Актуализация, целеполагание и мотивация 3-5 мин. | Давайте для перестройки на урок физики повторим пройденный материал (фронтальный опрос). как построены все тела? как они расположены относительно друг друга как связаны молекулы между собой? в каком состоянии находятся молекулы? Р ебята! Как можно назвать движение молекул? Узнаете эту вещь, которую мы сделали на нашем кружке? (Катает тележку). А как вы думаете, движутся только молекулы? Вы правы, движутся все окружающие нас тела. Наша задача – изучит движение окружающих нас тел. А как некоторые из вас могут назвать это устройство. МЕХАНИЗМ? Можно. Так какое движение присуще тележке. Правильно. Запишем новую тему нашего урока: «Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.» Слайд 1 | Учащиеся отвечают, наблюдают, обсуждают, делают выводы, записывают в тетрадь. |
Первичное усвоение материала 10-15 мин. | Движутся люди, животные, небесные тела, словом всё то, что существует во Вселенной независимо от нашего сознания. Немыслимо представить себе существование окружающего нас мира без движения. А теперь посмотрите на то, что я делаю. (Идет вдоль стола , одновременно двигая тележку). Что вы увидели? Как же он переместился, если он как был напротив меня так и остался? Посмотрите еще на слайд (слайд 2) нашей презентации и подумайте над эти вопросом. Так что же мы назовем механическим движением? В результате обсуждения формулируется определение понятия механического движения: (слай 3) О дно из тел является телом отсчета. Оно выбирается произвольно. Это может быть неподвижное относительно земли тело (столб, дом), но может быть и движущееся (автомобиль, течение реки). При рассмотрении механичес-кого движения мы всегда указываем, относительно какого тела рассматривается движение. В природе нет тел, находящихся в абсолютном покое. Дом, неподвижный относительно земли, движется вместе с Землей относительно Солнца и т.д. (Слайд 4). Чем отличаются движения? Верно! Они описывают линии разной формы. Э ти линии, по которым движутся тела называются – траекторией. Слайд 4 Д лина траектории, по которой движется тело в течение некоторого промежутка времени, называется путем. Обозначается буквой – S. Измеряется пройденный путь в СИ в метрах – м. S – скалярная величина, имеет только числовое значение. Слайд 5 А чем еще могут отличаться движения тел друг от друга? Затрудняетесь? Тогда проведем следующий опыт. Я немного дополнил нашу тележку – капельницей (обыкновенный пузырек из под капель с подкрашенной водой внутри и медицинской иглой для медленного поступления воздуха). Привяжем небольшой груз – подойдет такой же пузырек полностью наполненный водой. Ну а теперь смотрите. (Учитель проделывает опыт по рис.36 учебника). К апли у нас как видите капают с одним и тем-же интервалом времени – согласны? А теперь посмотрите на след от каплей и опишите его. Можно приложить сантиметровую линейку. Какой вывод? Правильно. Тележка в конце едет быстрее, чем в начале, т.е. за один и тот же промежуток времени она проезжает большее расстояние. (Можно проделать этот же опыт, только без груза, подтолкнув в начале тележку рукой – получим обратную картину с каплями). Вот поэтому в зависимости от того равные или неравные пути за одинаковые промежутки времени проходит тело и различают равномерное и н еравномерное движение. Слайд 6. | Баюшев Ювеналий Николаевич УЧЕНИКИ: - Автомобиль переместился. Ведут обсуждение в результате которого делается заключение, что о движении тела можно судить, только указав, относительно каких тел рассматривается движение.. Дают предположения и делают записи в тетради Учащиеся замечают, что расстояние между каплями увеличивается и делают предположение об изменении скорости движения. Делают записи в тетради. |
Осознание и осмысление учебной информации 1-2 мин. | 1. Обсуждение вопросов. а) Что называется механическим движением? б) Почему указывают, относительно каких тел движется тело? в) Что называется пройденным путем? г) Какова единица пути в СИ? | Вспоминают новый материал и отвечают на вопросы, дополняя друг-друга. |
Первичное закрепление учебного материала 10-13 мин. | Ну а теперь для проверки полученных сегодня заний пройдем небольшой тест. Укажите фамилию и имя, и не спеша пройдите тест. Результаты теста я увижу. Решение теста. 1. Укажи примеры механического движения. А) Движение червяка в земле. Б) Движение автомобиля по дороге. В) Полёт голубя. Г) Полёт самолёта. Д) Нагревание тела. 2. Корабль подплывает к пристани. Относительно, каких тел пассажиры, стоящие на палубе этого корабля, находятся в движении? А) Реки. Б) Палубы корабля. В) Берега. 3. Что такое тело отсчёта? А) Любое тело, состав которого мы рассматриваем. Б) Любое тело, поведение которого мы изучаем. В) Тело, относительно которого рассматривается движение другого тела. Г) Только тела, стоящие у дороги, по которой движутся автомобили. 5. Что такое траектория? А) Длина линии, по которой движется тело. Б) Линия, по которой движется тело. В) Линия, соединяющая начальное и конечное положение тела. Г) Любая воображаемая человеком линия. 6. Что такое путь? А) Длина линии, по которой движется тело. Б) Линия, по которой движется тело. В) Линия, соединяющая начальное и конечное положение тела. Г) Любая воображаемая человеком линия. Д) Кривизна траектории. 7. Единица измерения и обозначение пути в международной системе единиц СИ. А) км, S. Б) м, S. В) дм, S Г) см, S. Д) мм, S. 8. Вырази в метрах: 27 мм = 39 см = 66 дм = 0,9 км = | С помощью учителя находят, запускают и выполняют интерактивный тест. |
Рефлексия (подведение итогов урока) 2-4 мин. | Прошу вспомнить все, что мы сегодня изучили и, если есть вопросы, задайте их. Можете ли вы назвать тему урока? - Вам было легко или были трудности? - Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? - Какое задание было самым интересным и почему? - Как бы вы оценили свою работу? По результатам теста и учетом работы во время урока учитель объявляет оценки. | |