ВКО, Бескарагайский район
КГУ "Средняя школа имени Н.Баймуратова"
Учитель Физики и информатики: Садыкова Шынар Тлеукеновна
Разработка урока по физике на тему: "Сила. Измерение сил. Второй закон Ньютона"
Цель урока: выяснить при каких условиях тела движутся с ускорением, вспомнить понятия массы, силы, инертность тела, изучить способы измерения сил, сформулировать второй закон Ньютона, показать его практическое значение.
Ход урока:
Проверка домашнего задания методом фронтального опроса.
- В чем заключается основное утверждение механики?
- Приведите примеры, доказывающие, что изменения скорости одного тела всегда вызывается действием на него других тел.
- В чем состояло учение Аристотеля о движении тела с постоянной скоростью?
- Сформулируйте 1-ый закон Ньютона
- В каких системах отсчета выполняется 1 закон Ньютона?
- Приведите примеры инерциальной системы отсчета.
- Какое тело считается свободным? Охарактеризуйте движение свободного тела.
- В каких системах отсчета 1 закон Ньютона не выполняется?
- Можно ли считать Землю инерциальной системой отсчета?
- Какую систему отсчета можно считать строго инерциальной?
- Прослушать сообщения о Галилее и Ньютоне.
Изучение нового материала.
1. Формирование понятия силы.
Сила - это действие одного тела на другое, вызывающее ускорение.
Действие пружины называется силой упругости.
Действие земли - силой тяжести.
Сила - векторная величина, так как кроме численного значения имеет направление в пространстве.
Основные типы сил:
- силы, действующие при непосредственном соприкосновении;
- силы, действующие на расстоянии. Если на тело действует одна сила, то тело получает ускорение.
Если сил, действующих на тело несколько и их совместное действие не меняет скорости тела, то такие силы называются равными по модулю и противоположными по направлению.
Формирование умения измерять силу способом сравнения с эталонной силой.
Выбрать эталон силы, например, упругую силу, которая зависит от деформации. При фиксированном растяжении пружины сила является эталоном.
Установить способ сравнения других сил с эталонной. Для этого к телу, на которое действует ® неизвестная сила, прикладывают в сторону,
противоположную её направлению, некоторое количество эталонных сил, причем тело не должно получить ускорение.
Экспериментальное обоснование зависимости ускорения от силы.
Демонстрация опыта из учебника (рис. 63) вывод из опыта а-F, где F - равнодействующая сила, равная геометрической сумме сил, действующих на тело. F?=F???????????1+F2+F3 - принцип суперпозиции.
Сложение сил.
Обратить внимание учащихся, что силы складываются по правилу параллелограмма, т. е. по правилу векторного сложения.
Понятие инертности.
Демонстрируем опыт (слайд)
Инертность - это физическое свойство, заключающееся в том, что для изменения скорости тела требуется некоторый промежуток времени. Инертность того тела больше, которому для изменения скорости на определенную величину требуется больше времени.
- Почему при прополке сорняков нельзя выдергивать их рывком?
- Что более инертно ружье или пуля?
Формирование понятия масса.
Повторим опыт из учебника (рис 63), который устанавливает пропорциональность между модулем силы, действующей на тело, и модулем ускорения, которое эта сила сообщает телу.
- Что означает F/a= const ?
Нагрузим тележку гирями. Сделаем вывод, как зависит это отношение от свойства самого тела.
Тогда запишем, что F/a = m, где m - величина, названная массой.
Масса есть мера инертности, равная отношению любой приложенной к телу силы к вызываемому ею ускорению.
Единица измерения массы - 1 кг
Эталон массы - цилиндр из платины и иридия. Хранится в г. Севре около Парижа. 1 кг приблизительно равен массе 1 л воды при 15®С
Свойства массы: - аддитивность - m=m1+m2; - не зависит от рода взаимодействий
- измерить силу и ускорение; массу вычислить. -использовать способ взвешивания; массу вычислить.
Формулировка 2 закона Ньютона:
Из формулы F/a = m следует F= ma ma= F1+F2+ F3+…
Произведение массы на ускорение равно сумме действующих на тело сил.
Ускорение тела всегда совпадает по направлению с приложенной силой.
Единица силы: !кг. 1м/с2= 1 Н (ньютон)
Измеряют силу прибором динамометром.
Закрепление изученного материала:
-Найдите равнодействующую сил F1
А) F2 F1 F1 F2
F2
Подведем итоги урока.
Домашнее задание: §25, 26, 27, упр. 6 (1, 2)