Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему: «Постоянные магниты. Магнитное поле Земли»»
Тема: Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.
(8 класс)
Цель урока: Ввести понятие постоянные магниты и магнитного поля Земли
Задачи урока:
1. обучения: познакомить со свойствами постоянных магнитов и их применением в технике; дать представление о магнитном поле Земли, его влияние на все живое на Земле.
2. развития: развивать аналитическое мышление и творческую самостоятельность учащихся, продолжить формирование умений объяснять наблюдаемые явления, проводить опыты, анализировать их результаты, делать выводы.
3. Воспитания: воспитывать культуру общения, самосовершенство, принципиальность, ответственность, творческое отношение к труду.
Тип урока: формирование знаний, умений, навыков.
Формы обучения: беседа, практические занятия.
Метод обучения: обьяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.
Оборудование к уроку: :Полосовой магнит, подковообразный магнит, магнитная стрелка на подставке, компас, тела из различных материалов, (стальной, алюминиевый, медный, стеклянный стержни), железные опилки, кусок картона. Наглядный материал.
Содержание урока:
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Изучаем мы магниты и магнитные поля.
Эта тема интересна и, конечно же, важна Притянул магнит булавку и иголки все собрал Без фломастера и ручки своё поле показал. Компас полюса укажет, север, юг определит Никому с прямого курса отклоняться не велит. И удар, и нагреванье изменяют свойства так, Что магнит по назначенью применять нельзя никак. Все вопросы эти надо обсуждать и понимать, Чтоб на практике спокойно можно было применять.
Каждый из нас с раннего детства слышал что-нибудь о магните. Многие держали его в руках, а у некоторых даже были игрушки, в которых использовались магниты. Многое о магнитах написано и в литературе.
Китайцы магнит называли «любящим камнем». Как выдумаете почему?
В древние времена магниту приписывали « живую душу». Магнит, по представлениям древних людей устремлялся к железу по той же причине, что и собака к куску мяса. Китайцы говорили, что магнит притягивает к себе железо, как нежная мать привлекает своих детей.
Какова история магнита?
Какими свойствами он обладает?
Где применяют магниты?
На эти и многие другие вопросы мы с вами постараемся ответить сегодня на уроке.
История магнита насчитывает свыше 2,5 тыс. лет. Ещё в 7 веке до н.э. китайцы обнаружили природные минералы, способные притягивать к себе небольшие железные предметы. Древнегреческий драматург Евприд (5в до н.э.) описал свойства этого природного минерала и назвал его магнитом , что означало камень из Магнесии – местечка на Ближнем Востоке, где были найдены залежи этого минерала. Теперь мы знаем, что природные магниты представляют собой куски магнитного железняка (магнетика), хрупкого чёрного минерала.
В 1279 году вышло сочинение Петра Перегрина “О магните, где приводилось много фактов, связанных с магнетизмом. Он впервые ввёл обозначение полюсов (северного и южного), описал взаимодействие (притяжение и отталкивание), указал на невозможность отделения полюсов, на потерю магнетизма при нагревании, установил факты намагничивания железа на расстоянии.
В 1600 году вышла в свет книга английского учёного Гильберта “О магните, магнитных телах и большом магните – Земле”, в ней автор описал уже известные свойства магнита, а так же собственные открытия. Гильберт предполагал, что Земля представляет собой большой магнит. Оказалось, что магнитные полюса Земли не совпадают с её географическими полюсами, более того, северный полюс земного магнита находится в Южном, а южный полюс – в Северном полушарии
А теперь давайте выясним, какими свойствами обладают магниты.
Задание № 1. Изучение природных магнитов.
Сильно притягивает
Слабо притягивает
Не притягивает
Цель: наблюдать действие магнита на разные материалы. Оборудование: Магнит, Бруски из алюминия, железа, меди, пластмассы, бумага, стекло. Сделать вывод в тетради.
Задание № 2. Исследование полюсов постоянного магнита.
Цель: опытным путём определить полюсы постоянного магнита (места, где магнитное действие самое сильное). Оборудование: постоянные магниты, железные кнопки, магнитная стрелка на подставке. Вывод написать в тетради.
Задание №3. Наблюдение взаимодействия полюсов
Цель: проверить, как взаимодействуют магнитные полюса. Оборудование: два постоянных магнита. Вывод записать в тетради.
Задание № 4. Наблюдение картины магнитных полей постоянного магнита.
Цель: получить картину магнитных полей постоянного магнита. Оборудование: постоянные магниты, лист картона, железные опилки. Рекомендации: На постоянный магнит положить сверху лист картона, насыпать на него мелкие железные опилки и лёгким постукиванием получить картину магнитного поля магнита, двух магнитов. Зарисовать картину в тетради.
Задание № 5. Условия, при которых магнитные свойства пропадают.
Цель: выяснить условия, при которых магнитные свойства пропадают . Оборудование: намагниченный гвоздь, сухой спирт, подставка для горения спирта, мелкие кнопки, молоток. Рекомендации: Намагниченный гвоздь внести в пламя и подождать, пока он нагреется. Поднести гвоздь к мелким кнопкам. Намагниченный гвоздь ударить молотком и поднести его к кнопкам.
Магнит.
На балконе негде было укрыться от холода, и гвозди не зря потянулись к Магниту. Он помог им держаться вместе, он объяснил, что только сообща можно защититься от мороза, он научил их многим полезным вещам, о которых гвозди никогда не забудут. И не случайно именно его послали гвозди своим представителем в комнату. Теперь, когда в его распоряжении оказалась печь, Магнит не мог вести себя, как прежде, беспечно. Он подыскал местечко потеплее, чтобы навсегда избавить от холода, и только после этого приступил к делу. Дело оказалось не из простых. От тепла, к которому Магнит не привык, всё время хотелось спать, и приходилось неусыпно бороться со сном – разве это легкое дело? Эх, суета! – вздыхал Магнит, – всё суета. Даже с гвоздями встретится – ну просто нет физической возможности! Да, физической возможности встретиться с гвоздями у Магнита теперь уже не было. Его пригрели, и он потерял интерес к старым друзьям, точнее говоря, размагнитился. Что поделаешь? В физике это дело обычное, житейское.
В 1600 году вышла в свет книга английского учёного Гильберта “О магните, магнитных телах и большом магните – Земле”, в ней автор описал уже известные свойства магнита, а так же собственные открытия. Гильберт предполагал, что Земля представляет собой большой магнит. Оказалось, что магнитные полюса Земли не совпадают с её географическими полюсами, более того, северный полюс земного магнита находится в Южном, а южный полюс – в Северном полушарии. Основная причина магнитного поля Земли в том, что ядро Земли состоит из жидкого раскаленного железа и в нем циркулируют круговые токи, которые и порождают магнитное поле. Магнитное поле Земли образует магнитосферу, простирающуюся на 70 – 80 тыс.км. в направлении Солнца. Она экранирует поверхность Земли, защищает от вредного влияния заряженных частиц, высоких энергий и космических лучей.
Какие вы можете привести доказательства того, что Земля обладает магнитными свойствами, т.е. имеет магнитное поле?
…Идут караваны по бескрайним гобийским пескам. Направо, налево – унылые желтые барханы. Солнце скрыто желтой пеленой пыли. Далек путь из императорских пагод на берегах Янцзы до минаретов кушанских царств. Трудно пришлось бы караванщикам, если бы не было в караване белого верблюда. Белого верблюда с его бесценным грузом. Бесценным, хотя это не золото, не жемчуг и не слоновая кость. Защищенный деревянной резной клеткой, между горбами белого верблюда совершал свой путь через пустыню глиняный сосуд, в котором на пробке плавал в воде небольшой продолговатый кусок намагниченного железа. Края сосуда были выкрашены в четыре цвета. Красный обозначал юг, черный – север, зеленый – восток и белый – запад. Глиняный сосуд с кусочком железа в нем был примитивным древним компасом, указывавшим караванщикам путь в бескрайних песках…
Постоянно ли магнитное поле Земли или оно изменяется?
Магнитное поле Земли не остаётся постоянным, оно испытывает медленные изменения во времени Кроме того, через достаточно большие интервалы времени могут происходить изменения расположения магнитных полюсов на противоположные.
Но особенно большие изменения могут происходить в магнитосфере Земли. В магнитосферу Земли вторгается множество заряженных частиц, входящих в состав солнечного ветра ( потока плазмы солнечного происхождения ).
Что такое магнитные бури и как они влияют на процессы, происходящие в атмосфере и на Земле?
Магнитные бури – это значительное изменение магнитного поля Земли под действием усиленного солнечного ветра, в результате вспышек на Солнце и сопровождающих их выбросов потоков заряженных частиц.
4. Закрепление:
Северный конец магнитной стрелки всегда указывает на Южный магнитный полюс. (+)
Земля представляет из себя гигантский электромагнит. (-)
Источник магнитного поля Земли - круговые токи, циркулирующие внутри её жидкого ядра. (+)
Силовые линии , идущие от одного магнитного полюса к другому, называют магнитным экватором. (-)
Магнитное поле Земли оберегает её от потоков заряженных частиц, идущих от Солнца. (+)
Магнитное поле Земли не изменяется со временем. (-)
Магнитные бури оказывают влияние на качество радиосвязи и электропередачи.(+)
Магнитные бури не оказывают действия на организм животных и человека. (-)
Во время магнитных бурь состояние людей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы улучшается. (-)
Чтобы уменьшить вредное влияние магнитных бурь на организм человека, надо больше гулять, есть фрукты и овощи и вести здоровый образ жизни. (+)