kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок «Физика и музыка» по теме: «Звуковые явления»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока -Познакомить учащихся с понятием «звук», характеристиками звука; -научить различать звуки по громкости, тону, тембру; -показать,как эти характеристики связаны с частотой и амплитудой колебаний; -показать связь физики с музыкой; -расширить кругозор учащихся. Ход урока I. Организационный момент II. Изучение нового материала. Звучит музыка, постепенно стихает. Учитель физики ( под музыку): Здравствуйте, ребята! Сегодня тема нашего урока звучит поэтически. И это не случайно. Кто из вас не любит послушать хорошую музыку, спеть задушевную песню? Без волнения не можем мы слушать выдающиеся творения классиков: Чайковского, Глинки, Бетховена, Мусоргского, советскую музыку, народные песни. Большой популярностью за рубежом пользуются наши песни. Песня «Подмосковные вечера» заняла третье место на конкурсе песни в Италии, песня «Пусть всегда будет солнце» на III Международном конкурсе песни в Польше получила первую премию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок «Физика и музыка» по теме: «Звуковые явления» »

Урок « Физика и музыка» по теме: «Звуковые явления»



Цели урока

-Познакомить учащихся с понятием «звук», характеристиками звука;

-научить различать звуки по громкости, тону, тембру;

-показать ,как эти характеристики связаны с частотой и амплитудой колебаний;

-показать связь физики с музыкой;

-расширить кругозор учащихся.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Изучение нового материала.

Звучит музыка, постепенно стихает. Учитель физики ( под музыку): Здравствуйте, ребята! Сегодня тема нашего урока звучит поэтически. И это не случайно. Кто из вас не любит послушать хорошую музыку, спеть задушевную песню? Без волнения не можем мы слушать выдающиеся творения классиков: Чайковского, Глинки, Бетховена, Мусоргского, советскую музыку, народные песни.

Большой популярностью за рубежом пользуются наши песни. Песня «Подмосковные вечера» заняла третье место на конкурсе песни в Италии, песня «Пусть всегда будет солнце» на III Международном конкурсе песни в Польше получила первую премию.

1.Музыка- это прекрасно!.. Однако при чём здесь физика? Музыка- это звуки- механические колебания воздуха, и изучаются они в физике, в разделе «Акустика». Впрочем, давайте послушаем подробный рассказ о том, что такое звук. ( Акустика – это раздел физики, изучающий звук, его свойства, звуковые явления).

(Сообщения учащихся «Происхождение звука и его свойства» на фоне музыки с показом камертона, гитары…).

2. Учитель: Каковы же характеристики музыкальных звуков?

Громкость.

Громкость звука определяется действием звука на орган слуха, ее трудно оценить объективно. В физике пользуются понятием – интенсивность звука. Которая зависит от амплитуды колебаний (максимальное отклонение от положения равновесия) и от площади тела, совершающего колебания. Единица громкости звука называется сон. В практических задачах громкость звука измеряется в белах (Б) или децибелах (дБ).

Опыт. Наблюдение и сравнение осциллограмм звука камертона, дающий тихий и громкий звук. Вывод: громкость звука определяется амплитудой колебаний- с увеличением громкости звука амплитуда возрастает и наоборот.

Высота тона

В физике она характеризуется частотой колебаний. Единица частоты колебаний герц (Гц).

Опыт. Демонстрация действия звукового генератора; прослушивание звуков различных частот. Вывод: тон определяется частотой- чем больше частота, тем выше тон звучания. Самая низкая частота сложного звука называется основной частотой, а соответствующий ей звук – основным тоном. Все остальные тоны сложного звука называются обертонами.

Тембр.

Тембр звука определяется совокупностью его обертонов.

( Сообщения учащихся).

3. Музыканты и физики по-разному обозначают высоту звука. Музыкант назовет например, «ля» первой октавы и другой музыкант тотчас представит себе высоту этого звука. А физику нужно сказать, что этот звук с частотой 440 Гц. Но и в том и в другом случае- и для музыканта, и для физика- у каждого звука есть в музыкальном пространстве свое точное место. Можно ли записать звук?

(Сообщения учащихся. На экране- фотография Эдисона и первый фонограф).

4. Под звуки «Вальса-фантазии» Глинки выходят учащиеся и рассказывают о чудесах звукозаписи. Сообщение сопровождается такими демонстрациями:

-Ускоренная и замедленная запись звука и ее последующее воспроизведение. В то время как выступающий рассказывал о замедленной и ускоренной звукозаписи, его речь была записана с нормальной и увеличенной скоростью, а затем заслушивалась.

-запись с искусственным эхо.

Я молчу – оно молчит,

Я кричу – оно кричит,

Я хриплю – оно охрипнет,

Но всегда последним крикнет. (Эхо)

5. Бурно развивается техника в наше время. Теперь уж никого не удивляет запись звука, не являются необычными «чудеса» звукозаписи. Интересно, что может дать физика для дальнейшего развития музыкального искусства? Вот об этом я и предлагаю послушать сообщение « Электронные голоса». Сообщение заканчивается прослушиванием игры на электромузыкальных инструментах или соответствующей записи.

III. Вторая часть урока проходит в форме соревнования команд (по рядам). За каждый верный ответ команда получает 1 балл (или жетон).

1. В качестве разминки «Физический барьер».

-Что такое высота звука? (качество звука, определяемое человеком субъективно на слух и зависящее от частоты звука).

-Что такое тембр звука? (окраска звука).

-Кем изобретен первый аппарат для звукозаписи? Как он назывался? (Эдисоном. 1878г.; фонограф)

-Что такое музыкальный звук? (звук, который характеризуется высотой от 16Гц до 4.5кГц, громкостью, длительностью, тембром).

- Какой звук называют шумом? (беспорядочные колебания различной физической природы).

- Может ли голос одного человека звучать как дуэт? (может, если на магнитную пленку сделать повторную запись, не стирая первой).

- Для чего музыкальные инструменты имеют резонаторы? ( для усиления звука).

- Где в организме человека находится молоточек, наковальня и стремечко? ( среднее ухо).

- Являются ли звуки барабана музыкальными? (нет, это шумы).

- Скрипки какого итальянского мастера пользуются особым успехом? ( Страдивари)

2. Игра “ Третий лишний»

3. Музыкально- физическая викторина.

- Что мы услышим , удаляясь от оркестра со скоростью звука? (ничего, т.к. звуковые волны будут неподвижны относительно человека).

- Как изменится тон свистка приближающегося поезда? (повышается).

- Известный физик, автор теории относительности, прекрасно играл на фортепиано и скрипке. Кто он? (А. Эйнштейн).

- Какой великий композитор так любил математику, что исписал формулами стены, пол, мебель? ( Моцарт).

- Какой великий композитор знал и любил футбол и хотел стать спортивным судьей? (Шостакович).

- Он был известным композитором, членом знаменитой « Могучей кучки»,автором прекрасной оперы «Князь Игорь», но все-таки музыка была лишь его хобби, а основная профессия- химик. Кто он? ( Александр Бородин).

- Если перед открытым роялем играть на скрипке, то рояль звучит. Объясните это явление. ( звучит только одна струна, настроенная на высоту произнесенного звука; это звуковой резонанс0.

- Что является источником голоса человека? Что является резонатором? ( голосовые связки; гортань и полость рта).

- Он был ученым математиком, автором знаменитой теоремы; блестящим музыкантом, первым догадавшимся о существовании природного звукоряда;.его опыты легли в основу науки, которая называется музыкальной акустикой. Кто он? (Пифагор).

- Он окончил школу-студию МХАТ, работал в Московском драмтеатре им. Пушкина, в театре миниатюр, в театре на Таганке. В кино сыграл более 25 ролей. Писал стихи, песни. При жизни не вышел ни один сборник стихов. После смерти вышли сборники «Нерв» и « Я, конечно, вернусь». ( В.Высотский).

4. Пословицы и поговорки о звуке, голосе. Примеры.

- Скрипит, как несмазанная телега.

- Слышит звон, а не знает где он.

- Поет песни, что колокольчиком разливается.

- Гудит, как майский жук.

- Брюзжит, что худая муха в осень.

- Видом- сокол, а голосом- ворона.

- Звенит, как наковальня под молотом.

- Как аукнется . так и откликнется.



IV.Подведение итогов. Выставление оценок с комментариями.

Домашнее задание: параграфы 30, 31; упражнения 28, 29

Возможно, после этого урока вы будете воспринимать физику более интересной, красивой, необходимой наукой. Очень хочется на это надеяться.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок «Физика и музыка» по теме: «Звуковые явления»

Автор: Кочкарева Валентина Анатольевна

Дата: 21.09.2015

Номер свидетельства: 232330

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Проект «В мире звуковых волн» "
    ["seo_title"] => string(30) "proiekt-v-mirie-zvukovykh-voln"
    ["file_id"] => string(6) "186276"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426319826"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Доклад "Использование на уроках различных видов ИКТ" "
    ["seo_title"] => string(54) "doklad-ispol-zovaniie-na-urokakh-razlichnykh-vidov-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "168906"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423317643"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1410 руб.
2350 руб.
1660 руб.
2770 руб.
1270 руб.
2110 руб.
1250 руб.
2090 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства