Урок «Архимедова сила».
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Цели урока: Продолжить формирование знаний обучающихся о выталкивающей силе, выяснить, от каких величин зависит (не зависит) значение Архимедовой силы. Формировать умение проводить физический эксперимент, по его результатам делать выводы, обобщения. Способствовать формированию познавательного интереса к предмету. Развивать творческие способности учащихся Приборы и оборудование: наборы тел, динамометры, вода пресная и соленая, равноплечий рычаг, сосуды для жидкости, ведерко Архимеда.
Презентация урока, раздаточный материал (тесты, рабочие листы для оформления результатов исследования, таблицы достижений).
Ход урока
1.Организационный момент
Сегодня урок будет проходить под девизом «ЭВРИКА». Если верить легенде, этот возглас принадлежит Архимеду. Это — клич науки, пароль каждого, кто ищет. А мы на уроке будем искать.
Создание положительной мотивации. Прежде чем мы начнем наш урок, посмотрите на листы, которые лежат перед вами. Найдите “Рабочий лист”, на нем вы будете вести все записи на уроке, потом его вклеите в рабочую тетрадь. В “Лист достижений” вы будете заносить набранные баллы за работу на уроке, в конце урока все баллы суммируете и выставите себе оценку. От вашей работы зависит и ваш результат. Разноцветные сигнальные карточки отложите в сторону, они вам понадобятся только в конце урока. Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы “Действие жидкости и газа на погруженные в них тела»
2. Повторение пройденного материала
Вспомните, какая сила действует на тело, погруженное в жидкость или газ? (Выталкивающая).
Как она направлена? (Вертикально вверх).
Какой простой опыт может подтвердить сказанное? (Опыт с теннисным шариком). Опыт демонстрирует ученик.
Чему равна выталкивающая сила? (Сила, выталкивающая тело из жидкости или газа, равна весу жидкости, или газа в объеме погруженного тела или части его тела.)
Как на опыте можно определить значение выталкивающей силы? (Необходимо измерить вес тела в воздухе, затем вес тела в жидкости и из веса тела в воздухе вычесть вес тела в жидкости).
На каждое тело, погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая сила? (Да.)
3.Изложение нового материала
Демонстрация опыта. (Постановка проблемного вопроса)
На равноплечем рычаге уравновешивают 2 груза по 1н. Затем грузы опускают в сосуды, один с простой водой, другой соленой водой и наблюдают нарушение равновесия. Почему нарушилось равновесие уравновешенного в воздухе рычага с грузами одинакового веса при помещении их в жидкость? Ребята делают предположения, но ответить правильно на вопрос не могут. Сегодня на уроке вам предстоит ответить на этот вопрос. Первым изучил выталкивающую силу древний греческий ученый Архимед, поэтому эта сила так и называется Архимедова сила Выяснить, от каких величин зависит, а от каких не зависит данная сила, научиться определять ее и узнать, где эта сила нашла свое применение.
Ученик делает сообщение на тему Кто же такой Архимед? Архимед – выдающийся ученый Древний Греции, родился в 3-ем веке до нашей эры в городе Сиракузы на острове Сицилия.
"ЭВРИКА!" Он жил так давно, что память о нем обросла вымыслами и легендами. И наверное, за 2262 года легенд этих стало больше, чем правды. Отец его был математиком и астрономом и состоял в близком родстве с Гиероном, тираном Сиракуз. Архимед с детства подружился с миром чисел и всю жизнь не переставал восхищаться строгой логикой их вечных законов, рядом с которыми законы мира людей так преходящи и несовершенны. В Сиракузах Архимед живет без забот, он окружен почетом, вниманием и не нуждается в средствах. Впрочем, он мало думает о своем бытии, увлеченный вычислениями. Злые языки говорили, что Архимед забывал о пище, подолгу не бывал в бане и готов был чертить везде: в пыли, пепле, на песке, даже на собственном теле. В ванне вдруг осенила его мысль о выталкивающей силе, действующей на погруженное в жидкость тело, и, забыв обо всем, бежал он по улицам Сиракуз с победным кличем: «Эврика!» («Я нашел!») Его мало заботит людская молва и суд потомков — увы, подчас чересчур мало. Некоторые озарения свои он даже не считает нужным записывать, и мы никогда не узнаем, как удалось ему извлекать квадратные корни из очень больших чисел до появления правила извлечения корней. После Архимеда осталось много трудов. Одним из важнейших открытий стал закон, впоследствии названный законом Архимеда.
Сейчас нам предстоит исследовать выталкивающую силу.
Сформулируйте цели исследования Обнаружить выталкивающее действие жидкости. Выяснить, от каких факторов зависит Архимедова сила. Выяснить, от каких факторов не зависит Архимедова сила. Проблемный вопрос. Предложите, какие факторы будут влиять на значение выталкивающей силы. Возможные предположения: (гипотезы) Объем тела Плотность тела Форма тела Плотность жидкости Глубина погружения Как мы можем проверить наши предположения? На опытах и с помощью теоретических выводов. Давайте проверим ваши предположения.
Опыт с ведерком Архимеда. Демонстрирует ученик. К пружине подвешено ведерко и цилиндр. Объем цилиндра равен внутреннему объему ведерка. Растяжение пружины отмечено указателем. При погружении целиком цилиндра в отливной стакан с водой видим, что пружина сократилась, а вода вылилась в стакан. Объем вылившейся воды равен объему погруженного в воду тела. Выльем в ведерко воду из стакана и увидим, что указатель пружины возвратился к начальному положению. Значит, сила, которая вытолкнула воду, равна весу воды, вытесненной телом 3.Закрепление пройденного материала Подумай и ответь: Задача. В сосуд аккуратно налили три жидкости: масло машинное, мёд и бензин. 1)Укажите порядок расположения жидкостей. ______________ _____________________ ______________ _____________________ ______________ _____________________ В этот сосуд бросили три шарика: Парафиновый _______________________________________ Пробковый _______________________________________ Фарфоровый ______________________________________ Нарисуйте, в какой части сосуда будут находиться эти шарики.
| Определите выталкивающую силу, действующую на погруженное в воду тело объемом 0,001м3 | А) 10Н Б) 100Н В) 1000Н | | №2.Одинакового объема тела (деревянное и стеклянное) опущены в воду. Одинаковые ли выталкивающие силы действуют на них?
4. Рефлексия..
5.Домашнее задание. Ответьте на вопросы: Почему фольга в форме кораблика плавает на поверхности воды, а плотно свёрнутая – тонет? Подумайте, почему корабли, сделанные из железа, плотность которого гораздо больше плотности даже солёной воды, не тонут в море? Любителям географии. Большое Соленое озеро, расположенное в США, в западном штате Юта, 120 км в длину и 80 км в ширину. Это самое большое озеро Запада Америки. Но катание на лодке здесь не радует. На водных лыжах кататься тоже рискованно: падение грозит... переломом костей! То же самое относится к нырянию. Был случай, когда подросток, отмахнувшись от советов, разбежался и нырнул. Вытащили его со сломанной шеей. Ударился он не об дно, а о... воду. И не удивительно: анализ показывает, что в ней содержится до 25 % твердых веществ, главным образом, окаменевшей соли. Плыть в такой воде нелегко. Есть ли на Земле ещё похожие водоёмы? Любителям литературы. Какой писатель в своём произведении описал поведение животных и человека в этом водоёме? Любителям биологии. Объясните, как рыбки легко могут изменять глубину погружения.
|