I. Организационный момент (2 мин) II. Актуализация знаний (5 мин) | Слово учителя. Приветствие. Проверка домашнего задания. Приём «Ромашка вопросов» Работа с презентацией урока. Ответы на вопросы, выполнение практических заданий. | Организация положительного самоопределения учеников к деятельности на уроке. Повторение изученного материала. Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. -Здравствуйте, ребята! Бывают уроки похожие и разные, Если к ним приглядеться с различных сторон, Бывают уроки, как радостный праздник, А бывают они как мучительный сон! -Начинаем наш урок. -Дома вы должны были повторить пройденный материал по теме «Электрический ток». Прежде чем начать проверку домашнего задания, хочу вас предупредить, что урок сегодняшний необычный, оценки на нём буду ставить не только я, но и вы сами. Для этого перед каждым из вас лежит «Таблица самооценки» (Приложение, таблица 1). На каждом этапе урока вы будете ставить отметки себе и своим одноклассникам, в конце занятия таблички мне сдадите, а я поставлю итоговую оценку. -Начнём проверку. Простой Что такое электрический ток? Уточняющий Как направлен электрический ток во внешней части цепи? Из каких частей состоит простейшая электрическая цепь? Творческий Какие приёмники, или потребители, электрической энергии вы знаете? Оценочный Объясните разницу в понятиях электрическая цепь и элементы электрической цепи | Приветствуют учителя, приветствуют гостей, проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу. Слушают учителя, выбирают лепестки с заданиями, отвечают на вопросы (повторение изученного материала). Электрический ток - это упорядоченное движение заряженных частиц. Направление эл. тока – эл. ток направлен от положительного полюса источника к отрицательному. Простейшая электрическая цепь состоит из источника тока, приёмника, замыкающего устройства (ключ), соединительные провода К приёмникам или потребителям электрической энергии относятся электродвигатели, лампы, плитки, всевозможные электробытовые приборы (утюг, холодильник, микроволновая печь, фен) Электрическая цепь – это совокупность элементов цепи соединённых друг с другом. А элементы это перечень приборов, из которых состоит цепь. | Самоопределение (Л) Построение речевого высказывания(П) К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
III. Постановка учебных целей и задач. (6мин) | 1. Беседа по вопросам. Работа с презентацией. | Постановка целей и задач урока. | Ребята! У вас на столах стоят электрические приборы, с которыми вам предстоит поработать. Но прежде чем приступить к работе, предлагаю вспомнить технику безопасности при работе с электрическими приборами. Имея различные электрические приборы (источник тока, 2 лампочки, ключ, соединительные провода), зарисуйте схему и составьте цепь Учащиеся замыкают собранные цепи только после разрешения учителя, контролирующего правильность сборки цепи. Задаются вопросы, ведущие к выдвижению гипотезы: -Возникает ли в цепи электрический ток после замыкания ключа? -Как вы узнали? -С одинаковой ли яркостью горят лампочки? -Как вы думаете - почему одна горит ярче другой? Можем ли мы дать ответ на этот вопрос? - Ответить точно на возникший вопрос мы не сможем. Давайте начнем предполагать, почему это наблюдается. Почему лампочка горит, когда цепь замкнута? -Какое действие тока проявляется при проведении данного опыта? -А что значит «горит ярче»? -Какой же физической величиной характеризуется любое действие? -Какой вывод можно сделать о действии электрического тока? Это и будет нашей гипотезой. -Давайте попытаемся, имея результаты наблюдения и различные гипотезы, выдвинутые вами, сформулировать тему урока. Так какова же тема нашего урока? Какова цель нашего урока? -Значит, какие цели поставим перед собой, что надо будет узнать? -Что будем делать для этого? Какие задачи поставим? -Предлагаю начать работу. | - На рабочем месте оборудование располагайте аккуратно. - После сборки всей электрической цепи, не включайте до тех пор, пока всё не проверит учитель. - Все изменения в электрической цепи можно проводить только при выключенном источнике электропитания. - При обнаружении неисправности в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом учителю. - По окончании работ отключите источник электропитания и разберите электрическую цепь. Составляют и зарисовывают цепь. - Да -Загораются лампочки - Нет, одна ярче другой - Предполагают, что в одной лампе ток больше, чем в другой - Течет ток -Тепловое - Больше тепловое действие - Силой - Через лампочки протекает ток разной силы - Сила тока. Измерение силы тока. - Дать понятие силы тока, познакомить с единицей измерения. Цели: 1. Узнать, что называют силой тока Задачи: 1.научиться объяснять понятие сила тока 2. вычислять силу тока 3.знать единицы измерения силы тока 4. пользоваться прибором для измерения силы тока | Определение цели урока (Р) Логические действия (П) Самоопределение (Л) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) |
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). (7 мин) V. Первичное закрепление. (3 мин) VI.Этап закрепления нового материала (6 мин) VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. ( 8мин) Творческая и практическая деятельность. | Работа с учебником, с таблицей-вопросником. Игровая деятельность. Взаимоопрос. Письменная работа в парах, параграфом учебника. Работа с презентацией. Работа с раздаточным материалом, с презентацией. | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся. Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. Проверим, какие новые знания об электрическом токе вы получили: проведём небольшой тест. Букву верного ответа выписываем в оценочный лист. | На эти вопросы вам поможет ответить параграф учебника (п.37, стр.107-109). Прочитайте его и ответьте на вопросы, которые есть у вас в табличке раздаточного материала (Приложение, таблица 2.) Внимательно читаем задание и находим ответы на вопросы. Если вы готовы, давайте начнём проверку, но это сделаю не я, а вы сами. Поиграем в игру «Учитель-ученик»: тот, кого я назову, должен встать и задать вопрос своему однокласснику, назвав его по имени. Вы сидите в парах. Я предлагаю, друг другу рассказать то, что изучили и ваш сосед должен вас оценить и поставить оценку. Используя полученные знания на уроке предлагаю решить задачи: №1. На столе стоит стакан с кипятильником. Чтобы проверить температуру воды Витя опускает палец в стакан при включённом кипятильнике. Почему нельзя так поступить? №2. Через спираль электроплитки за 12 мин прошло 3000 Кл электричества. Какова сила тока в спирали? Тест. Сила тока – это физическая величина, равная… А) электрическому заряду, прошедшему в цепи через поперечное сечение проводника за 1 с. Б) электрическому заряду, прошедшему в цепи через поперечное сечение проводника. В) электрическому заряду, прошедшему по электрической цепи за время её работы. 2. По какой формуле определяют силу тока? К) Л) М) 3. Как названа единица силы тока? О) Джоуль (дж) П) Ампер (А) Р) Кулон (Кл) 4. За 10 с через поперечное сечение проводника прошёл заряд 5 Кл. Определите силу тока в проводнике. Е) 0, 5 А Ж) 50 А З) 2 А 5. Силу тока измеряют…. П)…гальванометром Р)…амперметром С)…электрометром. Проверим результаты теста. Если Вы правильно ответили на вопросы теста, то у вас получилось имя французского физика, в честь которого и была названа единица измерения силы тока. Ландау сказал, верховным судье всякой физической теории является опыт. Без экспериментаторов теоретики скисают. -Я предлагаю проверить гипотезу. Для измерения силы тока используют прибор, который называю амперметром, чтобы его отличить от других приборов, на шкале ставят букву А. На схемах обозначают . Амперметр включают последовательно с тем прибором, силу тока в котором измеряют. Этот прибор включается в электрическую цепь последовательно (следом - друг за другом), так, чтобы клемма + соединялась с проводником, идущим от + полюса источника тока. Включим наши амперметры в ту цепь, что мы собирали. Измерим силу тока в 2 разных местах. Что можно сказать о силе тока в лампочках? Оценили себя - Проблема, почему лампы горят по-разному, не решена. Мы найдём решение нашей проблемы на следующих уроках. | Самостоятельная работа, изучение параграфа, ответы на вопросы (запись в таблицу). Перекрёстный опрос: Что такое сила тока? Как обозначается сила тока? Как можно вычислить силу тока? Основная единица измерения силы тока? Прибор для измерения силы тока? Что такое сила тока в 1 А? ( Если отрезки параллельных проводников длиной 1 м, находящиеся на расстоянии 1м друг от друга, взаимодействуют с силой 2∙10-7 Н, то по проводникам протекает ток 1 А) -Вода - хороший проводник тока. Если в кипятильнике произойдёт замыкание на корпус, то Витя получит электротравму. Нужно сначала вынуть вилку из розетки Ответ: 4,2 А Решают тест Андре-Мари Ампер. Ученик рассказывают об ученом. Учащимся предлагается по предложенной схеме собрать электрическую цепь и измерить силу тока на различных участках цепи Измерить силу тока в лампах 1 и 2 нашей цепи и сравнить их. Сила тока в каждой из лампочек одинаковая. Гипотеза оказалась неверной. Проблема, почему лампы горят по-разному, не решена. | П: анализ, синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ; Р: контроль, коррекция; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника. |
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока). (2-3 минуты) | Заключительная беседа по вопросам; монологические высказывания. Работа с презентацией, слайд №3 | Осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса | -Какой была тема нашего урока? -Для чего нужно уметь измерять силу тока в цепи? Знать о величине силы тока? Оцените свою деятельность и деятельность одноклассников и поставьте себе оценку (таблица самооценки). | - Сила тока. Измерение силы тока -Обозначение силы тока, формулу для её вычисления, единицы измерения, способ измерения. Учились измерять силу тока в цепи -В повседневной жизни нас окружают электроприборы, мы ими пользуемся, поэтому необходимо знать, какой должна быть сила тока в электрической цепи, чтобы приборы работали в нормальном режиме Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей Определяют свое эмоциональное состояние на уроке; заполняют дневники достижений (оценочная карта) | П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Л: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения. Р: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). |