Просмотр содержимого документа
«Сложение двух сил. Равнодействующая сил»
Тема урока: Сложение двух сил направленных по одной прямой. Равнодействующая сил.
Дата: 21.12.2017 года.
Тип урока: формирования новых знаний.
Технология урока: исследовательский метод.
Цели урока:
Обучающая: показать связь изучаемого материала с реальной жизнью на примерах; ознакомить учащихся с понятием равнодействующей силы;
Развивающая: формирование навыков работы с приборами; совершенствовать навыки групповой работы;
Воспитательная: воспитывать трудолюбие, точность и четкость при ответе, умение видеть физику вокруг себя.
Задачи урока:
а)формирование представления о равнодействующей сил, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся.
б)развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно- следственные связи, работать в группе, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника.
в)формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике,формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления.
План урока.
Огранизационный момент -1-мин.
Проверка домашнего задания - 1мин.
Актуализация опорных знаний. (тест) – 5мин.
Объявление темы и цели урока. – 1мин.
Изучение нового иатериала. – 10 мин.
Физкультминутка. – 3мин.
Закрепление нового материала.- 6 мин.
Контроль знаний. – 10мин.
Домашнее задание. – 1 мин.
Рефлексия. – 2 мин.
Ход урока.
Дидактическая структура урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Задания учащихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов
Организация урока
Приветствие учеников. Выявляет готовность класса к уроку.
Приветствие учителя.
Проверка выполнения домашнего задания
Проверяет выполнение домашнего задания, отвечает на вопросы
Предъявляют домашнюю работу, отвечают на вопросы. Задают вопросы
Актуализация опорных знаний
Предлагает ответить на вопросы, представленные на слайдах презентации
Отвечают
письменно на вопросы физического диктанта .
Обмениваются тетрадями -взаимопроверка. Ответы на слайде.
Повторение изученного материала.
Объявление темы и цели урока
Постановка проблемного вопроса.
- А всегда ли на тело, действует только одна сила?
Формулирует цель урока, путем просмотра мультфильма «Лебедь, рак и щука»
Приложение 3.
Принимают участие в определении и формулировании цели урока. Записывают в конспект дату и тему урока
Тема и цель урока записаны в тетради.
Изучение нового материала
Проводится эксперимент
-Сколько сил действует на тело, висящее на динамометре? Чем характеризуются силы:
Наблюдение.
Ответы детей:
-сила тяжести,
-сила упругости,
- вес тела.
Контролирует и направляет обучающихся при выполнении эксперимента.
Делают вывод, записывают правило определения равнодействующей сил в тетрадь
Определить на опыте, что равнодействующая двух сил, направленных по одной прямой в одну сторону, направлена в ту же сторону, а её модуль равен сумме модулей составляющих сил.
Определить на опыте, что равнодействующая двух сил, направленных по одной прямой в противоположные стороны, направлена в сторону большей по модулю силы, а её модуль равен разности модулей составляющих сил.
Определить на опыте, как будут вести себя тела под действием двух равных и противоположно направленных сил.
указывает силы графически в заданном масштабе;
вычисляет равнодействующую этих сил.
Физкультминутка
Приложение 1.
Выполнение упражнений
Закрепление нового материала
Учитель задаёт вопросы и задачи. Направляет ответы учащихся
Аналитическая. Отвечают на заданные вопросы
Приведите примеры действия на тело нескольких сил, укажите направление равнодействующей силы.
Контроль знаний.
Приложения 2.
Учитель задаёт разноуровневые задачи
Задачи решают по группам
Задачи на карточках
Домашнее задание
Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению
Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневник
Обязательный уровень: П. 31 упр. 12(№1)
Повышенный уровень: составить задачу на нахождение равнодействующей сил если к телу приложены несколько сил.
Рефлексия
Учитель предлагает оценить своё отношение к уроку и
продолжить фразу начало которой видит на слайде
Начеловечке нарисовать или улыбку или грусть и прикрепить на доске эту «компанию»
Оценка изученного материала по собственному усвоению и пользе
Выбор своего отношения к уроку и изученному материалу
Ход урока:
Организация урока и проверка выполнения домашнего задания.
Выявляет готовность класса к уроку.
Проверяет выполнение домашнего задания, отвечает на вопросы
Актуализация опорных знаний.
Перед тем, как преступить к изучению новой темы, давайте вспомним, что мы уже знаем. Надо ответить на вопросы, представленные на слайдах презентации.
(Вопросы дублируются в презентации. Учащиеся, отвечая на вопросы, дописывают опеределения).
Вопросы:
Заполните таблицу.
Физическая величина
Сила
Условное обозначение
Единицы измерения
Способы измерения
Прибор для измерения силы
Закончите фразу.
Сила тяжести – это
Вес тела- это …
Сила упругости – это..
Запишите формулы для силы тяжести и веса тела.
Сила тяжести
Вес тела
Сила упругости
Запишите единицы измерения.
Сила тяжести
Вес тела
Сила упругости
Изобразите на рисунке вес тела, силу тяжести и силу упругости
Объявление темы и цели урока.
А всегда ли на тело, действует только одна сила?
Физика – хорошо , а мультфиль лучше.
Давайте посмотрим мультфильм «Лебедь, рак и щука».
(Просмотр мультфильма «Лебедь, рак и щука»).
Цель нашего сегодняшнего урока ответить на вопрос: Почему же воз остался на месте?
Тема урока: Сложение сил. Равнодействующая сила.
Давайте запишем тему и дату в тетради.
Изучение нового материала.
Демонстрация опыта.
В большинстве случаев, с которыми мы встречаемся в жизни, на тело действует не одна сила, а сразу несколько.
Например, тело подвешенное на пружине.
-Сколько сил действует на тело, висящее на динамометре? Чем характеризуются силы:
-сила тяжести,
-сила упругости,
- вес тела.
Эту силу называют Равнодействующей силой.
Равнодействующая сила – это сила, которая производит на тело такое же действие, как несколько одновременно действующих сил. Давайте запишем определение в тетрадь.
Теперь нужно разобраться как же направлена равнодействующая как же направлена равнодействующая и как ее найти.
У меня на столе динамометр. Подвесим к нему груз массой 300г и груз массой 100г поместим на столик. Что покажет нам динамометр? Силу 4Н. Это сумма сил тяжести которые действуют на грузы в отдельности.
А если теперь заменить два грузика одним массой 400г, которые подвешены, что тогда покажет нам динамометр? То же силу 4Н.
Видно, что один груз оказывает такое же действие как и два груза.
Изобразим эти силы графически.
Можно сделать вывод:
Равнодействующая сил, действующих на тело в одном направлении по одной прямой, равна их сумме и действует в том же направлении.
Теперь проведем еще один опыт: с помощью другого динамометра подействуем на динамометр вверх силой 5 Н. Теперь приложенные к динамометру силы направлены в противоположные стороны. Динамометр показывает силу 2H. Это и есть равнодействующая двух противоположно направленных сил. Она направлена вверх, в сторону большей силы.
Значит, действие двух противоположно направленных сил можно заменить одной силой, модуль которой равен разности модулей двух приложенных сил и которая направлена в сторону большей силы.
А если противоположно направленные силы одинаковы по модулю? (ответ учащихся). Совершенно верно, происходит компенсация сил, т.е. равнодействующая сил равна нулю.
Так давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока: Почему воз и ныне там?
(ответ учащихся)
Совершенно верно, потому что равнодействующая сил равна нулю. Они компенсируют друг друга то есть, в конечном итоге, не производят никакого действия и воз не двигается.
А всегда ли тело покоится, если равнодействующая сил равна нулю? (рассмотреть опыт по учебнику рисунок 79)
Если равнодействующая сил, приложенных к телу, равна нулю, тело находится в состоянии покоя или движется равномерно и прямолинейно.
Находить равнодействующую можно только для сил, приложенных к одному телу!!!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Приложение
А сейчас применим полученные знания и решим несколько задач.
Задача1. Дед, взявшись за репку, тянет репку с силой 600 Н, бабка – 100 Н, внучка – 50 Н, Жучка 30 Н, кошка – 10 Н, мышка – 2 Н. Чему равна равнодействующая всех этих сил?
Справилась бы с репкой эта компания без мышки, если силы, удерживающие репку в земле равны 791 Н.
Самостоятельная работа. Задание на карточках. Работа в группах.
Проверка – 1 ученик от группы отвечает , решение на слайде.
Домашнее задание: §13, заполнить таблицу на карточке