Конспект
урока по физике на тему: «Связь между массой и энергией» проведенного в МБОУ «СОШ д. Сакты» в 11 классе учителем физики и математики Минлигареевым К.В.
Образовательная цель: Подготовить учащихся, усвоивших следующие физические суждения:
Цель по развитию: Подготовить учащихся, овладевших следующими видами деятельности:
Создавать понятие энергии тела;
Нахождение значения величины энергии тела в КС;
Воспроизведение значения энергии тела по массе и скорости света;
Воспитательная цель: Подготовить учащихся, убедившихся в том, что:
Все явления природы взаимосвязаны и взаимообусловлены;
Опыт- источник знаний;
Процесс познания есть движение от незнания к знанию;
Производство и физика взаимно влияют друг на друга;
Возможность применения знаний на практике свидетельствует о материальности мира;
Ход урока:
Организационный момент:
(Мобилизация учащихся на работу);
Этап актуализации знаний:
П.: Согласно релятивистской физике представления о пространстве и времени время, линейные размеры считаются относительными. Как вы понимаете относительность времени;
У.: Движение оказывает влияния на течение времени, т.е. время относительно;
П.: Как вы понимаете относительность длины;
У.: Линейные размеры любого тела зависят от скорости движения тела, т.е. длина, относительна по отношению к какой- либо системе отсчета;
П.: Запишите релятивистскую формулу для вычисления линейных размеров тела и промежутка времени;
У.: ; ;
П.: Сравните в этих формулах и , и , при скоростях сравнимых со скоростью света. Как они зависят друг от друга;
У.: При сравнении и , следует, что: , т.е. происходит линейное сокращение размеров тела. При сравнении и , следует, что: , т.е. происходит замедление времени.
П.: Как изменяется скорость в релятивистской физике, запишите математическую запись для вычисления скорости тела;
У.: …(3);
П.: При скоростях близких к скорости света, какое значение принимает скорость света;
У.: При скоростях близких к скорости света, мы получаем, что скорость света принимает одно и то же постоянное значение равное c;
П.: Как изменяется масса в релятивистской физике, запишите математическую запись для вычисления массы тела;
У.: ;
П.: Как зависит в этой формуле от при скоростях близких к скорости света; (сравните и );
У.: В релятивистской физике при сравнении от , следует, что: т.е. масса тела увеличивается;
Мотивационный этап:
П.: Пример: Пусть имеется некоторый газ в сосуде. При нагревании газа в сосуде ему сообщается определенная энергия. Какие параметры при этом изменяются у газа.
У.: Увеличивается температура, скорость хаотического движения молекул;
П.: Если увеличивается скорость то, что происходит с массой газа согласно (4);
У.: Согласно формуле (4), масса газа увеличивается;
П.: Значит с увеличением энергии, у нас увеличивается масса газа. Какова же зависимость между энергией и массой газа;
У.: (Предлагают варианты);
П.: Выясним это на сегодняшнем нашем уроке;
Этап изучения нового материала:
П.: Запишите сегодняшнее число: 6.03.08, §58 Связь между массой и энергией.
У.: (Записывают);
П.: С помощью теории относительности Эйнштейн установил связь между энергией и массой: ;
У.: (Записывают);
П.: Как будет выглядеть формула (5) с учетом (4);
У.: ;
П.: Запишите определение: Энергия тела или системы тел равна массе, умноженной на квадрат скорости тела;
У.: (Записывают);
П.: Согласно формуле (5), тело обладает энергией и при скорости равной нулю. Это энергия покоя: , где - масса покоя;
У.: (Записывают);
Этап применения нового знания:
П.: (А.П. Рымкевич) №1127, прочтите условие;
У.: Найти кинетическую энергию электрона (в МэВ), движущегося со скоростью .
П.: Запишите дано;
У.: Дано:
;
;
______________
П.: Запишите рабочую формулу;
У.: Решение:
;
П.: Произведите вычисление:
У.: ; Ответ: ;
П.: (А.П. Рымкевич) №1128, прочтите условие;
У.: Ускоритель Ереванского физического института позволяет получать электроны с энергией 6ГэВ. Во сколько раз масса таких электронов больше их массы покоя? Какова масса этих электронов (в а.е.м)?
П.: Что дано в данной задаче;
У.: Дано:
;
;
______________
;
;
П.: Запишите рабочую формулу, приступайте к решению;
У.: ; ; ; Ответ: ; ;
Контрольный этап:
П.: На сегодняшнем уроке мы с вами установили связь между массой и энергией. Запишите математическую запись этой связи;
У.: ;
П.: Как зависит в этой формуле энергия тела;
У.: Энергия тела или системы тел равна массе, умноженной на квадрат скорости тела;
П.: Д./З.: §57, (А.П. Рымкевич) №1130;
У.: Урок окончен. До свидания!
Протокол анализа урока:
Учитель с намеченные цели урока довел до учащихся, создавая проблемную ситуацию из жизненного опыта учащихся. Учитель умеет мобилизовать внимание учащихся на учебную работу, создавая хорошую рабочую обстановку в классе. Цели, поставленные учителем соответствовали уровню знаний учащихся. Форма работы учителя с учениками была индивидуальная, сочетающаяся с групповой. Были применены разнообразные методы и приемы при объяснении нового материала, которые соответствовали особенностям класса. Учитель строго следил за ведением записей в тетрадях учеников. Речь учителя доступна. Дальнейших творческих успехов в работе.