kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка по физике "Постоянные магниты. Магнитное поле Земли"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:   Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели урока:

Развивающая

    · проследить исто­рию развития взглядов на природу магнетизма;

Образовательная

    · позна­комиться со свойствами естественных и искусствен­ных магнитов; 

    · познако­миться со свойствами магнитного поля Земли;

Воспитательная 

    · воспитать познавательный интерес к истории открытий физических явления;   

 Задачи урока: 

     · ввести понятия магнитный полюс, магнитное поле, силовые линии магнитного поля;           

       · на­учиться получать спектры магнитных полей;

       · научиться находить на карте расположение южного и север­ного магнитных

     полюсов;

       · выяснить роль магнитных полей в жизнедеятельности живых организмов.

 Демонстрационное оборудование:    набор посто­янных магнитов, компас,  

                 магнитные стрелки, игла, пробка, сосуд с водой, стальные опилки,

                 органическое стекло, физическая карта полушарий, глобус.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«методическая разработка по физике "Постоянные магниты. Магнитное поле Земли"»



Методическая разработка урока физики



Класс: 9

Учитель: Подакова Г.И.

Тема урока: Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели урока:

Развивающая

· проследить исто­рию развития взглядов на природу магнетизма;

Образовательная

· позна­комиться со свойствами естественных и искусствен­ных магнитов;

· познако­миться со свойствами магнитного поля Земли;

Воспитательная

· воспитать познавательный интерес к истории открытий физических явления;

Задачи урока:

· ввести понятия магнитный полюс, магнитное поле, силовые линии магнитного поля;

· на­учиться получать спектры магнитных полей;

· научиться находить на карте расположение южного и север­ного магнитных

полюсов;

· выяснить роль магнитных полей в жизнедеятельности живых организмов.

Демонстрационное оборудование: набор посто­янных магнитов, компас,

магнитные стрелки, игла, пробка, сосуд с водой, стальные опилки,

органическое стекло, физическая карта полушарий, глобус.



Ход урока

1. Организация начала урока

2. Подготовка к активной учебно-педагогичес­кой деятельности. Актуализация опорных знаний.

Учащимся предлагается в течение минуты нари­совать на чистом листе ассоциативную картинку к слову «магнит». Отобранные рисунки вывешивают­ся на левое крыло доски, под вопрос «Что мы уже знаем?». Далее учащимся предлагается по ходу урока отмечать, поднимая руки, новые для себя знания ключевым словом «Эврика!» и выносить их на пра­вую сторону доски, под вопрос «Что мы узнали?».

3. Изучение нового материала

Демонстрация опытов, работа с текстом, записи в тетрадях.

Старинные легенды. Пастух по имени Магнус как-то обнаружил, что железный наконечник его посоха и гвозди сапог притягиваются к чёрному камню. Этот камень стали называть камнем Магнуса, или просто магнитом. Но известно и другое предание, глася­щее, что слово «магнит» произошло от названия ме­стности, где добывали железную руду, — холмы Маг­незии в Малой Азии. Об этом упоминал греческий философ и физик Фалес в VI в. до н.э. Таким обра­зом, за много веков до нашей эры было известно, что некоторые каменные породы обладают свой­ством притягивать куски железа.

Демонстрация. Посмотрите и подержите в руках магнитный железняк (из коллекции минералов). Его залежи встречаются и на территории нашей стра­ны. Покажите на физической карте Урал, Курскую область, Карелию.

Беседа. У вас в руках магнит. Что можно с ним сделать?

Изобретение компаса. Три века люди знали маг­нит и не находили ему достойного применения. Лишь с развитием торговли, когда человеку потребова­лось перемещаться на большие расстояния, когда накопилось достаточно знаний по географии и аст­рономии, пришло время компаса. Компас был изоб­ретён в Китае в III в. до н.э. Он претерпел - много внешних изменений, но принцип действия не изме­нился: магнитная стрелка неизменно ориентируется в направлении север-юг. Это свойство намагничен­ной стрелки использовали, не имея представления о природе явления. Долгое время считалось, что стрел­ка притягивается к Полярной звезде.

Искусственный магнит. Было замечено, что, если к железному предмету поднести магнит, то предмет сам становится магнитом.

Эксперимент. Получите искусст­венный магнит из стальной иглы и, используя проб­ку и сосуд с водой, изготовьте компас.

Понятие полюса. Конец магнитной стрелки ста­ли называть полюсом: показывающий на север - северным, на юг - южным.

Эксперимент. Используя два под­ковообразных магнита, исследуйте силу притяже­ния полюсов магнитов их взаимодействие. Заметь­те, что в средней части магнита магнитные свойства практически отсутствуют, что одноимённые полю­сы отталкиваются, разноимённые - притягиваются.

Эксперимент. Используя искусст­венный магнит, сориентируйте стрелку компаса в на­правлении восток-запад, а затем уберите магнит. Стрелка вернётся в прежнее положение, потому что на неё действует другой магнит - Земля. Объясните действие компаса: почему магнитная стрелка показы­вает в одном направлении? почему северный полюс магнита показывает в направлении Северного географического полюса? как расположены магнитные по­люсы Земли относительно географических полюсов?

Земной шар — большой магнит. Этот факт уста­новил английский врач Гильберт, лишь в 1600г. обобщив следующие факты: китайцы, заметили, что стрелка компаса показывает не точно на юг; во вре­мя плавания к берегам Америки Христофор Колумб записал, что каждый день положение стрелки ком­паса изменялось, приходилось вносить поправку, чтобы определить точное направление на север. Гиль­берт сделал единственно возможный вывод: геогра­фические и магнитные полюсы Земли не совпада­ют. (Показать на карте современное положение южного и северного магнитных полюсов)

Магнитное поле. Взаимодействие магнитов про­исходит посредством магнитных полей.

Эксперимент. Пронаблюдайте си­ловые линии магнитного поля. Получите магнитные спектры полосового и подковообразного магнитов. Результаты эксперимента зарисуйте в тетрадях.

Работа с учебником. Найдите определение маг­нитных силовых линий и их направления (§ 22).

Магнитное поле Земли. Влияние магнитного поля Земли на жизнедеятельность живых организмов (при­вести примеры).

4. Первичная проверка усвоения знаний

Силовые линии магнитного поля Земли. Желаю­щий ученик чертит на доске силовые линии магнит­ного поля Земли.

Учащиеся получают в закрытых конвертах магниты. Их задача: используя другой магнит, определить полюсы магнита, спрятанного и конверте, и произвести проверку методом взаимно­го контроля.

5. Подведение итогов урока

Беседа. Вспомните, какая цель была поставлена в начале урока, достигнута ли она. (Выставление оценок за урок.)

6. Пояснение домашнего задания: Учебник: С.В.Громов, Н.А. Родана Физика-9кл. - М.; Просвещение § 21, 22 упр. №103, 104.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
методическая разработка по физике "Постоянные магниты. Магнитное поле Земли"

Автор: Подакова Галина Ивановна

Дата: 12.11.2015

Номер свидетельства: 252025


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства