Настраиваю детей на серьезную, вдумчивую работу. Осуществляю психолого-педагогическую подготовку учащихся к работе на протяжении всего урока, активизирую внимание детей, воспитываю прилежание. Использую словесный метод Учащиеся приводят примеры. Беседа аналитического характера. Обращаю внимание на запись на доске. Учащиеся должны четко представлять свою деятельность, к чему они должны стремиться в процессе урока и результат. Повышение познавательного интереса. Дети записывают в тетрадь тему урока. Обращаю внимание на аккуратность ведения записей, на посадку. Дети работают с заданиями. Коллективная проверка тестовых заданий. Использую наглядный метод Дети рассматривают рисунки и отвечают на вопросы. Опрашиваю слабых учеников, если они затрудняются, им помогают другие ученики. Таким образом, работает весь класс. Проверяю слабого ученика, воспитываю чувство взаимопомощи. Подключаю зрительное и слуховое восприятие. Использую практический метод В проведении демонстраций участвуют учащиеся, после каждого опыта делают выводы. Изучение нового материала веду, используя аналитико-синтетический метод. Ученики наблюдают, анализируют и делают сами выводы. Ученики делают предположение. Метод наблюдения. Отвечают на вопрос и делают вывод. Вызываю интерес к эксперименту. Ученики экспериментально подходят к изучению понятия «работа». Подключаю зрительное восприятие и воздействую на чувство ученика. Развиваю монологическую речь. Ученики сравнивают и делают вывод. Ученики обобщают увиденный эксперимент и делают вывод. Дети работают с книгой, находят информацию и зачитывают в слух. Ученики записывают в тетрадь формулу и условия выполнения работы. Развиваю наблюдательность и стимулирую творческое воображение. Задаю вопросы слабым ученикам, если затрудняются, задаю вопрос другим ученикам. Ученики записывают в тетрадь. Ученики подготавливали интересные сообщения. Стимулирую творческие способности. Стимулирование наглядных образов. Подключаю зрительное и слуховое восприятие. Этот этап работы направлен на осознание учащимися смысла каждого действия Сильный ученик разбирает решение задачи. Идет анализ ситуации в соответствии с записанной последовательностью действий. Ученики разбирают самостоятельно с последующей проверкой. Ученики экспериментально работают на своих рабочих местах, заполняя рабочие листы. Ученики анализируют, сравнивают и делают выводы экспериментального задания. Развиваю умение учащихся давать точные, правильные ответы. Дифференцированный подход. Задания 1-4 сильным ученикам,5 задание слабому ученику. Стимулирую творческое воображение. Развиваю монологическую речь. Работа с книгой. Ученики решают качественную задачу. Стимулирую творческое воображение. Анализируя, ученики приходят к выводу. Подключаю зрительное восприятие. Ученики читают задание, разглядывают рисунок и делают вычисления. Применяю метод контроля и самоконтроля. Фронтальная беседа. Ученики отвечают на вопросы. Спрашиваю слабых учеников, сильные дополняют ответы. Ученики выставляют оценки. Ученики сами выбирают домашнее задание по уровню сложности. Записывают в дневники и рабочие тетради задание на дом. | Организационный момент. -Здравствуйте, ребята! -Сегодня урок я хочу начать со слов арабского поэта средневековья Фирдоуси: Науку все глубже постигнуть стремись, Познанием вечного жаждой томись, Лишь первых познаний блеснет тебе свет, Узнаешь: предела для знания нет. -Чтобы лучше изучить окружающий нас мир, познать его, прошу вас быть на уроке внимательными, активными, помогать мне и друг другу. -На уроке мы будем изучать тему «Механическая работа» -Как известно, в обыденной жизни словом «работа» мы называем всякое полезное действие человека или устройства. Вопрос: Что вы понимаете под словом «работа»? -В физике этот термин имеет другое значение. Им обозначается физическая величина, связанная с действием сил. -Наша цель: Узнать признаки и условия механической работы и условия, при которых она совершается. Сформировать понятие механическая работа, выяснить на конкретном материале, как надо правильно рассчитывать величину работы и единицы ее измерения. Продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщать и сравнивать результаты экспериментов. Развивать логическое мышление, познавательные и творческие способности. Создавать позитивное отношение к изучаемому разделу. -Откройте тетрадь и запишите тему урока «Механическая работа». -Посмотрим, как вы готовы к восприятию нового материала. 2.Актуализация опорных знаний: 1.Работа с тестом.(Приложение №1) Возьмите лист №1 у вас на столе, в них тестовые задания для проверки знаний. -Давайте проверим вашу работу. Проверяем друг у друга внимание на доску. Простым карандашом ставим оценку соседу. 2.Работа с рисунком. Давайте посмотрим на рисунки.(Приложение № 2) Вопрос: Как изменяется положение тел под действием сил? Делаем вывод: Из этих примеров видно, что под действием силы тело перемещается. Вопрос: Какие силы действуют на: а) автомобиль; б) корабль; в) воздушный шарик; г) пушка. Варианты ответов:1) Архимедова сила; 2) сила тяги; 3) сила давления пороховых газов; 4) действие ветра. 3.Объяснение нового материала. 3. Демонстрация опытов. Проведем ряд опытов. (Приложение № 3) Опыт 1. Тележку, нагруженную гирей, перемещаем на некоторое расстояние. Действующую на тележку силу измеряем динамометром. Рис.1. Опыт 2. Гирю поднимают на некоторую высоту. Силу, действующую на гирю, измеряем динамометром. Рис.2. Делаем вывод: Проделывая опыты, мы с вами установили: что под действием силы тело изменяет свою скорость, значит, будет меняться и координата тела. - А будет ли при этом совершаться работа? Вопрос: Какие признаки совершения работы? Опыт 3: К тележке, нагруженной гирей, прикладываем силу, недостаточную для того, чтобы вызвать движение тележки. Рис. 3. Опыт 4: На гирю, подвешенную к пружине, действует сила упругости пружины, но гиря не перемещается. Рис.4. Вопрос: Была при этом совершена работа? Вывод: Если есть сила, но нет перемещения, то нет и работы. Опыт 5: Тележка по инерции перемещается на некотором участке гладкой поверхности. Вопрос: Совершается работа? Вывод: А=0 т.к результирующая сила F=0. Без действия на тело силы не может быть и работы. -А теперь выясним, от чего зависит значение совершаемой работы. 4. Проведение эксперимента. -Предлагаю провести эксперимент. (Вызываю двух учеников к доске.) 1.Вам необходимо поднять гири с пола на стол .Один поднимает массой 1 кг, другой массой 5 кг. Вопрос к классу: Кто из ребят совершил большую работу? Вывод: Механическая работа прямо пропорционально зависит от действующей силы на тело. Чем больше прилагаемая сила, тем больше совершаемая работа. Поднимаем гирю массой 5 кг на разную высоту. Один поднимает на высоту 20 см, а второй поднимает на высоту 1м. Вопрос: Кто совершил большую работу? Вывод: Механическая работа прямо пропорционально зависит от пройденного расстояния. Чем больше проходит тело расстояние под действием силы, тем больше совершается работа. Делаем обобщение: Механическая работа зависит от действующей силы и от пути, на котором она действует. Работа измеряется произведением силы на путь, на котором действует эта сила. 5.Работа с книгой. -Откройте учебник на странице 129 и 130 прочитайте текст, выделенный жирным шрифтом. -В физике работу обозначают А . Для нахождения работы используют формулу. работа= сила×путь. А=F×s. Выясним, каковы условия выполнения работы: При F#0,s#0,A#0 При F#0,s=0,A=0 (тело покоится) При F=0,s#,A=0 ( движение по инерции, движение спутника по круговой орбите под действием тяжести) 6.Работа с рисунком. Рассмотрим рисунок девочка с мячиком. (Приложение № 4) Вопросы к классу: - Какие силы действовали на мяч при движении вверх? - Куда они направлены? - Куда направлено перемещение мяча? - Сравните направление действия силы и перемещения мяча? В этом случае говорят, что совершается отрицательная работа. Выпишите это условие в тетрадь. Работа силы тяжести. Если тело движется вверх, то А Если тело движется вниз, то А0. Работа силы трения. (Приложение №5) Отрицательна. Работа силы тяги. Положительна. Работа силы давления. Равна нулю. 7. Творческая работа. А сейчас проведем блиц интересных сообщений, которые вы подготовили к этому уроку. - Термин «работа» в физику ввел французский математик Жан Понселе. Выступление учащихся об этом ученом (приложение № 6) - Работа это физическая величина. Основной единицей измерения работы является 1Дж. Эта единица измерения принята в честь английского физика Джеймс Джоуля. Выступление учащихся с краткой справкой.( приложение №7) Вопрос: Чему равен 1 Дж? 1Дж=1Н×1м. (Для создания наглядных образов поясняют, что) 1Дж-это примерно работа, которую нужно совершить для равномерного подъема тела массой 100г на высоту 1м. На практике часто используются и другие единицы работы: более удобно для выполнения большой или маленькой работы. 1кДж=1000Дж; 1гДЖ= 100Дж; 1мДж= 0,001Дж. В дальнейшем, говоря о механической работе, мы будем кратко называть ее одним словом - работа. 8.Задачи на вычисление совершенной работы. -Для решения задач на расчет работы необходимо, прежде всего, разобрать план работы с задачей. Внимание на экран.(Приложение №8) Разбираем задачу: 1.Буксирный катер тянет баржу с одного причала на другой, действуя с силой 5000Н. Расстояние между причалами 1000м.Вычислите работу, совершаемую силами, действующими со стороны тела. (На экране таблица, состоящая из двух колонок, левая уже заполнена а правая колонка фиксируется по ходу объяснения) 2.Хоккеист ударил по шайбе с силой 100Н, и она по инерции прокатилась по льду на 20м. Вычислите работу, совершаемую силами, действующими со стороны тела. (Шайба начало, конец удара 100Н 00 20м 0) 3.Винни-Пух весом 20Н хочет полакомиться медом, находящимся в дупле на высоте 4м. Вычислите работу, совершаемую силами, действующими со стороны тела. -Молодцы справились. 4. Выполнение практической работы. 9.Экспериментальная работа. На столах учеников находятся приборы необходимые для проведения экспериментального задания. -Ребята, у себя на столе возьмите рабочий лист №2 это инструкция по выполнению задания и таблица, которую вы должны заполнить в результате выполнения экспериментального задания. которые они должны заполнить в ходе выполнения работы. (Приложение №9) (Учитель контролирует работу учеников и помогает, слабым ученикам справится с поставленной задачей) После выполнения работы сравниваем полученные результаты и делаем вывод. 5. Закрепление темы. 9.Програмированное задание. Пятерым ученикам дается программированное задание (Приложение №10) 10. Решение качественных задач. Остальные ученики решают задачи. (Приложение №11) На рисунке изображены три бруска, первый из которых покоится, второй движется по инерции без трения, третий движется под действием силы F(трение отсутствует). В каком из перечисленных случаев совершается механическая работа? Упражнение 28 №2. Далее отвечают на дополнительные вопросы: а) Какие силы действуют на шарик по вертикали и чему равна их равнодействующая? б) Меняется ли скорость шарика по модулю и направлению? в) Почему шарик движется? ( В результате обсуждения формулируется вывод о том, что причиной равномерного и прямолинейного движения шарика является не действие на него какой-либо силы, а наличие у него начальной скорости и отсутствие сил, препятствующих движению). (Приложение №12) Одинаковую ли работу совершают мальчики при равномерном перемещении на одном и том же пути? Используя данные рисунка, определите механическую работу по перемещению бруска. 11.Проверочная работа. -Давайте проверим знания, которые вы получили на уроке, для этого выполним тестовое задание.(Приложение №13) 6.Подведение итогов. -Ребята, о чем мы сегодня говорили? -Что нового вы узнали на уроке? -Что такое механическая работа? - Как рассчитать механическую работу? - Когда работа положительна? - Когда работа отрицательна? -Когда работа равна нулю? Выставляем оценки за урок. 7. Домашняя работа. 1 уровень: §53. Подготовить высказывание, пословицы, поговорки о работе, труде. 2 уровень: упражнение 28 № 3, №4. 3 уровень: выполнить задание 17 стр.132. Слова К.Д. Ушинского «Если Вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само Вас отыщет» Спасибо ребята за урок! Урок окончен. 3 |