Образовательная: обобщить знания учащихся о внутренней энергии, способах изменения внутренней энергии. Рассмотреть три вида теплопередачи, основываясь на знания о строении вещества, объяснить теплопроводность, конвекцию, излучение.
Развивающие: Способствовать формированию умения анализировать, делать выводы, выделять главную мысль.
Воспитательные: Воспитывать у учащихся потребность в знаниях, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью. Воспитывать ответственность, инициативность через формирование собственных суждений. Способствовать воспитанию культуры поведения на уроке.
Тип урока – комбинированный (усвоение и актуализация новых знаний).
Оборудование - проволока (медная и стальная), штативы, свеча, гвозди, спиртовка
Методы обучения - словесные, практические, наглядные
Формы учебной деятельности-фронтальная, групповая.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тепловые явления. Виды теплопередачи»
Урок физики в 8 классе
Тема: «Тепловые явления. Виды теплопередачи»
Цели урока:
Образовательная: обобщить знания учащихся о внутренней энергии, способах изменения внутренней энергии. Рассмотреть три вида теплопередачи, основываясь на знания о строении вещества, объяснить теплопроводность, конвекцию, излучение.
Развивающие: Способствовать формированию умения анализировать, делать выводы, выделять главную мысль.
Воспитательные: Воспитывать у учащихся потребность в знаниях, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью. Воспитывать ответственность, инициативность через формирование собственных суждений. Способствовать воспитанию культуры поведения на уроке.
Тип урока – комбинированный (усвоение и актуализация новых знаний).
Оборудование - проволока (медная и стальная), штативы, свеча, гвозди, спиртовка
Методы обучения - словесные, практические, наглядные
Формы учебной деятельности-фронтальная, групповая.
Ход урока
Учитель: Я думаю и надеюсь, что сегодня мы с вами проведём интересный урок, узнаем о различных изменениях внутренней энергии, но для этого нам с вами придётся вспомнить: а что же такое внутренняя энергия?»
Актуализация опорных знаний:
а) Работа по карточкам (класс разбивается на группы, каждой группе даётся задание);
Карточка № 1
1.Внутренняя энергия тела не зависит от того, обладает ли само тело потенциальной или кинетической энергией?
2.Шар, упавший на плиту, и плита при ударе деформировались. Изменилась ли при этом внутренняя энергия тел?
Карточка № 2
1.За счёт своей внутренней энергии тело может совершать работу, если да, то приведите примеры.
2. Что является причиной увеличения внутренней энергии тела с ростом температуры?
Карточка № 3
1.При переходе твёрдого тела в жидкое состояние меняется ли внутренняя энергия тела?
2.Пила нагревается, если ею долго пилить, что при этом происходит?
Карточка № 4
1.Когда вы потираете руки, они нагреваются, почему?
2.Находящийся в сосуде нагретый воздух выталкивает пробку независимо от того, на каком этаже находится сосуд, почему?
Карточка № 5
1.Зависит ли внутренняя энергия тела от его движения и положения относительно других тел?
2. Какую энергию тела называют внутренней энергией тела?)
б) Внутренняя энергия (рассказ – пример напоминание, что же такое внутренняя энергия, от чего она зависит);
Учитель: рассмотрим превращение одного вида энергии в другой: свинцовый шар, лежащий на свинцовой плите, сначала поднимаем вверх, а затем отпускаем. При падении шара произойдет превращение кинетической энергии в потенциальную, а затем во внутреннюю энергию, т.к. в месте удара шара о плиту, они оба не только деформировались, но и ещё стали тёплыми в месте удара, это означает, что температура плиты и шара изменилась, механическая энергия превратилась во внутреннюю. Другой пример, подтверждающий, что внутренняя энергия тела зависит от состояния вещества: например, нагревание воды, затем кипение.
Приходим к выводу, что внутренняя энергия тела зависит от: температуры тела, агрегатного состояния вещества и других факторов.
Формулируем цель урока (учащиеся предлагают свои формулировки цели данного урока, а учителей уже конкретизирует их).
Учитель: итак, подведём итоги: как же можно изменить внутреннюю энергию тела? (путём совершения механической работы или теплопередачей.) Таким образом, мы подошли к теме сегодняшнего урока: «Теплопроводность».
Изложение и осмысление нового материала:
Учитель записывает тему урока на доске и начинает свой рассказ о способах изменения внутренней энергии, затем обращает внимание учащихся на опыт, который проводит на демонстрационном столе.
Учитель:
Какой можно сделать вывод из приведённых опытов, которые вы наблюдали?
Как называется это явление?
Приведите примеры из жизни, где можно наблюдать явление теплопроводности.
Что можно сказать о теплопроводности для различных веществ?
(Учащиеся приводят примеры из окружающего нас мира, например, нагревание острия электропаяльника, который используют для выжигания различных рисунков на фанере.)
Учащимся предлагаются различные карточки-картинки, из которых надо выбрать те, в которых представлено явление теплопроводности (учащиеся работают в группах, находят нужные им рисунки).
Картинки:
а) таяние снега в руках человека;
б) нагревание металлической пластинки в огне свечи;
в) нагревание воды в сосуде в пламени горелки;
г) удар молотом о плиту;
д) тепло от костра;
е)нагревание воды в самоваре
(Ответы: а),б),е)-изменение внутренней энергии в результате теплопроводности, в)- теплопроводности и конвекции; г)-путём совершения работы; д)-излучением)
Учитель:
Приведите примеры поговорок, связанных с изменением внутренней энергией тела?
(«Шилом моря не нагреешь»; «Много снега – много хлеба»; «Как бы ни старался водопад течь вверх, он всё равно будет низвергаться вниз» (китайская); «Брошенный вверх камень на твою же голову и упадёт»(монгольская)).
Закрепление нового материала:
Учитель: Вот и подошли мы к заключительному этапу урока. На уроке мы познакомились с явлением теплопроводности, узнали, где оно применяется.
В заключение нашего урока я хочу сказать словами В.Г.Белинского: «Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх» и словами арабской мудрости: «Никогда не стыдись спрашивать о том, чего не знаешь».
На этом наш урок закончился, до свидания! До следующей встречи!