– Здравствуйте. «Рано утром я встаю, Сам постель свою стелю, Одеваюсь, умываюсь, В школу я скорей иду. В школе нужно не лениться И иметь терпение, И ученье не считать За свое мучение!» – Вот теперь садитесь, начнем работать. – А что означает для вас слово «работа»? – Хорошо! играть в мяч лазить по деревьям читать книгу писать упражнение – Какое из этих действий вы можете назвать работой? – Вопрос был один. А сколько мнений? – Почему так получилось? Чего мы не знаем? – Значит нам это надо узнать! И причем сегодня же. Следовательно тема урока … – Да, но не в широком её понятии, а с точки зрения науки физики. Запишите тему «Механическая работа» – А какие же мы поставим цели на этот урок? 1) … 2)… 3)… 4)…
– Замечательно! А чтобы работать, что для этого нужно иметь? Повторим, что мы знаем о силах. Работать будем в группах по 4 человека (две соседние парты). «Один в поле не воин», современный стиль работы – это работа команды! – Проверяем – Проверили, оценили. Достаточно ли хорошо вы знаете предыдущий материал? А теперь немного послушайте. Исторически термин «работа» ввел французский ученый Ж.Понселе . Если раньше работой называли лишь труд человека, то теперь под этим стали понимать еще и определенную физическую величину, обозначаемую буквой А. Для расчета механической работы Понселе предложил специальные правила. Мы с вами тоже «не лыком шиты» и попытаемся вывести эти правила сами. Помните стихотворение В.В.Маяковского «Кем быть?» «У меня растут года, Будет и семнадцать. Где работать мне тогда, Чем заниматься? Нужные работники – Столяры и плотники! ……………………… Столяру хорошо, А инженеру – лучше, Я бы строить дом пошел, Пусть меня научат» и т.д. Команды-бригады у нас уже готовы, архитекторы, прорабы, рабочие, будем строить здание под названием ЗНАНИЕ, которые надеюсь, вам пригодятся в вашей будущей работе, по выбранной профессии. Задание-кирпичик 1. За каждое правильно выполненное задание начисляются баллы, в конце урока подводится итог. Перед вами два рисунка. Кто на них изображен? Обсудите, что общего в том, что делают ребята? Чем отличаются их действия? Выводы записываются на «кирпичики». – Именно девочка совершает механическую работу. Каков же признак совершения работы? – Запомните это! Задание-кирпичик 2. У вас на столе лежат два тела разной массы, кнопка и дощечка. Выполните предложенные вам задания и ответьте на вопрос: «Как зависит величина механической работы от приложенной силы и перемещения?» Задание-кирпичик 3. Следовательно, как рассчитать работу? – И получиться формула … – Каково же определение работы?
Задание кирпичик 4. – Вспомним еще одного любимца детворы Григория Остера, задача №183 из его задачника по физике. В ней идет речь об английском ученом Джоуле (1818-1889). Однажды физики хотели поручить одному Джоулю кое-какую общественную работу. «Да за кого вы меня принимаете?» – закричал возмущенный Джоуль. Что ответили физики? ОТВЕТ: «В данном случае, – сказали физики хором, – мы принимаем тебя за единицу работы». Уловили к чему этот шуточный пример. В каких единицах измеряется работа?) – Механическая работа совершается, если тело перемещается и если на него действует сила. А сила трения, сопротивления может совершить работу? Как вы думаете? – Да может. Но не мешает ли она нам, например, передвигать шкаф? – В этом случае говорят, сила трения совершает отрицательную работу. – А сила тяжести при поднятии груза помогает? А при опускании? – При поднятии сила тяжести совершает отрицательную работу, а при опускании – положительную. Задание-кирпичик 5. Проанализируйте и ответьте, при каких условиях совершается положительная работа, а в каких – отрицательная. В данном случае уместна подсказка учителя, обратить внимание на направления действия силы и скорости движения тела. И при каких условиях работа равна нулю, то есть совсем не совершается. Можно обратить внимание на формулу, законы умножения и сказать о равенстве нулю работы, при перпендикулярности направления силы и перемещения.
– Вот мы и выяснили правила расчета механической работы, предложенные Ж.Понселе. А теперь запомним эти правила, выполняя конкретные задания. После проверки правильности заданий предлагается домашнее задание: прочитать соответствующий параграф учебника, ответить на 5 вопросов тренировочного теста и (по желанию) приготовить презентацию на тему «Механическая работа». – Подведем итоги сегодняшнего урока. Что нового мы сегодня узнали? Понравилась ли вам ваша работа на уроке? Крепкое ли вы построили здание? Давайте посмотрим, что мы построили. Как говорил Чебурашка: «Мы строили, строили и наконец построили!» Сколько баллов вы сегодня заработали? – Спасибо всем за работу. Работать – это хорошо, а работать быстро, еще лучше! Но об этом мы поговорим с вами на следующем уроке. | Физкультминутка – учеба – труд – родители работают – деньги зарабатывать – лазить по деревьям и играть в мяч, здесь есть движение – все действия, кроме читать книгу – читать и писать, а остальное развлечение – много и все разные – определения, что такое работа – работа?! – дать определение механической работы – исследовать, выяснить от чего зависит – вывести закон или формулу – научиться применять полученные знания при решении поставленных задач – силу (здоровье и т.п.) Выполняют задание, заполняют таблицу «Виды сил» Проверяют, сами оценивают(ставят баллы) – На первом мальчик держит штангу над головой, на втором девочка катит коляску. Общее: каждый прилагает силу. Отличие: девочка проходит некоторый путь, а мальчик не движется. – Работа совершается, если тело перемещается под действием силы. – Чем больше приложенная сила, тем больше и совершенная работа. – Работа зависит и от расстояния, чем оно больше, тем больше и работа. – Таким образом, механическая работа зависит прямо пропорционально от приложенной силы и от перемещения тела под действием этой силы. – Умножить силу на перемещение. А = FS – Механической работой называется физическая величина, равная произведению силы и перемещения тела по направлению действия этой силы. – Работа измеряется в Джоулях. 1 Н * 1 м = 1Дж – наверное может, а почему бы нет? – мешает, еще как – при поднятии мешает, а при опускании помогает А 0, если направление движения тела совпадает с направлением действия силы на него. А А = 0, если на тело не действуют силы или перемещение тела равно нулю, а также если направление движения перпендикулярно направлению действия силы. Выполняют задания на карточках. |