Урок физики в 9 классе. Урок обобщения, закрепления и комплексного применения знаний. На данном уроке отрабатываются навыки решения качественных и количественных задач. Расширяется кругозор обучающихся по предмету. Предложенные задачи помогают школьникам лучше узнать и полюбить физику, увидеть ее проявление в повседневной жизни.
Просмотр содержимого документа
«Приложение 1»
Приложение 1
Тест по теме «Механические волны. Звук»
Вопрос 1. Механические волны - это..
1.колебание маятника
2. периодически повторяющийся процесс
3. колебание, которое распространяется в упругой среде
Конец формы
Начало формы
Вопрос 2. Поперечные волны -это...
1.волны, частицы в которых колеблются вдоль линии распространения
2. волны, частицы в которых колеблются перпендикулярно линии распространения
3. волны, частицы в которых колеблются под углом к линии распространения
Конец формы
Начало формы
Вопрос 3. Продольные волны - это...
1.волны, частицы в которых колеблются вдоль линии распространения
2. волны, частицы в которых колеблются перпендикулярно линии распространения
3. волны, частицы в которых колеблются под углом к линии распространения
Конец формы
Начало формы
Вопрос 4. Поперечные волны могут распространяться...
1.в газах и твердых телах
2. в жидких и твердых телах
3. в твердых телах
Конец формы
Начало формы
Вопрос 5. Продольные волны могут распространяться...
1.в газах и твердых телах
2. в жидких и твердых телах
3. в газах, жидкостях и твердых телах
Конец формы
Начало формы
Вопрос 6. Может ли при распространении волны переноситься энергия и вещество?
1.энергия - нет, вещество - да
2. энергия - да, вещество - нет
3. энергия и вещество – да
Начало формы
Вопрос 7. Звуковая волна - это...
1.волна, распространяющаяся в пространстве с частотой от 16 Гц до 20 кГц
2. волна, распространяющаяся в пространстве с частотой меньше 16 Гц
3. волна, распространяющаяся с частотой больше 20 кГц
Конец формы
Начало формы
Вопрос 8. От чего зависит громкость звука?
1.от частоты колебаний
2. от амплитуды колебаний
3. от частоты и амплитуды
Конец формы
Начало формы
Вопрос 9. Чем определяется высота тона?
1.частотой колебаний
2. амплитудой колебаний
3. частотой и амплитудой
Конец формы
Начало формы
Вопрос 10. Могут ли звуковые волны распространяться в безвоздушном пространстве?
1.могут, например звук выстрела
2. могут, если звуковые волны - поперечные
3. не могут
Конец формы
Начало формы
Вопрос 11. Что такое ультразвук?
1.звук с частотой меньше 20 кГц
2. звук с частотой больше 20 кГц
3. звук с частотой равной 20 кГц
Конец формы
Начало формы
Вопрос12. Что такое инфразвук?
1.звук с частотой меньше 16 Гц
2. звук с частотой равной 16 Гц
3. звук с частотой больше 16 Гц
Просмотр содержимого документа
«Решение задач по теме»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Агафоновка
Питерского района Саратовской области»
Решение задач по теме «Механические колебания и волны. Звук».
9 класс
Дзюрич Елена Алексеевна
учитель физики муниципального
общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа с. Агафоновка
Питерского района Саратовской области»
[email protected]
Аннотация
Конспект и презентация к уроку. Урок физики в 9 классе. Урок обобщения, закрепления и комплексного применения знаний. На данном уроке отрабатываются навыки решения качественных и количественных задач. Расширяется кругозор обучающихся по предмету. Предложенные задачи помогают школьникам лучше узнать и полюбить физику, увидеть ее проявление в повседневной жизни. Презентация также может быть использована на кружковой работе.
Тема урока. Решение задач по теме «Механические колебания и волны. Звук».
Цели урока:
Познавательные: сформировать практические умения решать качественные и количественные задачи.
Развивающие: сформировать логические умения при анализе сюжета задач, планировании решения и реализации плана.
Воспитательные: проконтролировать усвоение знаний, сформировать навыки общения между обучающимися, их мировоззрение.
Тип урока. Урок обобщения, закрепления и комплексного применения знаний.
Оборудование: карточки-тесты по теме «Механические колебания и волны. Звук» (Приложение 1), компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку (Приложение 2)
Ход урока.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1 | Организационный момент. Сообщение целей урока. | Учитель направляет обучающихся на совместное формирование целей урока. | Совместно с учителем формулируют цели урока. |
2 | Самостоятельная работа. | Организует проведение тестового задания. Приложение 1 | Записывают ответы на вопросы теста По окончании осуществляют взаимопроверку, затем проверяют правильность ответов по готовому шаблону. |
3 | Решение качественных задач. | Осуществляет подборку качественных задач. | Обсуждают и решают предложенные задачи. |
4 | Решение количественных задач. | Осуществляет подборку количественных задач. | Обсуждают и решают предложенные задачи, записывают решение в тетрадях. |
5 | Подведение итогов урока. | Подводит итоги урока. Проводит рефлексию. | Отвечают на вопросы рефлексии. |
6 | Домашнее задание. | Объясняет домашнее задание. | Записывают необходимую информацию по выполнению домашнего задания. |
Организационный момент. Формулирование целей урока.
Самостоятельная работа.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Раздает тестовые задания каждому ученику. Сообщает о времени, отведенном на выполнение. (5-7 минут) | Выполняют задания-тесты. По окончании обмениваются листочками и выполняют взаимопроверку. (1мин.) Проверяют правильность ответов по шаблону, предоставленному на слайде |
Решение качественных задач.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Физика – наука интересная. Сегодня мы сделаем попытку навести мосты между физикой и миром литературных произведений. | |
Объясните с физической точки зрения некоторые пословицы. «Оттого телега заскрипела, что давно дегтю не ела» Где еще мы можем услышать аналогичный скрип? «Ударь обухом в дерево, дупло само скажется». На этом свойстве основан также метод выстукивания в медицине, а также при контроле качества вагонных колес и при проверке целостности посуды. «Как аукнется, так и откликнется» | Деготь выполняет роль смазки при трении колес об ось. Нет смазки - трение велико, оно вызывает колебания колес на оси телеги и самой оси, при этом появляется скрипучий звук. По той же причине скрипят несмазанные петли дверей. При ударе по дереву древесина приходит в колебание, появляется звук. Здоровое дерево и дерево с дуплом звучат по-разному. Отклик получается при отражении звука от препятствий. Это эхо. |
А теперь поговорим о приметах. Одна из них «Если в поле далеко раздается голос, то будет дождь». Объясните данную примету. | Влажность воздуха влияет на распространение звука. С повышением влажности изменяется плотность воздуха и его способность проводить звук. |
Также задачи по физике можно найти в сказках, мифах, легендах. Рассмотрим отрывок из русской сказки «Про глупого змея и умного солдата» «Змей так свистнул - деревья закачались, все листья с них осыпались». Какие физические явления вы узнаете в этом эпизоде? | Колебания под действием ветра. Вынужденные колебания. |
Послушайте отрывок из стихотворения А.А. Блока «Потеха! Рокочет труба…» Кругом – возрастающий крик, Свистки и нечистые речи, И ярмарки гулу – далече В полях отвечает зеленый двойник. Какому физическому явлению соответствует образ «зеленого двойника»? | Эхо. |
Решение количественных задач.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
С качественными задачами вы справились успешно, теперь решим задачи на вычисление величин колебательного движения. Длина волны равна 2 м, а скорость ее распространения 400 м/с. Определите, сколько полных колебаний совершает эта волна за 0,1 с. | Обучающиеся решают задачу, оформляя решение в тетрадях и на доске. |
Вася заметил, что ворона в течение 1 минуты каркнула 45 раз. Определите период и частоту колебаний. | Для того, чтобы получить верный ответ, необходимо перевести 1 минуту в секунды. Оформление решения задачи в тетрадях и на доске. |
Димка заметил, что во время танца на дискотеке за 5 минут он подпрыгнул 120 раз. Каковы период и частота данных колебаний? | Оформление решения задачи. |
Подведение итогов урока.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Сегодня на уроке мы научились решать задачи на расчет основных характеристик колебательного движения. | |
Какие понятия и формулы мы повторили? | Колебания, волны, виды волн, звуковая волна. Формулы периода, частоты, длины волны колебаний. |
Что нового узнали на уроке? | |
Чем запомнился вам урок? | Многие явления в произведениях можно объяснить с физической точки зрения. |
Оцените свою работу на уроке. | Оценивают работу на уроке. |
Домашнее задание.
Составить две задачи на тему «Механические колебания и волны. Звук», оформить задачи на листах формата А4.
По желанию подготовить презентацию или буклет по теме «Инфразвук и ультразвук».
Литература
1. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений- 13-е изд., дораб. – М.: Дрофа, 2008. – 300, [4]с.: 1 л. цв. вкл.
2. Тихомирова С.А. Физика в загадках, пословицах, сказках, полэзии, прозе и анекдотах: пособие для учащихся и учителей /С.А. Тихомирова. – М.: Мнемозина, 2008. -152 с.: ил.
Просмотр содержимого презентации
«Решение задач по теме Колебания и волны. Звук»
Дзюрич Елена Алексеевна
учитель физики
МОУ «СОШ с. Агафоновка
Питерского района
Саратовской области»
(русская сказка)
«Змей так свистнул - деревья закачались, все листья с них осыпались».
явления вы узнаете
в этом эпизоде?
Кругом – возрастающий крик,
Свистки и нечистые речи,
И ярмарки гулу – далече
В полях отвечает зеленый двойник.
А.А. Блок
явлению соответствует
образ «зеленого
двойника»?
Длина волны равна 2 м, а скорость ее распространения 400 м/с. Определите, сколько полных колебаний совершает эта волна за 0,1 с.
Дано: Решение.
= 2 м = T, T = t / n , = t / n ,
= 400 м/с
t = 0,1 с n = t / ,
n -? n =400 м/с 0,1 с / 2 м = 20
Ответ: n = 20
Вася заметил, что ворона в течение 1 минуты каркнула 45 раз. Определите период и частоту колебаний.
Дано: СИ Решение.
T = t / n , ν = 1 / T
t = 1 мин 60 с T = 60 с / 45 = 4 / 3 (с)
n = 45 ν = 1 / (4/3 с) = 3/4 (Гц)
T - ?
ν -?
Ответ: T = 4/3 с, ν = 3/4 Гц
Димка заметил, что во время танца на дискотеке за 5 минут он подпрыгнул 120 раз. Каковы период и частота данных колебаний?
Дано: СИ Решение.
T = t / n , ν = 1 / T
t = 5 мин 300 с T = 300 с / 120 = 2,5(с)
n = 120 ν = 1 / 2,5 с = 0,4 (Гц)
T - ?
ν -?
Ответ: T = 2,5 с, ν = 0,4 Гц
- Какие понятия и формулы мы повторили?
- Что нового узнали на уроке?
- Чем запомнился вам урок?
- Оцените свою работу на уроке.
- Составить две задачи на тему: «Механические колебания и волны. Звук», оформить задачи на листах формата А4.
- По желанию подготовить презентацию или буклет по теме: «Инфразвук и ультразвук».
- http://www.jeffreycharron.com/publishImages/index~~element18.jpg
- http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=41210652-12-72&n=21
- http://www.n4hr.com/up/uploads/bf22b9a89e.jpg
- http://img-fotki.yandex.ru/get/4512/med-yuliya.14b/0_4ebeb_eba21f7_XL
- http://www.animator.ru/film_img/al_3116.jpg
- http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=30747886-65-72&n=21
- http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=292193732-17-72&n=21
- http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=297422398-33-72&n=21