Урок по физике "Испарение и конденсация в 8 классе"
Тема: Испарение и конденсация.
3. Актуализация имеющихся знаний:
У. Для достижения цели урока необходимо вспомнить изученный ранее материал (фронтальный опрос):
В каких агрегатных состояниях может находиться вещество?
Изменяются ли молекулы при переходе вещества из одного состояния в другое?
Одинаковы ли скорости движения молекул вещества, находящегося в любом агрегатном состоянии?
Какой энергией обладают молекулы вследствие своего движения?
Какую энергию называют внутренней? От чего она зависит?
4.Изучение нового материала:
а) Явление испарение
давайте порассуждаем:
По каким внешним признакам можно обнаружить испарение жидкостей?
Как вы думаете, какая молекула может покинуть жидкость?
Какие молекулы остаются в жидкости?
Куда девались молекулы покинувшие жидкость?
Что происходит с температурой жидкости при интенсивном испарении? (Учащиеся отвечают на поставленные вопросы).
У. Давайте проверим наше предположение о том, что температура испаряющейся жидкости уменьшается. Для этого проведем эксперимент
( эксперимент № 1, см. приложение) и на основании его сделаем вывод.
1.Работа в парах
Ход работы:
- измерить температуру воздуха в классе;
- капнуть каплю спирта на термометр;
- измерить температуру через несколько секунд.
У Сделайте вывод.
У. Итак. Под парообразованием, или испарением, понимают процесс перехода из жидкого состояния в парообразное с поверхности жидкости. От поверхности жидкости могут оторваться только молекулы, имеющие очень большую скорость. Это позволяет им преодолеть силы притяжения с молекулами нижних слоев. Таким образом, жидкость покидают самые « энергичные» молекулы, а в жидкости остаются молекулы, которые движутся с меньшими скоростями. Поэтому при испарении внутренняя энергия жидкости уменьшается. Молекулы, которые покинули жидкость и ушли в воздух, образуют пар.
У. От чего же зависит скорость испарения? ( Экспериментальное исследование причин изменения скорости испарения ).
Работа в группах:
(Учащиеся выполняют самостоятельно, работая в группах
Каждая группа получает карточку с индивидуальным заданием, и по итогам работы один из учащихся от имени всей группы делает вывод.)
У. Итак, запишем в тетради:
Скорость испарения зависит:
от рода жидкости: (там, где сила притяжения между молекулами жидкости меньше, скорость испарения выше).
от температуры жидкости: (чем выше температура жидкости, тем больше молекул со скоростями, достаточными для ухода с поверхности жидкости в воздух).
от площади свободной поверхности: (чем больше площадь поверхности, тем большее число молекул одновременно вылетает в воздух).
от наличия или отсутствия ветра: (отдельные молекулы жидкости, попавшие в воздух, могут упасть обратно в жидкость, но если есть ветер, то он снесет эти молекулы в сторону).
У. Ребята, а если закрыть сосуд крышкой , будет ли происходить испарение? (Ответы учащихся). Домашний эксперимент. (Инструкция по выполнению)
в) Явление конденсации
У. Мне хотелось бы прочесть вам эти строки:
Дымятся черные бугры
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом….
Почему дымятся черные бугры? Какой процесс происходит?
У. Оказывается, что одновременно с испарением, происходит переход молекул из пара в жидкость – конденсация.
КОНДЕНСАЦИЯ всякое вообще сгущение, скопление, уплотнение; уплотнение жидкости, сгущение газов в жидкость, усиление электрической силы, силы пара и т. д.
Эксперимент 2: наблюдение явления конденсации.
У. Что наблюдали? Какой вывод?
Учитель обобщает сказанное и делает вывод о том, что конденсация пара сопровождается выделением энергии.
5. Закрепление знаний учащихся:
Цель: научить применять полученные знания при решении качественных задач.
У. Ребята, мы рассмотрели явления испарения и конденсации. Что теперь необходимо сделать? ( применить при решении задач)
Используя изученные явления испарения и конденсации, решите следующие задачи:
б) «Для любителей литературы»
… Когда темный от влаги паркет подсох и все зеркала покрылись банным налетом и звонки прекратились, Филипп Филиппович в сафьяновых красных туфлях стоял в передней.
У Какие строки говорят о рассматриваемых явлениях? Каких?
«Через полчаса появился уездный лекарь, человек небольшого роста,
худенький и черноволосый. Он прописал мне обычное потогонное.»
У. Для чего больному понадобилось потогонное средство?
Информация: через поры выполняющего обычную работу взрослого человека обычно испаряется 0,7л пота в день. У жителей тропиков выделяется 4л в день. За всю жизнь мужчина выделяет 18 тысяч литров пота, а женщина 20 тысяч.
«Тяжелая, обитая конской шкурой, дверь юрты приподнялась в наклонной стене; со двора хлынула волна пара, и к камельку подошел незнакомый пришелец. Голова и шея были
закутаны большою шалью. Вся шаль, обильно усыпана хлопьями крепкого, плотно смерзшегося инея.
У. Найдите физическую ошибку, обоснуйте ее.
в) «Для любителей биологии»
1. У слона нет ни одной потовой железы. А так и перегреться на жаре можно.
Но водоём у слона всегда под рукой, то есть под хоботом.
Набирает слон слюны изо рта хоботом и размазывает по телу.
У . Зачем слон обмазывает себя слюной?
2. В пустынях температура земной поверхности
может повышаться до 70-80°С днем и падать до 4°С ночью.
В этих условиях большинство ящериц ищет убежище, кроме зарывания в
землю, она способна менять положение тела, окраску, уменьшать
поверхность тела, выпячивать глаза.
У. Объясните поведение ящериц?
У зайца большие уши, но совсем не для того, чтобы слушать, а для того чтобы ими … потеть. Каждый квадратный сантиметр уха излучает до 10 калорий тепла в час. В жару заячьи уши отводят треть тепла, образующегося при обмене веществ.
в) Блиц – опрос:
При выходе из реки мы ощущаем холод. Почему?
Почему канистру с бензином нельзя оставлять открытой?
Когда бельё высохнет быстрее при открытой или закрытой форточке?
Для чего вы дуете на горячий чай?
Как вы будите жарить картофель: накрывая сковороду крышкой или нет? Если хотите получить хрустящий картофель?
Какие щи остынут быстрее постные или жирные?
6. Оценка качества знаний.
У. Для того чтобы оценить приобретенные знания, предлагаю тест.
Тест:
7. Подведение итогов урока:
У. Давайте вспомним нашу работу на уроке.
- Какова была цель урока?
- Как вы считаете, достигли мы цели?
8. Домашнее задание:
9. Рефлексия.
- Были ли трудности, и какие?
- Что помогло в достижении цели?
- Что нового вы приобрели на уроке?