поддаются анализу. Обнаружить полиморфизм, анизотропию и даже правильность форм (у обработанных тел) зачастую невозможно! Необходимы более глубокие исследования. Нам остаётся пользоваться знаниями, полученными на уроках химии, физики и жизненным опытом. | Ученики проводят классификацию, аргументируя каждый шаг. Возможные варианты ответов: кристаллические – соль, сахар, металлы, стекло леденцы; аморфные – янтарь. | Систематизация и конкретизация ранее полученных знаний. |
| Мир твёрдых тел не исчерпывается кристаллическими и аморфными телами. Живая природа – это мир полимеров! Молекулы белка и ДНК, молекулы полиэтилена и многое другое. | | 14 слайд Использование межпредметных связей. |
4. Проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление 11 мин | Итак, какую классификацию твёрдых тел мы изучили на сегодняшнем уроке? Как классифицируются кристаллические тела? Какие свойства отличают кристаллические тела? Какие свойства отличают монокристаллы? Теперь мы систематизируем результаты урока и оформим таблицу классификации и характеристики твёрдых тел. На листочках каждый из вас создаёт свою собственную таблицу и через 5 минут мы обсудим результат. Давайте рассмотрим возможные варианты. ( с помощью документ камеры результаты выводятся на экран). Лучшие работы оцениваются. Ученики оформляют таблицу в тетрадях. | Деление на аморфные и кристаллические. На моно- и поли- кристаллы. Наличие правильной кристаллической решётки, определенной температуры плавления, полиморфизм. Анизотропия. Ученики работают самостоятельно. Вариант таблицы приведён в документе «Приложения». | Установление обратной связи. |
5. Рефлексия, дифференцированное домашнее задание 1 мин | Нельзя окружающий мир разложить по полочкам, но наличие знаний о устройстве окружающих нас тел жизненно необходимо. Человечество нуждается в веществах с самыми различными свойствами – прозрачных и непрозрачных, жёстких и эластичных, тугоплавких, сверхпроводящих и многих других. Для создания нового необходимо изучить особенности имеющегося материала. Только пытливость и активный поиск двигают науку вперёд. Дерзайте, творите, фантазируйте! Домашнее задание: гл.12 | | Эмоциональный компонент. |