kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок по физике и географии в 8 классе на тему: «Постоянные магниты. Магнитное поле Земли»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока будет интересна учителям физики и географии. Архив включает в себя разработку урока, презентацию и видеролик по данной теме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«магнитное поле земли открытый урок»

Конспект интегрированного урока по физике и географии в 8 классе

на тему: «Постоянные магниты. Магнитное поле Земли»

учителя физики Шнер Светланы Федоровны и

учителя географии Беловой Татьяны Ивановны

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: Создать представление о постоянных магнитах. Научить их квалифицировать. Познакомить со свойствами магнитов. Знать нахождение магнитных полюсов.

Задачи урока:

  • Образовательные: знание понятия постоянный магнит; умение распознавать естественные и искусственные магниты; знание свойств постоянных магнитов; знание о магнитном поле Земли.

  • Развивающие: развитие познавательной и творческой деятельности, аналитического мышления и самостоятельности учащихся при работе в парах, малых группах, умения проводить исследования и анализировать полученные результаты.

  • Воспитывающие: воспитание культуры умственного труда, общения, коммуникативных качеств (умения общаться при работе в парах).

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Формы обучения: парная, фронтальная.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя физики

Деятельность учащихся

  1. Организа-

ционно-мотивационный

момент

- Здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас немного необычный урок в том плане, что учителей сегодня двое. С нами сегодня учитель географии.
- Ну, а прежде чем я объявлю тему урока, послушайте такую легенду.

Много веков назад это было. В поисках овцы пастух зашёл в незнакомые места, в горы. Кругом лежали чёрные камни. Он с изумлением заметил, что его палку с железным наконечником и гвозди из сапог камни, притягивают к себе, словно их хватает и держит какая-то невидимая рука. Поражённый чудесной силой камней, пастух принёс их в ближайший город – Магнесию. Здесь каждый мог убедиться в том, что рассказ пастуха не выдумка: удивительные камни притягивали к себе железные вещи! Более того, стоило потереть таким камнем лезвие ножа, и тот сам начинал притягивать железные предметы: гвозди, наконечники стрел. Будто из камня, принесённого с гор, в них перетекала какая-то таинственная сила.

- Как вы думаете, о каком камне идёт речь в предании? (О магните.) (слайд 1)

- Правильно, и тема нашего урока «Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.»

- Сегодня на уроке вы узнаете: как объяснить описанное явление, что такое постоянные магниты, какие ещё бывают их разновидности, какими свойствами они обладают и многое другое.

- А ещё мы с вами осуществим погружение в мир науки магнетизма, исследований и интересных фактов.

- Запишите в тетрадях число и тему урока

Слушают учителя, смотрят слайд.











С помощью учителя отвечают на вопрос.


Делают записи в тетрадях.

  1. Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания.

- Отвечаем на вопросы §58 и упр. 28.

-Молодцы!

Отвечают с места.

  1. Актуализация опорных знаний.

-Для того чтобы приступить к изучению новой темы, нам необходимо вспомнить:

(учитель задаёт вопросы)(слайд 2)

- Что такое материя? (вещество и поле)

- Какие примеры полей нам известны? (гравитационные, электрические)

- Что является источником электрического поля? (электрические заряды).

- Какие свойства электрического поля нам известны? (действует на электрические заряды)

- Что такое полюс? (особенная точка, противоположная какой-либо другой)


-Молодцы!



Вспоминают ранее изученный материал, отвечают на вопросы с места.

  1. Введе-ние новых знаний

- А теперь приступим к рассмотрению темы нашего урока и подумаем, а что же такое магниты?


Это тела, длительное время сохраняющие намагниченность (называются постоянными магнитами или просто магнитами) (слайд 3)


- Магниты бывают естественными и искусственными. ) (слайд 4)

  • Естественные (добывают на месторождениях) это железная руда (каменный железняк)

  • Искусственные (намагничивают искусственно, при помощи эл. тока) Очень хорошо намагничиваются и долго сохраняют магнитные свойства такие вещества, как железо, кобальт, никель и сплавы из них.

- Магниты бывают разной формы (слайд 5): полосовые, дугообразные, кольцевые, магнитные стрелки. У всякого магнита, как и у магнитной стрелки, обязательно есть два полюса: северный (N) и южный (S). /Демонстрирую магниты разных видов на демонстрационном столе/


- А сейчас вам, ребята, в ходе выполнения экспериментальных заданий предстоит исследовать некоторые свойства магнитов. Задания и приборы вы увидите на парте. Выполняя задания, будете делать соответствующие выводы.

Запишите в тетради заголовок «Свойства магнитов». (слайд 6)



Задание 1.
Оборудование: металлические скрепки, полосовые магниты.

Возьмите полосовой магнит, поднесите несколько скрепок точно к середине магнита, где проходит граница между красной и синей половинками. Притягивает ли магнит скрепки?

Приближайте скрепки к разным местам магнита, начиная от середины. Какие места обнаруживают наиболее сильное магнитное действие?

Сделайте вывод. (Учащиеся делают вывод)

Вывод. Линия посередине магнита, называемая нейтральной, не обнаруживает магнитных свойств. Наиболее сильное магнитное действие обнаруживают полюсы магнита.


Задание 2.
Оборудование: 2 полосовых магнита.

Поднесите к синему, а затем к красному полюсу одного магнита другой магнит. Что можно сказать о взаимодействии магнитов?

В каком случае магниты притягивается, а в каком – отталкиваются?

Вывод. Одноименные полюсы магнитов отталкиваются, разноименные - притягиваются. (слайд 7)

- Молодцы, отлично поработали!


- Ребята, почему магниты взаимодействуют друг с другом на расстоянии?

- Взаимодействие магнитов объясняется тем, что вокруг любого магнита имеется магнитное поле. Магнитное поле одного магнита действует на другой магнит, и, наоборот, магнитное поле второго магнита действует на первый. (слайд 8, 9)

А вот почему магнитные и географические полюсы не совпадают в этом вам поможет разобраться учитель географии.

Слушают, смотрят слайды, отвечают на вопросы и делают записи в тетрадях.









Слушают учителя.












Читают задания и пытаются выполнить их самостоятельно в парах. Учитель помогает. Записывают свойства в тетрадях.











Ученики на местах зарисовывают со слайда расположение магнитных линий.






Деятельность учителя географии



Где бы вы ни находились на земном шаре, стрелка компаса, поколебавшись, установится в определенном положении, указывая в северном полушарии — на север, в южном — на юг. Земля — огромный магнит, имеющий два полюса — северный и южный. (слайд 10)В 1831  году английским полярным исследователем Джоном Россом в Канадском архипелаге был открыт магнитный полюс — область, где магнитная стрелка занимает вертикальное положение – это 70°05'17" с. ш. и 96°46'45" з. д.

Наблюдения показали, что положение магнитных полюсов меняется. (слайд 11) В настоящее время его координаты 75 с. ш. и 99 з. д. (север Канады, полуостров Бутия), магнитный полюс удалён от географического приблизительно на 2100 км. За столетие южный магнитный полюс переместился почти на 900 километров.  Южный магнитный полюс находится на меридиане острова Тасмания на 66,5 ю. ш. и 140 в. д.

Таким образом, магнитные полюсы Земли не совпадают с её географическими полюсами. В связи с этим направление магнитной стрелки не совпадает с направлением географического меридиана. Поэтому магнитная стрелка компаса лишь приблизительно показывает на север.

Так как, магнитные и географические полюсы не совпадают. Не совпадают магнитные и истинные меридианы. Угол между магнитным и географическим меридианами называется магнитным склонением. Христофор Колумб открыл, что магнитное склонение не остаётся постоянным, а претерпевает изменения с изменением географических координат. Склонение называется Западным (отрицательным), если стрелка компаса отклоняется на запад от географического меридиана и Восточным (положительным), если отклоняется на восток. Открытие Колумба послужило толчком к новому изучению магнитного поля Земли: сведения о нём были нужны мореплавателям. Зная склонение магнитной стрелки в данном месте можно легко определить направление истинного меридиана. А если известна и широта, то определяют географические координаты.

Предлагаю посмотреть интересный материал «Магнитное поле Земли»








Слушают учителя.



















Просмотр видеоролика

  1. Закрепление новых знаний.

-Ну вот, мы и изучили тему «Постоянные магниты. Магнитное поле Земли». А как вы её усвоили, мы проверим с помощью следующих вопросов: (учителя по очереди задают вопросы детям)

1. Какие тела называют постоянными магнитами?

2. Что называют полюсами магнита?

3. Какие из известных вам веществ притягиваются магнитом?

4. Как взаимодействуют между собой полюса магнитов?

5. Какие разновидности магнитов вы знаете?

6. Можно ли изготовить магнит, имеющий один полюс?

7. Что показывает стрелка компаса?

8.Где сейчас находится магнитный полюс?

9. Что называется магнитным склонением? Кто его открыл?

10. Почему северный полюс магнитной стрелки компаса указывает на одноимённый северный полюс Земли?

Отвечают на вопросы с места.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ну, вот, ребята, на этом изучение новой темы закончено.

- Что сегодня на уроке вам показалось: самым трудным; самым важным; самым интересным?

- Итак, сегодня на уроке вы познакомились с такими понятиями, как постоянные магниты, магнитное поле Земли. Узнали свойства постоянных магнитов. Услышали много интересных фактов.

/Учителя благодарят всех за урок, отмечают успехи учащихся, объявляют отметки за урок, задают домашнее задание и дают краткий комментарий к его выполнению/.

-Запишите домашнее задание: §59, 60, вопросы к параграфам. /Сообщение о магнитных бурях, магнитных аномалиях/ Либо написать мини сочинение «Что будет, если магнитное поле Земли перестанет существовать…»


Мы надеемся, что вам не было сегодня скучно и вы уйдёте с урока с большим запасом новых знаний. Спасибо за урок!

Слушают учителя, вспоминают услышанное, увиденное и изученное на уроке, записывают домашнее задание.


Просмотр содержимого презентации
«Постоянные магниты.открытый урок»

Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Автор: учитель физики и информатики Шнер Светлана Федоровна МОУ ВШ №20 г.Волгоград 2016 г.

Постоянные магниты.

Магнитное поле Земли.

Автор: учитель физики и информатики Шнер Светлана Федоровна МОУ ВШ №20 г.Волгоград 2016 г.

Фронтальный опрос: Что такое материя?  Какие примеры полей нам известны?   Что является источником электрического поля?   Какие свойства электрического поля нам известны?  - Что такое полюс?

Фронтальный опрос:

  • Что такое материя?

  • Какие примеры полей нам известны?
  • Что является источником электрического поля?
  • Какие свойства электрического поля нам известны?

- Что такое полюс?

Постоянные магниты Постоянные магниты – тела, сохраняющие длительное время намагниченность. S N N S

Постоянные магниты

Постоянные магниты – тела, сохраняющие длительное время

намагниченность.

S

N

N

S

Искусственные и естественные магниты. Искусственные магниты - железо, никель, кобальт .   Естественные магниты - магнитный железняк . Природные магниты, т.е. кусочки магнитного железняка - магнетита (химический состав 31% FeO и 69% Fe2O3), в разных странах назывались по-разному: китайцы называли магнит - чу-ши; греки - адамас и каламита.

Искусственные и естественные магниты.

Искусственные магниты - железо, никель, кобальт .

Естественные магниты - магнитный железняк .

Природные магниты, т.е. кусочки магнитного железняка - магнетита (химический состав 31% FeO и 69% Fe2O3), в разных странах назывались по-разному: китайцы называли магнит - чу-ши; греки - адамас и каламита.

Постоянные магниты N – северный полюс магнита  S – южный полюс магнита Дугообразный магнит S N N S Полосовой магнит

Постоянные магниты

N – северный полюс магнита

S – южный полюс магнита

Дугообразный магнит

S

N

N

S

Полосовой магнит

Исследование свойства постоянных магнитов.   (Демонстрационные опыты выполняют ученики, анализируя и делая выводы.) Задание 1 . Возьмите полосовой магнит, поднесите несколько скрепок точно к середине магнита, где проходит граница между красной и синей половинками. Притягивает ли магнит скрепки? Приближайте скрепки к разным местам магнита, начиная от середины. Какие места обнаруживают наиболее сильное магнитное действие? Сделайте вывод. Задание 2. Поднесите к синему, а затем к красному полюсу одного магнита другой магнит. Что можно сказать о взаимодействии магнитов? В каком случае магниты притягивается, а в каком – отталкиваются? Сделайте вывод.

Исследование свойства постоянных магнитов.

(Демонстрационные опыты выполняют ученики, анализируя и делая выводы.)

Задание 1 .

Возьмите полосовой магнит, поднесите несколько скрепок точно к середине магнита, где проходит граница между красной и синей половинками. Притягивает ли магнит скрепки? Приближайте скрепки к разным местам магнита, начиная от середины. Какие места обнаруживают наиболее сильное магнитное действие?

Сделайте вывод.

Задание 2.

Поднесите к синему, а затем к красному полюсу одного магнита другой магнит. Что можно сказать о взаимодействии магнитов?

В каком случае магниты притягивается, а в каком – отталкиваются? Сделайте вывод.

Свойства постоянных магнитов. Вывод : Линия посередине магнита, называемая нейтральной, не обнаруживает магнитных свойств. Наиболее сильное магнитное действие обнаруживают полюсы магнита   Вывод: одноимённые полюса отталкиваются друг от друга, разноимённые полюса притягиваются друг к другу.

Свойства постоянных магнитов.

Вывод : Линия посередине магнита, называемая

нейтральной, не обнаруживает магнитных свойств.

Наиболее сильное магнитное действие обнаруживают полюсы магнита

Вывод: одноимённые полюса отталкиваются друг от друга, разноимённые полюса притягиваются друг к другу.

Расположение магнитных линий.

Расположение магнитных линий.

Магнитное поле постоянных магнитов С помощью железных опилок можно получить представление о виде магнитного поля постоянных магнитов. 1 2 3 4 Как магнитные линии магнитного поля тока, так и магнитные линии магнитного поля магнита — замкнутые линии. Вне магнита магнитные линии выходят из северного полюса магнита и входят в южный, замыкаясь внутри магнита, так же как магнит­ные линии катушки с током.

Магнитное поле постоянных магнитов

С помощью железных опилок можно получить представление о виде магнитного поля постоянных магнитов.

1

2

3

4

Как магнитные линии магнитного поля тока, так и магнитные линии магнитного поля магнита — замкнутые линии. Вне магнита магнитные линии выходят из северного полюса магнита и входят в южный, замыкаясь внутри магнита, так же как магнит­ные линии катушки с током.

Компас  В многовековой истории мореплавания магнитный компас был и остается самым значительным изобретением.

Компас

В многовековой истории мореплавания магнитный компас был и остается самым значительным изобретением.

Магнитные полюсы Земли Магнитные полюсы Земли много раз менялись местами (инверсии). За последний миллион лет это случалось 7 раз. 570 лет назад магнитные полюса Земли были расположены в районе экватора

Магнитные полюсы Земли

Магнитные полюсы Земли много раз менялись местами (инверсии). За последний миллион лет это случалось 7 раз.

570 лет назад магнитные полюса Земли были расположены в районе экватора

Вопросы : 1 . Какие тела называют постоянными магнитами? 2. Что называют полюсами магнита? 3. Какие из известных вам веществ притягиваются магнитом? 4. Как взаимодействуют между собой полюса магнитов? 5. Какие разновидности магнитов вы знаете?

Вопросы :

1 . Какие тела называют постоянными магнитами?

2. Что называют полюсами магнита?

3. Какие из известных вам веществ притягиваются магнитом?

4. Как взаимодействуют между собой полюса магнитов?

5. Какие разновидности магнитов вы знаете?

Вопросы : 6. Можно ли изготовить магнит, имеющий один полюс? 7. Что показывает стрелка компаса? 8.Где сейчас находится магнитный полюс? 9. Что называется магнитным склонением? Кто его открыл? 10. П очему северный полюс магнитной стрелки компаса указывает на одноимённый северный полюс Земли?

Вопросы :

6. Можно ли изготовить магнит, имеющий один полюс?

7. Что показывает стрелка компаса?

8.Где сейчас находится магнитный полюс?

9. Что называется магнитным склонением? Кто его открыл?

10. П очему северный полюс магнитной стрелки компаса указывает на одноимённый северный полюс Земли?

Подведение итогов урока, релаксация, домашнее задание Д/З: : §59, 60, вопросы к параграфам  Творческое д/з: Сообщение о магнитных бурях, магнитных аномалиях / Либо Написать мини сочинение «Что будет, если магнитное поле Земли перестанет существовать…» Использованные ресурсы: http://revolution.allbest.ru/physics/00005474_0.html ; http://elkin52.narod.ru/texnika/magnit.htm ; http://www.valtar.ru/Magnets4/School/m_4_21_03.htm; http://www.astronet.ru:8101/.../chapter6_03.html; http://wpdom.com/metamir/index.php?mmm=emf.

Подведение итогов урока, релаксация, домашнее задание

Д/З: : §59, 60, вопросы к параграфам

Творческое д/з:

Сообщение о магнитных бурях, магнитных аномалиях /

Либо

Написать мини сочинение «Что будет, если магнитное поле Земли перестанет существовать…»

Использованные ресурсы:

http://revolution.allbest.ru/physics/00005474_0.html ;

http://elkin52.narod.ru/texnika/magnit.htm ;

http://www.valtar.ru/Magnets4/School/m_4_21_03.htm;

http://www.astronet.ru:8101/.../chapter6_03.html;

http://wpdom.com/metamir/index.php?mmm=emf.

Спасибо  за урок!

Спасибо

за урок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Шнер Светлана Федоровна

Дата: 29.08.2016

Номер свидетельства: 341447


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства