kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок физики по теме "Изопроцессы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • выяснение условий выполнения изопроцессов;
  • выяснение теоретической зависимости трех макроскопических параметров;
  • практическое доказательство этих параметров;
  • умение анализировать и обобщать информацию.

Оборудование урока:

  1. Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.
  2. Карточки с тестами (приложение 1).
  3. Карточки с алгоритмом решения задач (приложение 3).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок физики по теме "Изопроцессы" »

МОБУ «Хрущевская СОШ им. А.И. Миронова»








УРОК ФИЗИКИ

по теме

«Изопроцессы и их законы»





для 10 класса











Учитель: Сорокина Е.В.












Декабрь 2013








Цели урока:

  • выяснение условий выполнения изопроцессов;

  • выяснение теоретической зависимости трех макроскопических параметров;

  • практическое доказательство этих параметров;

  • умение анализировать и обобщать информацию.



Оборудование урока:

  1. Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.

  2. Карточки с тестами (приложение 1).

  3. Карточки с алгоритмом решения задач (приложение 3).

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Повторение и закрепление основных понятий и уравнений молекулярно-кинетической теории. (Приложение 1)

  3. Изучение нового материала. (В процессе рассказа учителя, с использованием информации выведенной на экран учащиеся заполняют в тетради таблицу-приложение 2).

Первая строчка заполняется с учителем.

Название процесса

Постоянный параметр

Математическая запись закона

Графики процессов в системе координат p-V, p-T, V-T

Изотермический процесс

T=const

PV=const

Изотермическое расширение

p p V




V T T

Изотермическое сжатие


p p V



V T T



Изопроцессы - процессы изменения состояния газов так, что один из трех макроскопических параметров (объем, давление, температура) остается постоянным, а два других параметра при этом изменяются.

а) Изотермический процесс- процесс изменения состояния определенной массы газа при постоянной температуре (m=const, T=const). Из уравнения Менделеева-Клайперона следует закон Бойля-Мариотта PV=const=m/V* RT. Это означает, что произведение начального давления Р1 на его первоначальный объем равно произведению этих параметров P2*V2 в произвольной момент времени P1*V1=P2*V2или P1/P2=V2/V1 следовательно Р - 1/V.

График- гипербола, название - изотерма.

б) Изобарный процесс - процесс изменения состояния определенной массы газа при постоянном давлении (m=const, P=const).Из уравнения Менделеева - Клайперона следует закон Гей-Люссака. V/T=const=mR/MP-это означает, что отношение первоначального объема газа к его температуре Т1 равно отношению этих параметров V2/T2 в произвольный момент времени. V1/T1=V2/T2 или V1*T2=V2*T1 следует V~T.

График - прямая, название - изобара.

в) Изохорный процесс - процесс изменения состояния определенной массы при постоянном объеме(m=CONST, V= CONST). Из уравнения Менделеева - Клайперона следует закон Шарля Р/ Т=const=mR/MV - это означает, что отношение первоначального давления газа Р1 к его температуре равно отношению этих параметров Р2, Т2- в произвольный момент времени Р1/Т1=Р2/Т2 или Р1*Т2=Р2*Т1 следует Р пропорционально Т.

График - прямая, название- изохора.

На интерактивную доску выведена картинка по ссылке: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f6d000a1-45b5-2ee2-1665-8d020fdca120/00119626258524282.htm, ее распечатка ниже.



Законы идеального газа




Давление p, объем V и температура T идеального газа связаны между собой уравнением Менделеева–Клапейрона:

Здесь ν – количество вещества, R = 8,31 Дж/(моль·К) – универсальная газовая постоянная.

 

Если температура газа остается постоянной, то выполняется закон Бойля–Мариотта:

 pV = const.


Рис. 1. Изотермический процесс

Если постоянным остается давление, то выполняется закон Гей-Люссака:


Рис. 2. Изобарный процесс

Наконец, если постоянен объем, то справедлив закон Шарля:



Рис. 3. Изохорный процесс

Для смеси газов справедлив закон Дальтона. Давление смеси идеальных газов равняется сумме парциальных давлений каждого из газов в отдельности.



Учитель проверяет заполнение таблицы, выводя на экран правильный вариант (приложение 2).

  1. Закрепление.

Пользуясь алгоритмом решения (приложение 3), учащиеся разбирают решение следующей задачи:



P Представьте данный процесс в координатах V-T и p-V.







T



Решение:

Процесс 1-2 изотермическое расширение, pV=const, T=const, p ↓ V↑;

Процесс 2-3 изобарное расширение (нагревание), V/T = const, p=const, T ↑ V ↑;

Процесс 3-4 изотермическое сжатие, pV=const, T=const, p ↑, V ↓.



V p







T V

  1. Домашнее задание: § 69, изопроцессы и их графики по таблице.



Приложение 1

Вариант 1

1. Как изменится давление идеального одноатомного газа при уменьшении его объема в 4 раза и увеличении абсолютной температуры в 2 раза?

А. Увеличится в 8 раз. Б, Увеличится в 4 раза. В. Увеличится в 2 раза. Г. Не изменится.


2. Вычислите давление кислорода массой 0,032 кг в сосуде объемом 8,3 м3 при температуре 100 °С.

A. 10 Па. Б. 830 Па.

B. 100 Па. Г. 373 Па.


3. Как меняется масса воздуха в помещении, если температура увеличивается?

А. Уменьшается. Б. Увеличивается. В. Не изменяется.


  1. Чему равен объем 1 моля идеального газа при нормальных условиях?
    А. 1 м3. Б. 24 м3 В. 0,024 м3.


  1. В баллоне находится газ при t - 27 °С. Во сколько раз уменьшится давле­ние газа, если 50 % его выйдет из баллона, а температура при этом увеличится до 600 К?


  1. Масса кислорода m при давлении Р занимает объем V. Как изменится темпе­ратура газа, если при увеличении давления до 2Р его объем уменьшился в V/10?

A. Увеличится в 5 раз.
Б. Уменьшится в 5 раз.

B. Не изменится.


7. В баллоне при неизменной массе газа температура увеличилась от 1 до
2"С. Как изменилось давление?

А. Увеличилось в 2 раза. Б. Увеличилось в 1,004 раза. В. Не изменилось.


8. Что и по каким физическим величинам можно вычислить на основании уравнения Менделеева-Клапейрона?

  1. Плотность газа, используя R, р, Т, М.

  2. Число молекул в газе, используя V, Т, Р, с.

  1. Массу молекулы, используя Т, Р, с, NA, R.

А. 1,2,3. Б. 1,2. В. 1,3


Вариант 2


1. Как изменится давление идеального одноатомного газа при увеличении его объема и температуры в 2 раза?

A. Увеличится в 4 раза.
Б. Уменьшится в 2 раза.

B. Останется прежним.


2. Вычислите давление водорода массой 0,02 кг в сосуде объемом 8,3 м3 при температуре 100 °С.

A. 3730 Па.
Б. 373 Па.

B. 1000 Па.


3. Как изменится плотность воздуха в помещении, если температура уменьшится?

A. Не изменится.
Б. Уменьшится.

B. Увеличится.


4. Чему равны давление и температура газа при нормальных условиях?
А. р= 105 Па; t- 100°С.

Б. р = 105 Па; Т - 273 К.

В. р = 10s кПа; Т = 0 К.

5. В баллоне находится газ при Т = 300 К. Во сколько раз уменьшится давление газа, если 50 % его выйдет из баллона, а температура останется неизменной?

A. Уменьшится в 50 раз.
Б. Уменьшится в 2 раза.

B. Увеличится в 2 раза.


6. При нормальных условиях плотность кислорода:

A. Больше плотности водорода.
Б. Меньше плотности водорода.

B. Равна плотности водорода.


7. При повышении температуры в комнате меняется:
А. Давление.

Б. Давление и масса воздуха.

В. Масса воздуха.


8. В цилиндре с поршнем произошло увеличение давления газа больше до­пустимого за счет увеличения температуры. Как можно установить прежнее давление?

A. Увеличением объема цилиндра или уменьшением массы газа.
Б. Только уменьшением массы газа.

B. Только увеличением объема цилиндра.



Приложение 2

Приложение 3.

Ф-10 Алгоритм решения задач по теме «Газовые законы» графическим методом.

  1. Определить процесс, соответствующий данному участку графика, по виду этого участка.

  2. Записать формулу закона.

  3. Определить с помощью графика и закона изменение объема, давления, температуры на каждом участке. Для упрощения описания изменения макропараметров ввести символы: «↑» - возрастает; «↓» - убывает.

  4. Выделить поведение макропараметров на отдельных участках диаграммы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок физики по теме "Изопроцессы"

Автор: Сорокина Елена Владимировна

Дата: 12.10.2014

Номер свидетельства: 118425

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Урок по теме "Изопроцессы""
    ["seo_title"] => string(25) "urok_po_teme_izoprotsessy"
    ["file_id"] => string(6) "501173"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1551006024"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Уроки физики 10 класс "Свойства газов""
    ["seo_title"] => string(36) "uroki_fiziki_10_klass_svoistva_gazov"
    ["file_id"] => string(6) "606331"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1651983931"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Информационные - коммуникационные технологии как инструмент повышения познавательной активности обучающихся на уроках физики. "
    ["seo_title"] => string(142) "informatsionnyie-kommunikatsionnyie-tiekhnologhii-kak-instrumient-povyshieniia-poznavatiel-noi-aktivnosti-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "135352"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416910353"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Пути активизации познавательной деятельности на уроках физики в условиях  УКП "
    ["seo_title"] => string(84) "puti-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-na-urokakh-fiziki-v-usloviiakh-ukp"
    ["file_id"] => string(6) "105897"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402922435"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Урок физики в 10 классе по теме "Изопроцессы. Газовые законы""
    ["seo_title"] => string(64) "urok-fiziki-v-10-klassie-po-tiemie-izoprotsiessy-gazovyie-zakony"
    ["file_id"] => string(6) "152391"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420829956"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства