Урок «Физика и музыка» по теме: «Звуковые явления»
Урок «Физика и музыка» по теме: «Звуковые явления»
Цели урока
-Познакомить учащихся с понятием «звук», характеристиками звука;
-научить различать звуки по громкости, тону, тембру;
-показать,как эти характеристики связаны с частотой и амплитудой колебаний;
-показать связь физики с музыкой;
-расширить кругозор учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала.
Звучит музыка, постепенно стихает. Учитель физики ( под музыку): Здравствуйте, ребята! Сегодня тема нашего урока звучит поэтически. И это не случайно. Кто из вас не любит послушать хорошую музыку, спеть задушевную песню? Без волнения не можем мы слушать выдающиеся творения классиков: Чайковского, Глинки, Бетховена, Мусоргского, советскую музыку, народные песни.
Большой популярностью за рубежом пользуются наши песни. Песня «Подмосковные вечера» заняла третье место на конкурсе песни в Италии, песня «Пусть всегда будет солнце» на III Международном конкурсе песни в Польше получила первую премию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок «Физика и музыка» по теме: «Звуковые явления» »
Урок « Физика и музыка» по теме: «Звуковые явления»
Цели урока
-Познакомить учащихся с понятием «звук», характеристиками звука;
-научить различать звуки по громкости, тону, тембру;
-показать ,как эти характеристики связаны с частотой и амплитудой колебаний;
-показать связь физики с музыкой;
-расширить кругозор учащихся.
Ход урока
Организационный момент
Изучение нового материала.
Звучит музыка, постепенно стихает. Учитель физики ( под музыку): Здравствуйте, ребята! Сегодня тема нашего урока звучит поэтически. И это не случайно. Кто из вас не любит послушать хорошую музыку, спеть задушевную песню? Без волнения не можем мы слушать выдающиеся творения классиков: Чайковского, Глинки, Бетховена, Мусоргского, советскую музыку, народные песни.
Большой популярностью за рубежом пользуются наши песни. Песня «Подмосковные вечера» заняла третье место на конкурсе песни в Италии, песня «Пусть всегда будет солнце» на III Международном конкурсе песни в Польше получила первую премию.
1.Музыка- это прекрасно!.. Однако при чём здесь физика? Музыка- это звуки- механические колебания воздуха, и изучаются они в физике, в разделе «Акустика». Впрочем, давайте послушаем подробный рассказ о том, что такое звук. ( Акустика – это раздел физики, изучающий звук, его свойства, звуковые явления).
(Сообщения учащихся «Происхождение звука и его свойства» на фоне музыки с показом камертона, гитары…).
2. Учитель: Каковы же характеристики музыкальных звуков?
Громкость.
Громкость звука определяется действием звука на орган слуха, ее трудно оценить объективно. В физике пользуются понятием – интенсивность звука. Которая зависит от амплитуды колебаний (максимальное отклонение от положения равновесия) и от площади тела, совершающего колебания. Единица громкости звука называется сон. В практических задачах громкость звука измеряется в белах (Б) или децибелах (дБ).
Опыт. Наблюдение и сравнение осциллограмм звука камертона, дающий тихий и громкий звук. Вывод: громкость звука определяется амплитудой колебаний- с увеличением громкости звука амплитуда возрастает и наоборот.
Высота тона
В физике она характеризуется частотой колебаний. Единица частоты колебаний герц (Гц).
Опыт. Демонстрация действия звукового генератора; прослушивание звуков различных частот. Вывод: тон определяется частотой- чем больше частота, тем выше тон звучания. Самая низкая частота сложного звука называется основной частотой, а соответствующий ей звук – основным тоном. Все остальные тоны сложного звука называются обертонами.
Тембр.
Тембр звука определяется совокупностью его обертонов.
( Сообщения учащихся).
3. Музыканты и физики по-разному обозначают высоту звука. Музыкант назовет например, «ля» первой октавы и другой музыкант тотчас представит себе высоту этого звука. А физику нужно сказать, что этот звук с частотой 440 Гц. Но и в том и в другом случае- и для музыканта, и для физика- у каждого звука есть в музыкальном пространстве свое точное место. Можно ли записать звук?
(Сообщения учащихся. На экране- фотография Эдисона и первый фонограф).
4. Под звуки «Вальса-фантазии» Глинки выходят учащиеся и рассказывают о чудесах звукозаписи. Сообщение сопровождается такими демонстрациями:
-Ускоренная и замедленная запись звука и ее последующее воспроизведение. В то время как выступающий рассказывал о замедленной и ускоренной звукозаписи, его речь была записана с нормальной и увеличенной скоростью, а затем заслушивалась.
-запись с искусственным эхо.
Я молчу – оно молчит,
Я кричу – оно кричит,
Я хриплю – оно охрипнет,
Но всегда последним крикнет. (Эхо)
5. Бурно развивается техника в наше время. Теперь уж никого не удивляет запись звука, не являются необычными «чудеса» звукозаписи. Интересно, что может дать физика для дальнейшего развития музыкального искусства? Вот об этом я и предлагаю послушать сообщение « Электронные голоса». Сообщение заканчивается прослушиванием игры на электромузыкальных инструментах или соответствующей записи.
III. Вторая часть урока проходит в форме соревнования команд (по рядам). За каждый верный ответ команда получает 1 балл (или жетон).
1. В качестве разминки «Физический барьер».
-Что такое высота звука? (качество звука, определяемое человеком субъективно на слух и зависящее от частоты звука).
-Что такое тембр звука? (окраска звука).
-Кем изобретен первый аппарат для звукозаписи? Как он назывался? (Эдисоном. 1878г.; фонограф)
-Что такое музыкальный звук? (звук, который характеризуется высотой от 16Гц до 4.5кГц, громкостью, длительностью, тембром).
- Какой звук называют шумом? (беспорядочные колебания различной физической природы).
- Может ли голос одного человека звучать как дуэт? (может, если на магнитную пленку сделать повторную запись, не стирая первой).
- Для чего музыкальные инструменты имеют резонаторы? ( для усиления звука).
- Где в организме человека находится молоточек, наковальня и стремечко? ( среднее ухо).
- Являются ли звуки барабана музыкальными? (нет, это шумы).
- Скрипки какого итальянского мастера пользуются особым успехом? ( Страдивари)
2. Игра “ Третий лишний»
3. Музыкально- физическая викторина.
- Что мы услышим , удаляясь от оркестра со скоростью звука? (ничего, т.к. звуковые волны будут неподвижны относительно человека).
- Как изменится тон свистка приближающегося поезда? (повышается).
- Известный физик, автор теории относительности, прекрасно играл на фортепиано и скрипке. Кто он? (А. Эйнштейн).
- Какой великий композитор так любил математику, что исписал формулами стены, пол, мебель? ( Моцарт).
- Какой великий композитор знал и любил футбол и хотел стать спортивным судьей? (Шостакович).
- Он был известным композитором, членом знаменитой « Могучей кучки»,автором прекрасной оперы «Князь Игорь», но все-таки музыка была лишь его хобби, а основная профессия- химик. Кто он? ( Александр Бородин).
- Если перед открытым роялем играть на скрипке, то рояль звучит. Объясните это явление. ( звучит только одна струна, настроенная на высоту произнесенного звука; это звуковой резонанс0.
- Что является источником голоса человека? Что является резонатором? ( голосовые связки; гортань и полость рта).
- Он был ученым математиком, автором знаменитой теоремы; блестящим музыкантом, первым догадавшимся о существовании природного звукоряда;.его опыты легли в основу науки, которая называется музыкальной акустикой. Кто он? (Пифагор).
- Он окончил школу-студию МХАТ, работал в Московском драмтеатре им. Пушкина, в театре миниатюр, в театре на Таганке. В кино сыграл более 25 ролей. Писал стихи, песни. При жизни не вышел ни один сборник стихов. После смерти вышли сборники «Нерв» и « Я, конечно, вернусь». ( В.Высотский).
4. Пословицы и поговорки о звуке, голосе. Примеры.
- Скрипит, как несмазанная телега.
- Слышит звон, а не знает где он.
- Поет песни, что колокольчиком разливается.
- Гудит, как майский жук.
- Брюзжит, что худая муха в осень.
- Видом- сокол, а голосом- ворона.
- Звенит, как наковальня под молотом.
- Как аукнется . так и откликнется.
IV.Подведение итогов. Выставление оценок с комментариями.