Тип урока: урок постановки учебной задачи |
Задачи: обеспечить усвоение знаний об условиях плавания тел; формировать умение анализировать поведение тела в жидкости; использовать полученные знания при решении задач |
Планируемые результаты |
П р е д м е т н ы е : Научатся объяснять чины плавания тел, приводить примеры плавания различных тел и живых организмов. | М е т а п р е д м е т н ы е : познавательные – управлять своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей; работать с учебником; регулятивные – самостоятельно определять цели своего обучения; ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уде известно и усвоено, и того, что ещё не известно; коммуникативные – организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; описывать содержание совершаемых действий и давать им оценку | Л и ч н о с т н ы е : сформированность познавательных интересов; мотивация образовательной деятельности; развитие внимательности |
Образовательные ресурсы: учебник, рабочая тетрадь |
Организационная структура урока |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Орагнизационный момент | Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта. – Обратите внимание на свои рабочие места. Что вас будет отвлекать? Что нужно убрать с рабочего места? – О чём вы сейчас думаете? Что вам поможет сосредоточить ваше внимание на уроке физики? | Настраиваются на учебную деятельность. Концентрируют внимание на работе на уроке. П р и е м «Я контролирую свои мысли»: – Я на уроке… физики. – Я сосредотачиваюсь на изучении физики. – Мне нужно перестать думать о… – Мои мысли только о физике, потому что… | Формировать навыки самоорганизации |
II. Проверка домашнего задания | Способствует проверке домашнего задания. Тест. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | Выполняют тест. Проверяют домашнее задание у соседа по парте | Умение оценивать свои достижения |
III. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи. | Организовывает проведение опыта : Формулирует учебную задачу: - Провести исследование и узнать условия плавания тел Опыт: - Плавание парафинового шарика на границе воды и масла в мензурке. | Проводят опыт. Отвечают на поставленный вопрос. Определяют, каких знаний им не хватает. Осознают важность решения поставленной учебной задачи 1.Опыт с плаванием мандарина в воде. 2.Расположение разных жидкостей в мензурке. | Развивать навыки целеполагания |
IV. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока | Сообщает тему урока. Организует совместное с обучающимися формулирование целей и задач урока: – Внимательно прочитайте тему урока. – Что от вас ожидается на уроке? – Какие цели и задачи вы можете перед собой поставить? | Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формулировании целей и задач урока: - Усвоить суть явлений – тело плавает, тело тонет, тело всплывает. - Научиться анализировать ситуации нахождения тела в жидкости. - Использовать полученные выводы при решении задач. | Формировать умения принимать и сохранять учебную задачу |
V. Мотивация к учебной деятельности | Способствует обсуждению мотивационных вопросов : – Насколько важно для меня изучать плавание тел ? – Где я смогу применить полученные знания ? – Сумел ли я сконцентрировать своё внимание на уроке физики? – Что меня заинтересовало в теме урока? | Отвечают на мотивационные вопрос. Создают условия для успешной учебной деятельности | Выражать свои мысли. Развивать навыки самомотивации |
VI. Создание ситуации затруднения. Изучение нового материала | Организует обсуждение проблемного в о п р о с а : - Почему некоторые тела плавают в жидкости, а другие тонут? Как это объяснить? - Почему не тонет лёд в реке? Объясняет учащимся: На тело, находящееся внутри жидкости, действуют две силы: сила тяжести, направленная вертикально вниз, и архимедова сила, направленная вертикально вверх. Три возможных случая: тело тонет в жидкости, плавает, всплывает. Показывает на чертеже. | Принимают участие в обсуждении проблемного вопроса. Слушают учителя. Задают вопросы. Делают записи в тетради. | Выражать свои мысли в соответствии с задачей. Умение проводить исследования. Умение анализировать информацию. |
VII. Закрепление изученного материала. | Организует самостоятельную работу: Тест по теме : Условия плавания тел. С последующим обсуждением результатов. | Самостоятельно решают задания. Решают тест. По сборнику В.И.Лукашика № 617 – 619. | Развитие умений самостоятельно принимать решения |
IX. Подведение итогов урока. Рефлексия | Организует подведение итого урока обучающимися. Способствует размышлению обучающихся над вопросами – Насколько хорошо я понимаю? – Достиг ли я поставленных задач урока? – Доволен ли я своей работой на уроке? – Что на уроке меня больше всего заинтересовало? | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Отслеживать цель учебной деятельности |
X. Домашнее задание | §52, упр.27, задание с.155 . Помогает учащимся выбрать задания из учебника, задачника, рабочей тетради. Обращает внимание на возможности и способности учащихся | Выбирают задания, которые будут решать дома. Записывают домашнее задание | Формировать навыки самоорганизации |
III. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи. | Организовывает проведение опыта : - Плавание парафинового шарика на границе воды и масла в мензурке. Формулирует учебную задачу: - Провести исследование и узнать условия плавания тел Опыт: Поведение парафинового шарика в воде. | Проводят опыт. Отвечают на поставленный вопрос. Определяют, каких знаний им не хватает. Осознают важность решения поставленной учебной задачи 1.Опыт с плаванием мандарина в воде. 2.Расположение разных жидкостей в мензурке. | Развивать навыки целеполагания |
IV. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока | Сообщает тему урока. Организует совместное с обучающимися формулирование целей и задач урока: – Внимательно прочитайте тему урока. – Что от вас ожидается на уроке? – Какие цели и задачи вы можете перед собой поставить? | Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формулировании целей и задач урока: - Усвоить суть явлений – тело плавает, тело тонет, тело всплывает. - Научиться анализировать ситуации нахождения тела в жидкости. - Использовать полученные выводы при решении задач. | Формировать умения принимать и сохранять учебную задачу |
V. Мотивация к учебной деятельности | Способствует обсуждению мотивационных вопросов : – Насколько важно для меня изучать плавание тел ? – Где я смогу применить полученные знания ? – Сумел ли я сконцентрировать своё внимание на уроке физики? – Что меня заинтересовало в теме урока? | Отвечают на мотивационные вопрос. Создают условия для успешной учебной деятельности | Выражать свои мысли. Развивать навыки самомотивации |
VI. Создание ситуации затруднения. Изучение нового материала | Организует обсуждение проблемного в о п р о с а : - Почему некоторые тела плавают в жидкости, а другие тонут? Как это объяснить? - Почему не тонет лёд в реке? Объясняет учащимся: На тело, находящееся внутри жидкости, действуют две силы: сила тяжести, направленная вертикально вниз, и архимедова сила, направленная вертикально вверх. Три возможных случая: тело тонет в жидкости, плавает, всплывает. Показывает на чертеже. | Принимают участие в обсуждении проблемного вопроса. Слушают учителя. Задают вопросы. Делают записи в тетради. | Выражать свои мысли в соответствии с задачей. Умение проводить исследования. Умение анализировать информацию. |
VII. Закрепление изученного материала. | Организует самостоятельную работу: Тест по теме : Условия плавания тел. С последующим обсуждением результатов. | Самостоятельно решают задания. Решают тест. По сборнику В.И.Лукашика № 617 – 619. | Развитие умений самостоятельно принимать решения |
IX. Подведение итогов урока. Рефлексия | Организует подведение итого урока обучающимися. Способствует размышлению обучающихся над вопросами – Насколько хорошо я понимаю? – Смогу ли я понятно объяснить? – Достиг ли я поставленных задач урока? – Доволен ли я своей работой на уроке? – Что на уроке меня больше всего заинтересовало? | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Отслеживать цель учебной деятельности |
X. Домашнее задание | §52, упр.27, задание с.155 и тест из МЭШ – по желанию.. Помогает учащимся выбрать задания из учебника, задачника, рабочей тетради. Обращает внимание на возможности и способности учащихся | Выбирают задания, которые будут решать дома. Записывают домашнее задание | Формировать навыки самоорганизации |