kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок физики "Сила в в природе. Силы всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок. Силы в природе. Силы всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения.

Цель урока: изучить закон всемирного тяготения, показать его практическую значимость.

Задачи урока – развитие УУД:

познавательные УУД: сформировать представление о значимости гравитационных сил, добиться усвоения закона всемирного тяготения, познакомиться с опытным путем определения гравитационной постоянной;

коммуникативные и личностные УУД: создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности; формировать систему взглядов на мир;

регулятивные УУД: развить умение строить самостоятельные высказывания в устной и письменной форме; развить мышление, воображение, логический подход к решению поставленных задач.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Форма работы на уроке: фронтальная, коллективная, индивидуальная.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация.

План урока:

  1. Организационный момент (1 минута)

  2. Актуализации знаний (10 минут)

  3. Усвоение новых знаний (20 минут)

  4. Закрепление новых знаний (13 минут)

  5. Домашнее задание (1 минута)

  6. Рефлексия (1минута)

  7. Таблица 5. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

    1. Презентации

    1. Деятельность учителя

    1. Деятельность ученика

    1. Организационный момент (1 минута)

    1. Здравствуйте ребята! Давайте проверим, все ли присутствуют на уроке.

    1. Ученики слушают учителя и настраиваются на изучение и восприятие нового материала.

    2. Сообщают об отсутствующих.

    1. Актуализации знаний (10 минут)

    1. Начнем наш урок с того, что мы уже знаем.

    2. Ответим на вопросы:

    1. Какая СО называется инерциальной? Неинерциальной? Примеры.

    2. В каком случае тело движется равномерно?

    3. Что называется материальной точкой?

    4. Сформулируйте законы Ньютона.

    5. Как будет вести себя ракета в космосе, если двигатель выйдет из строя?

    1. Что называется силой?

    1. Слушают вопросы и отвечают в устной форме.

    2. Смотрят презентацию и отвечают на вопросы.

    1. Усвоение новых знаний (20 минут)

    1. Ребята, все Вы видели фотографию, где Ньютон сидит под деревом и на голову падает яблоко. Как можно объяснить эту фотографию с точки зрения физики

    1. Слушают учителя, смотрят презентацию и рассказывают историю, приходят к названию темы и цели урока.

    1. Сегодня на уроке мы с вами изучим закон всемирного тяготения, покажем его практическую значимость. Шире раскроем понятие взаимодействия тел на примере этого закона и ознакомимся с областью действия гравитационных сил, введем понятие первой космической скорости

    1. Записывают новую тему урока в тетрадях.

    2. Слушают учителя и смотрят презентацию; задают вопросы и фиксируют в тетрадь всю необходимую информацию.

    1. В природе существует четыре типа сил:

    1. Гравитационные – все тела притягиваются друг к другу.

    2. Электромагнитные – действуют между частицами, имеющими электрические заряды (в атомах, молекулах, твердых, жидких и газообразных телах, живых организмах).

    3. Ядерные – внутри атомных ядер (сказываются только на расстоянии 10-12 см).

    4. Слабые взаимодействия – проявляются на еще меньших расстояниях. Они вызывают превращение элементарных частиц друг в друга.

    1. Слушают учителя и смотрят презентацию; фиксируют в тетрадь всю необходимую информацию.

    2. Обсуждают проявление сил на примерах.

    1. Ньютон установил, как зависит от расстояния ускорение свободного падения. Вблизи поверхности Земли, на расстоянии 6400 км от центра оно составляет 9,8 м/с2. А на расстоянии в 60 раз больше, то есть у Луны это ускорение в 3600 раз меньше, чем на Земле. Вывод: ускорение убывает обратно пропорционально квадрату расстояния от центра Земли. По второму закону динамики, ускорение прямо пропорционально силе, а сила в свою очередь прямо пропорциональна массам. Обобщив все это, Ньютон сформулировал закон всемирного тяготения

    1. .Слушают учителя и смотрят презентацию

    2. Выделяют из текста то, что было им неизвестно.

    1. Скажите, какие выводы Вы можете сделать

    1. Делают выводы о том, на основе чего Ньютон сформулировал закон всемирного тяготения. Фиксируют в тетрадь всю необходимую информацию.

    1. Выводит формулу закона всемирного тяготения

    1. Обсуждают с учителем представленный на слайде вывод.

    2. Фиксируют вывод в тетрадь.

    1. Записать формулу, обозначения величин, значение гравитационной постоянной, анализ формулы: как изменяется сила при увеличении или уменьшении расстояния между телами

    1. Обсуждают смысл закона и его значение для познания окружающего мира.

    1. Физический смысл гравитационной постоянной заключается в том, что сила, с которой притягиваются два тела с массой по 1кг каждое, находящиеся на расстоянии 1м друг от друга.

    2. Вводит единицы измерения

    1. Уясняют смысл гравитационной постоянной через самостоятельное обсуждение формулы для нее.

    1. Формула закона всемирного тяготения дает точный результат при расчете:

    2. 1. если размеры тел пренебрежимо малы по сравнению с расстоянием между ними;

    3. 2. если оба тела однородны и имеют шарообразную форму;

    4. 3. если одно из взаимодействующих тел – шар, размеры и масса которого, значительно больше, чем у второго тела.

    1. Уясняют границы применимости закона.

    1. Нажимает на гиперссылку для просмотра видео об опыте Кавендиша

    2. В 1798г английский учёный Кавендиш провел опыт, цель которого была в измерении силы, с которой сферические тела притягивались друг к другу. Кавендиш воспользовался крутильными весами – очень чувствительным прибором, который изобрёл его соотечественник Ф. Митчелл. Опыт Кавендиша КАВЕНДИШ Генри (1731-1810), английский физик и химик. Определил состав воздуха (1781) и химический состав воды (1784). С помощью изобретенных им крутильных весов подтвердил закон всемирного тяготения. Определил массу Земли

    3. Роль опыта Кавендиша 1.Закон всемирного тяготения получил экспериментальное доказательство 2.Закон всемирного тяготения стал применим для количественных расчётов. 3.Теперь можно было рассчитать массы и плотности различных небесных тел, в том числе и Земли, траектории искусственных спутников Земли. 4.Определить время и место солнечных и лунных затмений. 5.Открыть новые планеты и звёзды. 6.Предугадать новые физические закономерности.

    1. Смотрят видео, вместе с учителем, делают выводы о значимости опыта, записывают в тетрадь дату и смысл опыта.

    1. Записывает формулы, анализирует зависимость g от массы, широты, высоты

    1. Обсуждают, какие величины можно определить, зная величину ускорения свободного падения в данном месте прмтранства.

    1. В Синьцэян-Уйгурском автономном районе на северо-западе Китая есть холм, по склону которого вода течет не вниз, а вверх. Этот факт отметили двое путешественников, приехавших туда на автомобилях.
      Остановив автомобиль на дне расположенной на вершине холма V-образной впадины и сняв его с тормозов, туристы с удивлением обнаружили, что он сам покатился вверх по склону! Скорость его движения достигала 30 км/час. Вода, вылитая на дорогу, тоже потекла вверх, в сторону вершины. Некоторые ученые пытаются объяснить эти аномальные явления геологическими особенностями местности. Выходит, что законы всемирного тяготения здесь совсем не действуют

    1. Обсуждают предъявленные факты. Убеждаются в том, что познание мира бесконечно.

    1. Закрепление новых знаний (13 минут)

    1. Сейчас мы с вами закрепим новый материал. Давайте прочитаем задачу на слайде.

    2. Вызывает к доске ученика.

    3. Формулирует вместе с учеником закон и формулу закона Всемирного тяготения

    4. Следит за ходом решения, помогает с вычислением и выводом единиц измерения

    1. Читают задачу. Представлен-ную на слайде.

    2. На интерактивной доске ученик начинает оформлять «дано».

    3. Применяет для решения формулу закона Всемирного тяготения

    4. Решает, пишет ответ

    1. Домашнее задание, рефлексия (2 минута)

    1. Информирует учащихся о домашнем задании, проводит разъяснение по методике его выполнения.

    2. Параграф 27-32 № 169, 170 А.П. Рымкевич

    3. Организует рефлексию. Ставит оценки.

    1. Записывают задание

Просмотр содержимого документа
«Урок физики "Сила в в природе. Силы всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения"»

Урок 13/3 Силы в природе. Силы всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения.

Цель урока: изучить закон всемирного тяготения, показать его практическую значимость.



Задачи урока – развитие УУД:

познавательные УУД: сформировать представление о значимости гравитационных сил, добиться усвоения закона всемирного тяготения, познакомиться с опытным путем определения гравитационной постоянной;

коммуникативные и личностные УУД: создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности; формировать систему взглядов на мир;

регулятивные УУД: развить умение строить самостоятельные высказывания в устной и письменной форме; развить мышление, воображение, логический подход к решению поставленных задач.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Форма работы на уроке: фронтальная, коллективная, индивидуальная.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация.

План урока:

  1. Организационный момент (1 минута)

  2. Актуализации знаний (10 минут)

  3. Усвоение новых знаний (20 минут)

  4. Закрепление новых знаний (13 минут)

  5. Домашнее задание (1 минута)

  6. Рефлексия (1минута)

  7. Таблица 5. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

    1. Презентации

    1. Деятельность учителя

    1. Деятельность ученика

    1. Организационный момент (1 минута)

    1. Здравствуйте ребята! Давайте проверим, все ли присутствуют на уроке.

    1. Ученики слушают учителя и настраиваются на изучение и восприятие нового материала.

    2. Сообщают об отсутствующих.

    1. Актуализации знаний (10 минут)

    1. Начнем наш урок с того, что мы уже знаем.

    2. Ответим на вопросы:

    1. Какая СО называется инерциальной? Неинерциальной? Примеры.

    2. В каком случае тело движется равномерно?

    3. Что называется материальной точкой?

    4. Сформулируйте законы Ньютона.

    5. Как будет вести себя ракета в космосе, если двигатель выйдет из строя?

    1. Что называется силой?

    1. Слушают вопросы и отвечают в устной форме.

    2. Смотрят презентацию и отвечают на вопросы.

    1. Усвоение новых знаний (20 минут)

    1. Ребята, все Вы видели фотографию, где Ньютон сидит под деревом и на голову падает яблоко. Как можно объяснить эту фотографию с точки зрения физики

    1. Слушают учителя, смотрят презентацию и рассказывают историю, приходят к названию темы и цели урока.

    1. Сегодня на уроке мы с вами изучим закон всемирного тяготения, покажем его практическую значимость. Шире раскроем понятие взаимодействия тел на примере этого закона и ознакомимся с областью действия гравитационных сил, введем понятие первой космической скорости

    1. Записывают новую тему урока в тетрадях.

    2. Слушают учителя и смотрят презентацию; задают вопросы и фиксируют в тетрадь всю необходимую информацию.

    1. В природе существует четыре типа сил:

    1. Гравитационные – все тела притягиваются друг к другу.

    2. Электромагнитные – действуют между частицами, имеющими электрические заряды (в атомах, молекулах, твердых, жидких и газообразных телах, живых организмах).

    3. Ядерные – внутри атомных ядер (сказываются только на расстоянии 10-12 см).

    4. Слабые взаимодействия – проявляются на еще меньших расстояниях. Они вызывают превращение элементарных частиц друг в друга.

    1. Слушают учителя и смотрят презентацию; фиксируют в тетрадь всю необходимую информацию.

    2. Обсуждают проявление сил на примерах.

    1. Ньютон установил, как зависит от расстояния ускорение свободного падения. Вблизи поверхности Земли, на расстоянии 6400 км от центра оно составляет 9,8 м/с2. А на расстоянии в 60 раз больше, то есть у Луны это ускорение в 3600 раз меньше, чем на Земле. Вывод: ускорение убывает обратно пропорционально квадрату расстояния от центра Земли. По второму закону динамики, ускорение прямо пропорционально силе, а сила в свою очередь прямо пропорциональна массам. Обобщив все это, Ньютон сформулировал закон всемирного тяготения

    1. .Слушают учителя и смотрят презентацию

    2. Выделяют из текста то, что было им неизвестно.

    1. Скажите, какие выводы Вы можете сделать

    1. Делают выводы о том, на основе чего Ньютон сформулировал закон всемирного тяготения. Фиксируют в тетрадь всю необходимую информацию.

    1. Выводит формулу закона всемирного тяготения

    1. Обсуждают с учителем представленный на слайде вывод.

    2. Фиксируют вывод в тетрадь.

    1. Записать формулу, обозначения величин, значение гравитационной постоянной, анализ формулы: как изменяется сила при увеличении или уменьшении расстояния между телами

    1. Обсуждают смысл закона и его значение для познания окружающего мира..

    1. Физический смысл гравитационной постоянной заключается в том, что сила, с которой притягиваются два тела с массой по 1кг каждое, находящиеся на расстоянии 1м друг от друга.

    2. Вводит единицы измерения

    1. Уясняют смысл гравитационной постоянной через самостоятельное обсуждение формулы для нее..

    1. Формула закона всемирного тяготения дает точный результат при расчете:

    2. 1. если размеры тел пренебрежимо малы по сравнению с расстоянием между ними;

    3. 2. если оба тела однородны и имеют шарообразную форму;

    4. 3. если одно из взаимодействующих тел – шар, размеры и масса которого, значительно больше, чем у второго тела.

    1. Уясняют границы применимости закона..

    1. Нажимает на гиперссылку для просмотра видео об опыте Кавендиша

    2. В 1798г английский учёный Кавендиш провел опыт, цель которого была в измерении силы, с которой сферические тела притягивались друг к другу. Кавендиш воспользовался крутильными весами – очень чувствительным прибором, который изобрёл его соотечественник Ф. Митчелл. Опыт Кавендиша КАВЕНДИШ Генри (1731-1810), английский физик и химик. Определил состав воздуха (1781) и химический состав воды (1784). С помощью изобретенных им крутильных весов подтвердил закон всемирного тяготения. Определил массу Земли

    3. Роль опыта Кавендиша 1.Закон всемирного тяготения получил экспериментальное доказательство 2.Закон всемирного тяготения стал применим для количественных расчётов. 3.Теперь можно было рассчитать массы и плотности различных небесных тел, в том числе и Земли, траектории искусственных спутников Земли. 4.Определить время и место солнечных и лунных затмений. 5.Открыть новые планеты и звёзды. 6.Предугадать новые физические закономерности.

    1. Смотрят видео, вместе с учителем, делают выводы о значимости опыта, записывают в тетрадь дату и смысл опыта.

    1. Записывает формулы, анализирует зависимость g от массы, широты, высоты

    1. Обсуждают, какие величины можно определить, зная величину ускорения свободного падения в данном месте прмтранства.

    1. В Синьцэян-Уйгурском автономном районе на северо-западе Китая есть холм, по склону которого вода течет не вниз, а вверх. Этот факт отметили двое путешественников, приехавших туда на автомобилях.
      Остановив автомобиль на дне расположенной на вершине холма V-образной впадины и сняв его с тормозов, туристы с удивлением обнаружили, что он сам покатился вверх по склону! Скорость его движения достигала 30 км/час. Вода, вылитая на дорогу, тоже потекла вверх, в сторону вершины. Некоторые ученые пытаются объяснить эти аномальные явления геологическими особенностями местности. Выходит, что законы всемирного тяготения здесь совсем не действуют

    1. Обсуждают предъявленные факты. Убеждаются в том, что познание мира бесконечно.

    1. Закрепление новых знаний (13 минут)

    1. Сейчас мы с вами закрепим новый материал. Давайте прочитаем задачу на слайде.

    2. Вызывает к доске ученика.

    3. Формулирует вместе с учеником закон и формулу закона Всемирного тяготения

    4. Следит за ходом решения, помогает с вычислением и выводом единиц измерения

    1. Читают задачу. Представлен-ную на слайде.

    2. На интерактивной доске ученик начинает оформлять «дано».

    3. Применяет для решения формулу закона Всемирного тяготения

    4. Решает, пишет ответ

    1. Домашнее задание, рефлексия (2 минута)

    1. Информирует учащихся о домашнем задании, проводит разъяснение по методике его выполнения.

    2. Параграф 27-32 № 169, 170 А.П. Рымкевич

    3. Организует рефлексию. Ставит оценки.

    1. Записывают задание


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок физики "Сила в в природе. Силы всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения"

Автор: Лисицын Юрий Иванович

Дата: 31.03.2016

Номер свидетельства: 312884

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "презентация к вечеру физики "Умники и умницы". "
    ["seo_title"] => string(51) "priezientatsiia-k-viechieru-fiziki-umniki-i-umnitsy"
    ["file_id"] => string(6) "104317"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402682825"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "презентация к вечеру физики "Я самый умный!". "
    ["seo_title"] => string(49) "priezientatsiia-k-viechieru-fiziki-ia-samyi-umnyi"
    ["file_id"] => string(6) "104333"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402683567"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "методическая разработка урока по физике на тему Законы Ньютона "
    ["seo_title"] => string(69) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-fizikie-na-tiemu-zakony-n-iutona"
    ["file_id"] => string(6) "239873"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444895070"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "конспект урока математики по теме  "Признаки возрастания и убывания функции". "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-matiematiki-po-tiemie-priznaki-vozrastaniia-i-ubyvaniia-funktsii"
    ["file_id"] => string(6) "116382"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412439795"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Конспект урока "Силы в природе" "
    ["seo_title"] => string(31) "konspiekt-uroka-sily-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "150850"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420562107"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства