Урок. Силы в природе. Силы всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения.
Цель урока: изучить закон всемирного тяготения, показать его практическую значимость.
Задачи урока – развитие УУД:
познавательные УУД: сформировать представление о значимости гравитационных сил, добиться усвоения закона всемирного тяготения, познакомиться с опытным путем определения гравитационной постоянной;
коммуникативные и личностные УУД: создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности; формировать систему взглядов на мир;
регулятивные УУД: развить умение строить самостоятельные высказывания в устной и письменной форме; развить мышление, воображение, логический подход к решению поставленных задач.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Форма работы на уроке: фронтальная, коллективная, индивидуальная.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация.
План урока:
-
Организационный момент (1 минута)
-
Актуализации знаний (10 минут)
-
Усвоение новых знаний (20 минут)
-
Закрепление новых знаний (13 минут)
-
Домашнее задание (1 минута)
-
Рефлексия (1минута)
-
Таблица 5. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
-
-
Презентации
-
Деятельность учителя
-
Деятельность ученика
-
Организационный момент (1 минута)
-
Здравствуйте ребята! Давайте проверим, все ли присутствуют на уроке.
-
Ученики слушают учителя и настраиваются на изучение и восприятие нового материала.
-
Сообщают об отсутствующих.
-
Актуализации знаний (10 минут)
-
Начнем наш урок с того, что мы уже знаем.
-
Ответим на вопросы:
-
Какая СО называется инерциальной? Неинерциальной? Примеры.
-
В каком случае тело движется равномерно?
-
Что называется материальной точкой?
-
Сформулируйте законы Ньютона.
-
Как будет вести себя ракета в космосе, если двигатель выйдет из строя?
-
Что называется силой?
-
Слушают вопросы и отвечают в устной форме.
-
Смотрят презентацию и отвечают на вопросы.
-
Усвоение новых знаний (20 минут)
-
Ребята, все Вы видели фотографию, где Ньютон сидит под деревом и на голову падает яблоко. Как можно объяснить эту фотографию с точки зрения физики
-
Слушают учителя, смотрят презентацию и рассказывают историю, приходят к названию темы и цели урока.
-
Сегодня на уроке мы с вами изучим закон всемирного тяготения, покажем его практическую значимость. Шире раскроем понятие взаимодействия тел на примере этого закона и ознакомимся с областью действия гравитационных сил, введем понятие первой космической скорости
-
Записывают новую тему урока в тетрадях.
-
Слушают учителя и смотрят презентацию; задают вопросы и фиксируют в тетрадь всю необходимую информацию.
-
В природе существует четыре типа сил:
-
Гравитационные – все тела притягиваются друг к другу.
-
Электромагнитные – действуют между частицами, имеющими электрические заряды (в атомах, молекулах, твердых, жидких и газообразных телах, живых организмах).
-
Ядерные – внутри атомных ядер (сказываются только на расстоянии 10-12 см).
-
Слабые взаимодействия – проявляются на еще меньших расстояниях. Они вызывают превращение элементарных частиц друг в друга.
-
Слушают учителя и смотрят презентацию; фиксируют в тетрадь всю необходимую информацию.
-
Обсуждают проявление сил на примерах.
-
Ньютон установил, как зависит от расстояния ускорение свободного падения. Вблизи поверхности Земли, на расстоянии 6400 км от центра оно составляет 9,8 м/с2. А на расстоянии в 60 раз больше, то есть у Луны это ускорение в 3600 раз меньше, чем на Земле. Вывод: ускорение убывает обратно пропорционально квадрату расстояния от центра Земли. По второму закону динамики, ускорение прямо пропорционально силе, а сила в свою очередь прямо пропорциональна массам. Обобщив все это, Ньютон сформулировал закон всемирного тяготения
-
.Слушают учителя и смотрят презентацию
-
Выделяют из текста то, что было им неизвестно.
-
Скажите, какие выводы Вы можете сделать
-
Делают выводы о том, на основе чего Ньютон сформулировал закон всемирного тяготения. Фиксируют в тетрадь всю необходимую информацию.
-
Выводит формулу закона всемирного тяготения
-
Обсуждают с учителем представленный на слайде вывод.
-
Фиксируют вывод в тетрадь.
-
Записать формулу, обозначения величин, значение гравитационной постоянной, анализ формулы: как изменяется сила при увеличении или уменьшении расстояния между телами
-
Обсуждают смысл закона и его значение для познания окружающего мира.
-
Физический смысл гравитационной постоянной заключается в том, что сила, с которой притягиваются два тела с массой по 1кг каждое, находящиеся на расстоянии 1м друг от друга.
-
Вводит единицы измерения
-
Уясняют смысл гравитационной постоянной через самостоятельное обсуждение формулы для нее.
-
Формула закона всемирного тяготения дает точный результат при расчете:
-
1. если размеры тел пренебрежимо малы по сравнению с расстоянием между ними;
-
2. если оба тела однородны и имеют шарообразную форму;
-
3. если одно из взаимодействующих тел – шар, размеры и масса которого, значительно больше, чем у второго тела.
-
Уясняют границы применимости закона.
-
Нажимает на гиперссылку для просмотра видео об опыте Кавендиша
-
В 1798г английский учёный Кавендиш провел опыт, цель которого была в измерении силы, с которой сферические тела притягивались друг к другу. Кавендиш воспользовался крутильными весами – очень чувствительным прибором, который изобрёл его соотечественник Ф. Митчелл. Опыт Кавендиша КАВЕНДИШ Генри (1731-1810), английский физик и химик. Определил состав воздуха (1781) и химический состав воды (1784). С помощью изобретенных им крутильных весов подтвердил закон всемирного тяготения. Определил массу Земли
-
Роль опыта Кавендиша 1.Закон всемирного тяготения получил экспериментальное доказательство 2.Закон всемирного тяготения стал применим для количественных расчётов. 3.Теперь можно было рассчитать массы и плотности различных небесных тел, в том числе и Земли, траектории искусственных спутников Земли. 4.Определить время и место солнечных и лунных затмений. 5.Открыть новые планеты и звёзды. 6.Предугадать новые физические закономерности.
-
Смотрят видео, вместе с учителем, делают выводы о значимости опыта, записывают в тетрадь дату и смысл опыта.
-
Записывает формулы, анализирует зависимость g от массы, широты, высоты
-
Обсуждают, какие величины можно определить, зная величину ускорения свободного падения в данном месте прмтранства.
-
В Синьцэян-Уйгурском автономном районе на северо-западе Китая есть холм, по склону которого вода течет не вниз, а вверх. Этот факт отметили двое путешественников, приехавших туда на автомобилях.
Остановив автомобиль на дне расположенной на вершине холма V-образной впадины и сняв его с тормозов, туристы с удивлением обнаружили, что он сам покатился вверх по склону! Скорость его движения достигала 30 км/час. Вода, вылитая на дорогу, тоже потекла вверх, в сторону вершины. Некоторые ученые пытаются объяснить эти аномальные явления геологическими особенностями местности. Выходит, что законы всемирного тяготения здесь совсем не действуют
-
Обсуждают предъявленные факты. Убеждаются в том, что познание мира бесконечно.
-
Закрепление новых знаний (13 минут)
-
Сейчас мы с вами закрепим новый материал. Давайте прочитаем задачу на слайде.
-
Вызывает к доске ученика.
-
Формулирует вместе с учеником закон и формулу закона Всемирного тяготения
-
Следит за ходом решения, помогает с вычислением и выводом единиц измерения
-
Читают задачу. Представлен-ную на слайде.
-
На интерактивной доске ученик начинает оформлять «дано».
-
Применяет для решения формулу закона Всемирного тяготения
-
Решает, пишет ответ
-
Домашнее задание, рефлексия (2 минута)
-
Информирует учащихся о домашнем задании, проводит разъяснение по методике его выполнения.
-
Параграф 27-32 № 169, 170 А.П. Рымкевич
-
Организует рефлексию. Ставит оценки.
-
Записывают задание
-